Молитвы: в чём их сила и почему они помогают. Сила молитвы в нашей жизни Как лучше молиться: вслух, шепотом или в уме

Многие атеисты на вопрос о Боге отвечают: «Когда увижу Бога, тогда и поверю». Странно: никто не отрицает, что есть добро и зло. Но почему-то многие отрицают Бога и дьявола. А ведь подобно тому, как осенний ветер порождает листопад, Бог порождает добро, а дьявол - зло. Мы не видим ветер, но имеем возможность лицезреть падающие от него листья. Мы не видим Бога, но имеем возможность видеть добро, порождаемое им. И зло, порождаемое дьяволом.

Как-то мысленно я обратилась к Богу с сожалением о том, что не могу Его видеть и говорить с Ним. Просила, чтобы Он показал себя хотя бы во сне: очень хотелось пообщаться. Никакого сна я не увидела, а на следующее утро, когда гуляла в лесу, ко мне с улыбкой подошли две женщины (свидетели Иеговы) и протянули бумажку. В ней было написано про Бога буквально следующее: «Ко мне обращайтесь через молитву и со мной общайтесь через молитву».

Молитва, действительно имеет огромную силу, в которую не верят разве что атеисты. И то потому, что, никогда не молясь, не могут увидеть результат молитвы. Правда - чего греха таить - я тоже раньше не очень-то верила в силу молитвы, хотя молилась с 6-летнего возраста до юности ежедневно. Но случай все изменил.

Как-то мы с семьей поехали отдыхать летом в Турцию, и в ресторане отеля мне понравился один очень красивый официант. И хотя я и не имела цели изменять своему мужу, но все равно чувствовала себя виноватой. И за то, что старалась лучше выглядеть перед тем официантом, и за то, что больше ему улыбалась, чем всем остальным. И особенно за то, что, видя его, сердце начинало чаще колотиться. А вот это мне уже совершенно не нравилось. Во всяком случае, я бы очень не хотела, чтобы мой муж подобное ощущал к какой-то другой женщине. Поэтому и сама хотела от этого наваждения поскорее избавиться, решив попробовать молиться. Заплывая подальше в море, где никто не мешал, молилась Богу, прося его избавить меня от греховного наваждения. Поразительно, но больше двух-трех раз молиться даже не пришлось: ни на следующий день, ни через день, ни в день отъезда из отеля я не чувствовала к тому официанту ровным счетом ничего! Видимо, это было какое-то дьявольское наваждение. Но оно стало опытом, и весьма полезным. Теперь я очень верила в силу молитвы. Ведь я себя хорошо знала: уж если мне кто-то нравился, то это было надолго. А тут вдруг раз - и как рукой сняло. Это было не просто удивительно, а в высшей степени поражало, потому что мне было несвойственно.

Теперь я уже воспринимала молитву не только как обращение к Богу, но и как способ борьбы с темными силами. В Библии сказано, что «род сей изгоняется молитвою и постом». В Ветхом Завете, в третьей книге Ездры Бог говорит: «Итак, если ты опять помолишься и опять семь дней попостишься, то я покажу тебе больше…» Монахи хорошо знают об этом, и таким образом продвигаются в познании духовного и неведомого.

Что же касается меня, то опыт, полученный в Турции, вскоре очень пригодился, потому что практически каждую ночь неделями напролет меня начали мучить кошмары. За всю свою жизнь я видела, может быть, не больше 20 кошмарных снов, а тут вдруг такое…. Первые несколько дней надеялась, что само все пройдет. Но прошло 3-4 дня, а кошмары не прекращались, даже несмотря на то, что перед сном каждый раз читала «Отче наш». Поэтому я стала читать еще и другую, более короткую молитву: «Господи Иисусе Христе сыне божий помилуй мя грешную». Она помогала иногда, но все равно кошмары часто продолжали сниться. Тогда я решила не только читать эти две молитвы, но еще и креститься во время их прочтения. И вот тут-то кошмары пропали! Поняв это, грешным делом стала экспериментировать: то крестилась перед сном, то не крестилась. Когда не крестилась, сразу начинались кошмары. Когда же крестилась, их не было. Поэкспериментировав так раз 5, наверное, уже отчетливо видела закономерность, поражавшую до глубины души. Уже позже в книге «Несвятые святые» прочла, что одного известного человека также постоянно мучили кошмары, и ему тоже помогла короткая молитва с крестным знамением, что еще более утвердило меня в мысли, что все это не простое совпадение. Теперь я уже знала способ борьбы с кошмарами, и они уже больше не приходили.

Видя чудодейственную силу молитвы, начала применять ее в совершенно различных жизненных ситуациях и с удивлением стала замечать, что в некоторые моменты раздражения, злобы, агрессии молиться совершенно не хочется! Более того: это становится почти невозможным - не получается себя заставить ее произнести, прям как будто кто-то не дает рта открыть! То же самое в аналогичных ситуациях раздражения и злости ощущала и дочка.

Однажды, узнав, что святая Матрона советовала крестить воду, молясь над ней, а потом ее пить (это полезно не только немощным, больным людям, но и совершенно здоровым), предложила дочери этот способ проверить на деле, и в минуты злости неоднократно читать молитву «Отче наш» над стаканом с водой, крестя ее во время молитвы. Она так и сделала. Прочитав 12 раз молитву, выпила всю воду. Агрессия ушла сразу же после этого. И сразу же у дочери начался понос. Помню, она была весьма впечатлена действенным результатом, но, как и я, не могла больше этого повторить - как будто какая-то неведомая сила не дает начать молиться во время человеческого гнева. Зачастую в такие моменты даже ни одной мысли нет о том, чтобы помолиться. Вот и выходит, что либо забываешь помолиться, либо, если помнишь, то не можешь себя заставить.

Заметила еще одну особенность: при чтении молитвы «Отче наш», становится чрезвычайно трудно полностью сконцентрироваться, и это несмотря на то, что молитва длится меньше минуты! Мне стало интересно, только ли у меня такое происходит. Спросила у супруга - у него та же проблема. Позже узнала, что не только у нас наблюдается подобное - об этом даже священники знают. Удивительное дело - если человек будет думать о насущных проблемах, которые его заботят, мысли об этом будут в голове и 5 минут, и полчаса, и даже больше. И при этом ни на что другое он не будет отвлекаться. Но сколько же посторонних мыслей в голове во время чтения всего лишь минутной молитвы «Отче наш»! Очень часто в это время лезут мысли о материальных вещах и благах или о возможности их приобрести. Вот оно, явственное влияние нечистой силы на сознание человека! Вот оно - видимое невидимое…

Из книги «На земле мы только учимся жить» в одном из рассказов было написано, что если с верой читать по 40 раз в день 90-ый псалом, излечиваются самые запущенные и безнадежные заболевания. Вспомнили об этом, когда заболела дочка. Муж попробовал исцелить ее, когда та мучалась от тошноты и боли в животе. Результат превзошел все ожидания: когда он прочел над стаканом с водой эту молитву 40 раз подряд, и дал выпить дочери, ее сразу вырвало, после чего она быстро пошла на поправку. Но удивительнее было то, что рука мужа, которая сильно до этого сильно болела вот уже на протяжении двух месяцев, в тот же день исцелилась. Поэтому, конечно, мы знали не понаслышке о том, насколько действенна эта молитва. В Библии говорится: «По вере твоей воздастся тебе».

Как-то зимой я заболела. Ощущения в теле были скверные, температура 37,5 переживалась почему-то необыкновенно тяжело. Муж с ребенком пошли гулять, а я, предоставленная самой себе, стала молиться. Я вспомнила случай, произошедший несколькими годами ранее, когда ругалась на Бога практически кажется даже матерными словами, гневаясь за то, что Он не помогал моему тяжело болеющему тогда ребенку. В то время я была маловерующей девушкой с совершенно другим мировоззрением, свойственным большинству современных неверующих людей. И когда температура ребенка зашкаливала 4-5 дней подряд за 38 градусов, начала сначала молиться Богу, а заметь впадать в ярость по отношению к Нему за отсутствие помощи с Его стороны. Когда вспомнила про этот случай из прошлого, мне стало очень жаль, что я так себя повела. И, лежа в постели с температурой, начала молиться, прося у Бога, чтобы Он дал мне знак, простит ли когда-нибудь за такое поведение. Я не надеялась на прощение, но продолжала молиться со слезами на глазах. И вот спустя час температура опустилась на полградуса - и это несмотря на то, что был вечер, и, как известно, по вечерам при ОРЗ температура обычно только повышается, а не понижается. Это было необычно и неожиданно, я стала чувствовать себя лучше без таблеток. А утром была уже совершенно здорова.

Как-то раз, поругавшись с мужем, решили вместе с дочкой пойти погулять в лес без него. Сначала вышли в лесу на тропинку, где редко ходили, а потом и вовсе с нее свернули и углубились в гущу леса - грибы искали. Я немного успокоилась, и стала думать, что все-таки было бы хорошо, если бы муж был рядом. Мысленно обратилась к Богу с рассуждениями об этом. К своему изумлению минут через 5-10 я увидела мужа - он нашел нас там, где найти, в общем-то, не должен был - лес большой, а с тропинки (а этих тропинок в лесу сотни) мы уже сошли. Как потом оказалось, не только я, но и дочка, и сам муж молились Богу, чтобы мы скорее встретились. Позже муж сказал, что когда он зашел в лес, ему как будто кто-то подсказал, что идти нужно именно в этом направлении, а никак не иначе. А я с дочкой, гуляя вдали от протоптанных дорожек, услышала впереди какой-то непонятный хруст, и, забеспокоившись, решила повернуть в другую сторону. Если бы я этого не сделала, мы бы с мужем разошлись. Но потом было еще интереснее: гуляя по лесу уже вместе, мы набрели на пикник семьи с собакой. Собака непонятно почему вдруг разозлилась и с лаем бросилась на меня. Ее хозяйка очень удивилась такому поведению и сказала, чтобы мы не боялись, потому что она не кусается. Однако я видела, что намерения собаки относительно меня весьма серьезные. Она бежала ко мне, озверевшая, злая, и я поняла, что сейчас она меня укусит. Когда она подбегала, и уже сделала рывок, чтобы ухватить меня, я подумала: «Меня Господь защитит». В тут же секунду, как это подумала, ее пасть, лязгнув по ткани джинсов, но уже не в силах ухватить меня за ногу, стала как бы сама собой закрываться - помимо воли собачьей. Она продолжала злобно рычать, но укусить меня уже не могла. Так и стояла - злая, рычащая, но не способная сделать мне зло, ведь я подумала: «Меня Господь защитит».

В связи с этой историей вспомнила и еще одну подобную. Ее рассказал дед Виктор, наш хороший знакомый. Как-то однажды, по обыкновению гуляя вечером в лесу, он увидел шедшего навстречу человека. Причем, человек этот был настроен явно агрессивно: он схватил с земли палку и пошел с ней навстречу Виктору. Старик смекнул, что дело не к добру. И начал молиться, пока расстояние между ними позволяло это сделать. И как только прочел до конца молитву, у того мужчины палка выпала из рук, он поравнялся с дедом и прошел себе мимо. Вот такая реальная история.… Недаром в Библии написаны слова Иисуса: «По вере вашей да будет вам».

Все вышеописанные истории наглядно иллюстрируют, что Господь слышит нас, наши мысли, добрые и злые побуждения, наши надежды на Его помощь.

Суеверные люди считают, что сила молитвы состоит в самом магическом тексте. Набор слов, произнесенный при совершении определенных жестов, а еще лучше - в сочетании с иконками, оберегами, талисманами и перебиранием четок, может повлечь за собой чудодейственное выздоровление, счастливый исход дела или выход из затруднительной ситуации. Такие люди полагают, что это своего рода заклинание, как у Старика Хотабыча «трах-тибидах-тибидох». Тогда получается, что произнести ритуальные слова может каждый - истовый верующий, сомневающийся, даже атеист, и результат будет тот же: подействует.

Однако большинство религий утверждает, что ритуальные фразы, произнесенные без религиозного чувства, остаются пустыми словами. Их делает действенными лишь сила веры. Молитва является лишь устным выражением устремлений к Богу. Вспомните эпизод из Евангелия, когда больная женщина, видя Иисуса Христа, окруженного толпой, думает: «Стоит мне прикоснуться только к краю Его одежд, как тотчас же исцелюсь». Так и случилось, хотя она не произносила при этом никаких магических формул. Господь сказал ей: «Вера твоя тебя спасла». Заметьте: не молитва, не приложение к одежде (Плащанице, иконам, костям в раках, не паломничество в а вера.

Почему же мы говорим «сила молитвы»? В устах верующего она является выявлением устремления к Богу, воззванием к Нему. О какой помощи можно просить Его в этом мире? О выздоровлении тела? С этой проблемой нужно обращаться к врачам. О счастливом исходе дела? Мы сами можем повлиять на его результат. Отец Небесный не влияет на то, что происходит в этом мире, мире мертвых вещей. И об этом множество раз указывается в Царствие Божье - не от мира сего. Его королевство - это духовный мир, там Он творит чудеса.

Давайте посмотрим, в каких случаях в Писаниях проявляется сила молитвы. Вот Петр, видя Иисуса, идущего по воде, говорит: «Повели мне придти к Тебе». Господь говорит: «Иди». Петр выходит из лодки и идет к Христу (его душа устремляется к Богу) по воде (по зыбкой бездне этого мира). Но поскольку дует сильный ветер, вздымающий волны (страсти земные), Петр испугался (поддался искушению), провалился в воду и стал тонуть (начал терять веру). Тогда он закричал: «Господи, спаси меня!».

И в этом коротком возгласе выявилась вся сила молитвы. Христос подошел, подал ему руку и сказал: «Зачем ты усомнился, маловерный?». Таким образом, воззвание к Богу - это просьба укрепить наш дух, освободить нас от страха перед тяготами и страстями этого мира, усилить нашу веру, если она угасает. Но религиозное воззвание также выявляет наше желание придти к Богу, демонстрирует наше устремление к Добру и наше чаяние вырваться из пут зла, очиститься от грехов, болезни души. Мы восклицаем вслед за отцом одержимого бесом юноши: «Господи! Помоги моему неверию» (Мар.9:23,24).

Но для того, чтобы наши слова были услышаны, нужно стараться жить по заповедям Божьим, как сказано: «Приблизьтесь ко Мне, и Я приближусь к вам». Сила молитвы «Отче Наш» проявляется лишь в устах того, кто действительно достоин называть Бога своим Отцом Небесным, кто неукоснительно следует заповедям, данным Иисусом Христом в Нагорной проповеди. Поэтому в раннехристианской традиции простые верующие не могли произносить молитву Господню, ее даровали специальным ритуалом вступающему в «Служители Божьи».

Молитва — не чародейство, а способ справляться с жизненными неурядицами, не прибегая к агрессии, алкоголю и другим деструктивным вещам. Опора на ту силу любви и доверия, которые не доступны в суете обыденной жизни. А именно такие состояния и способны творить чудеса! В статье собраны удивительные истории очевидцев. Молитва — это обращение к невидимому миру, Богу, Святым людям, ангелам, диалог с ними. В чем же сила молитвы? В чем смысл разговора с теми, кого не видишь? Каким образом слова помогают? Почему молитвы так распространены уже тысячи лет?

Напишу о том, как психология отвечает на эти вопросы. Вы можете быть совсем не религиозным человеком, скептиком, атеистом, но психика есть у каждого. Поэтому для молитвы нет разницы, кто её произносит. Если слова идут от сердца, то они меняют наше состояние.

1.Молитва снимает тревогу, дает возможность рационально действовать, сохранять рассудочное поведение в стрессовой ситуации.Мозг так устроен, что на сложный вызов среды, формирует доминанту, очаг возбуждения, который угнетает все остальные. Ваш ребенок заболел? Вы охвачены страхом за него, трудно сосредоточиться, вы переживаете. А нужно действовать, принимать решения. Или — напротив — ждать, когда врачи сделают свою работу. Молитва позволит ослабить мозговую доминанту. Молитвенное обращение, речевое действие поможет сохранять спокойствие в нелегкую минуту. А освободившиеся ресурсы мозг направит на решение проблемы.

2. Чтение молитвы помогает гармонизировать гормональный фон, избежать нарушений телесного благополучия. При сильном эмоциональном потрясении в кровь выбрасывается адреналин, гормон страха и стресса. Мышцы напрягаются, сильнее сердце, учащается ритм дыхания. Мы готовы к драке или бегству. Но не всегда можно ударить или убежать. И тогда напряжение начинает угнетать наш организм, постоянно находится в сверхмобилизации без истощения сил невозможно. Важно суметь расслабиться, успокоиться, чтобы сохранить здоровье. Моя знакомая рассказывала, как её ребенок тяжело заболел коклюшем. Он задыхался так, что оказался в реанимации. Она собрала волю в кулак, делала все необходимое, не позволяя себе страдать и плакать. Сын выжил и стал поправляться. А мать оказалась в больнице с язвой на нервной почве. Молитва же помогает рассеять напряжение и сохранить здоровье.

«Папа сильно заболел. Врачи никаких прогнозов не давали, только разводили руками: «80 лет, что вы хотите!». Мне сестра звонит и, плача в трубку, рассказывает, как нашему папочке плохо. И я подошла к иконе Матронушки и стала молиться. Молиться не умею, говорила, что в голову приходило, просила отвести болезнь и продлить жизнь папочке. У меня такого никогда не было, я как-то вся ушла в молитву. Словно уже не дома, а где-то парю, вижу себя со стороны, потом толчок и я осела на пол. Как будто проснулась, очнулась, если хотите. В горле все пересохло, голова была тяжелая, но на сердце стало спокойно. Папа не сразу пошел на поправку, еще какое-то время он находился на грани, потом сестра позвонила и сказала, что папе стало лучше. После этого он прожил еще 5 лет».

3. Молитва включат гармонизирующие состояния доверия, любви, контакта с всемогущей силой.Замечательная история, приведенная ниже, демонстрирует, как это состояние может приходить изнутри психики, во сне. Как много сил дает теплота, любовь, ласковый свет! Как мы нуждаемся в этом в самые тяжелые и трудные моменты жизни!

«У меня есть подруга, добрый и чистый человек. Однажды она мне рассказала о сне, который ей всегда снился в трудные минуты отчаяния и безнадежности. Она закончила институт, поступила в аспирантуру и решила выйти замуж за своего единственного любимого мужчину, которого любила с 8 класса. Родители были категорически против: беден, без образования, национальность не подходит. Да и его родители мечтали о другой жене. Но молодые поженились и стали жить у родителей приятельницы. Даже рождение внука не примирило родителей с этим браком. Бесконечные скандалы, требования развестись и выгнать мужа. Он и сам уходил из дома. Где он был неделями, она не знала. Каждый раз, когда она уходила гулять с ребенком, родители собирали вещи их и ребенка, говорили: «Уходи из дома и не приходи, пока не разведешься». Приятельница говорила, что находилась практически на грани безумия и отчаяния. И в этот момент ей снился один и тот же сон: она входит в пустую комнату, стены которого состоят из ласкового света и комната пронизана каким-то любящим светом. Утром она просыпалась как будто обновленная, спокойная, веселая. Проходило время — сыпались неприятности. И когда наступал край отчаяния, ей опять снился волшебный сон о комнате, в которой так светло и так много любви к ней. Сейчас они с мужем замечательно живут, вырос сын-умница».

4. Молитва концентрирует на важной задаче, подключая к решению глубокие уровни психической организации. Это может выглядеть как чудо. Чудо и есть.

«Напишу я, как я поверила в силу слова и молитвы. У меня сыну исполнялось 18 лет, начались комиссии в армию. Он высокий очень, сколиоз есть, плоскостопие, артрит, пролапс клапана сердца — всё равно годен. Я очень боялась армии. Надо знать моего сына. Он такой, слабый морально, никогда не дрался. Были у нас проблемы некоторые в детстве с особенностями развития — родился он с травмой головы и долго не говорил. А потом начал заикаться. Сильное заикание нам сняли, но какие-то заминки в речи всё равно порой проскальзывали. К ним и привязался невропатолог на комиссии, и дали ему направление на обследование в отделение неврозов. Я шла возле церкви, зашла и поставила свечки, просила: «Пусть моего сына не забирают. Если есть шанс какой-то, то отведи, Господи! У меня, кроме него, никого нет». Я боялась, что его затравят. Боялась за него, очень. При этом ни денег, ни связей, чтоб откосить, у меня не было. Сына положили в больницу, а я не могла долго приехать, работала тогда без выходных. Звоню ему, а он вдруг начинает заикаться на каждом слове, чего не было никогда. При этом сам пугается и говорит — я не понимаю, что со мной. Я приезжаю к нему, а он уже просто мычит, даже на слове мама, и дальше сказать не может. До слёз. При этом он не косит и не придуривается, нет в нём такой хитрости. Я ко врачу. Тот сам говорит: «Мы ничего понять не можем, у него спазмы, начало челюсть сводить, потом шею». Его кололи, успокаивающие разные, он как зомби. Я себя проклинала, думаю: «Вот, сама нагадала, сама сына подставила своими словами». В церковь опять ходила, прощения просила. Сын настолько не мог ничего уже говорить, что перестал и пытаться, молчал. Приеду к нему, уйдём в парк, гуляем, молчим. Пытается что-то сказать, оба плачем. Выписали его без улучшения, выписку нам не дали, отправили в военкомат. Призыв за это время прошёл, перенесли на весну. Он в техникуме учился, я ходила, просила, чтоб не спрашивали его, письменно всё отвечал. Потом, понемногу стал приходить в себя и заикание уменьшилось. Весной пошёл в военкомат, приносит военный билет, годен условно. После этого заикание стало резко проходить, и сейчас он не заикается совсем».

Есть выражение «Кто в окопе не лежал, кто детей не рожал — тот в Бога не верит». Действительно, в обыденной жизни мы мало думаем о чем-либо сверхъестественном, погружены в суету и проблемы. Но в тяжелых ситуациях, когда встает вопрос жизни и смерти, когда тревога неопределенности невыносима, мы ищем сил и поддержки у невидимого мира. Даже если раньше он был не очень нам интересен.

Василий Петров, муж моей двоюродной бабушки, прошел войну танкистом. Рассказывал, как на фронте тайно плавили олово и лили себе крестики, как молились, чтобы выжить. Многие ветераны, их близкие говорили о том же. Молитва помогала справляться с чудовищной тревогой перед лицом смерти.

«Моя бабушка в войну вымолила деда. Каждый вечер она и четверо девочек вставали на колени и молились. Деда направили с самого начала войны сразу в бой, от полка осталось только пять раненых человек, которых привезли во фронтовой госпиталь. Главврач как-то к нему подошел и предложил остаться у него санитаром, который с места боя подбирает раненых. «Так у тебя есть шанс выжить», — сказал деду главврач, -«Иначе как только вас немного вылечим, сразу в бой, из которого ты уже не сможешь вернуться». Дед дошел до Берлина, получил два ордена Красного знамени, вернулся в деревню, в которой практически не осталось мужиков».

«Мне мой свекор рассказывал, как молились на фронте. И молитву, 50 псалом Давида «Живый в помощи Вышняго», переписанную от руки показывал. Вся старенькая, затёртая. Он считал,что она его на фронте спасла…»

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Примеры силы молитвы.

    1) В некотором саду обрезали сухие ветви от виноградных деревьев и выбрасывали вон. Святой Тихон, собрав оные, рассадил их в своем огороде и помолился Богу , чтобы ниспослал на его виноград четыре дарования: первое, чтобы сухие розги приняли влагу, жизнь и силу, укоренились и возросли; второе, чтобы виноград был полон и красив; третье, чтобы ягоды были сладки и здоровы; четвертое, чтобы грозди его быстрее прочих созревали.

    Назавтра Тихон пошел наведать виноград свой и увидел на нем благословение Господне: все розги прозябли; они начали расти и тем же летом сверхъестественно принесли чрезвычайное изобилие плодов; повсюду виноград был зелен, а у святого отрока созрел, имел вкус весьма сладкий и для здоровья полезный. Сей виноград не только при жизни, но и по смерти чудотворца не лишился своей чудесной силы, а вино, из сих ягод изгнетенное, по большей части употреблялось для приношения бескровной жертвы Богу.

    Сколь действительна пред Господом молитва угодников Его!.. Но, христиане, заметьте другое, не менее важное для вас нравоучение. Вы не члены ли Церкви? Не лозы ли винограда, который насадила десница Господня? Вы без духовных дарований, сухи исходите из чрева матери своей, но святая купель дарует вам влагу, Божественное миро - жизнь, Крест Господень - силу. Вся Церковь тогда молится за вас устами священнослужителя, да укоренитесь и возрастете в вере Евангельской. Исполнитесь дел добрых; будьте украшением не только ваших семейств, но и общества христианского.

    Растворяйте сладостью благодеяний жизнь ближних, огорченную злосчастьями, споспешествуйте здравию недужных. Спешите, один скорее другого, расцвести верой, благочестием, братолюбием! Тогда будете как дерево, насажденное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что ни делаете, успеете («Училище благочестия», ч. 1).

    2) В одно время в Милитине Армянской была чрезвычайная засуха, отчего неминуемо угрожал голод, и сетование жителей день ото дня умножалось.

    Наконец все прибегли к епископу своему, преподобному Акакию (память 17 апреля), чтобы он умолил Бога явить к ним милость Свою. Святитель, собрав народ, уже алкать начинающий, пошел к церкви святого великомученика Евстаоия, вне града бывшей, умоляя страдальца Христова участвовать в их молитве и вместе с ними испросить у Бога дождь земле иссохшей.

    Здесь, избрав близ церкви лучшее местоположение, он велел принести и поставить Божественный престол; и на открытом поле, без крова, начал совершать бескровную жертву, слезные к небу возводя очи. Уповая на всемогущество и милосердие Божие, Акакий не растворил вино водой, но ум свой вперив в Бога, прилежно молился, да Он Сам свыше растворит святую чашу и вкупе напоит иссохшую землю. Сия молитва столь сильна была у Бога, что немедленно пролился великий дождь и растворил вино водой, земную стихию - стихией водной, а сердце народа - радостью (там же, ч. 5).

    3) Недавно к иконе великомученика Пантелеймона, находящейся в Сосницком храме Полоцкого уезда, принесена прекрасная рама одним из жителей города Витебска Э.И.Г., состоящим на службе по Министерству юстиции, семейство которого несколько лет сряду проживало в нашей местности на даче в летний сезон. Навещая свое семейство, Г. ежегодно, в день памяти великомученика Пантелеймона, посещал наш храм и просил отслужить молебен перед образом сего угодника Божия, во время которого он всегда горячо молился. Заинтересованный этим, я возымел нескромность спросить Г., почему он особенно благодарно чтит великомученика Пантелеймона . В ответ на это жертвователь сказал: «В жизни моей были некоторые обстоятельства, при которых я испытал дивные милости Господни через посредство сего угодника Божия, заставившие меня во всю жизнь благоговейно чтить и благодарственно прославлять Его. Не очень давно, говорил жертвователь, я был опасно болен общим расстройством организма. Сначала меня лечили в Витебске, потом в Петербурге , Москве и Самаре, и, наконец, в Ялте. Но помощи и облегчения я нигде не получил.

    Напротив, в Ялте положение мое стало столь опасным, что врачи посоветовали мне ехать на родину, и я возвратился домой едва живым, с твердым намерением оставить всякое лечение и предать себя в руки Божий.

    По возвращении домой прежде всех посетил меня письмоводитель мой, который обратился ко мне с такими словами: «В отсутствие ваше мы много молились о здравии вашем, но вижу, что молитвы наши не помогли. Вот вам икона великомученика Пантелеймона; помолитесь теперь перед ней вы сами. Угодник Божий упросит Отца Небесного спасти вас от смерти, восстановит ваши силы и возвратит вам здоровье».

    «С глубокой верой, - продолжал жертвователь, - я принял добрый совет и с твердым упованием на благодатную помощь целителя Пантелеймона стал молиться перед образом его, повесив при одре своем. Скоро я почувствовал себя лучше, затем стал выздоравливать и, наконец, сделался совершенно здоровым.

    Такая видимая милость Божия, помогшая мне избавиться от болезни без лечения, по предстательству великомученика Пантелеймона, заставила меня всегда прибегать с молитвой к сему угоднику Господню, а иконописное изображение великомученика, принесенное в дар мне, с тех пор сделалось бесценной святыней моего дома. К сожалению, недолго мне пришлось владеть сей святыней.

    Приходит как-то раз к нам женщина-крестьянка и с горькими слезами рассказывает, что у нее дочь в доме умирает. Сжалившись над бедной матерью, я преподал ей кое-какие советы и вручил ей икону великомученика Пантелеймона, настаивая, чтобы она, возвратившись домой, немедленно попросила местного священника отслужить перед иконой молебен о здравии больной и затем возвратила нам святыню моего дома. Но женщина эта не возвратила мне икону. Я был настолько доверчив, что не спросил тогда, откуда эта женщина, где она живет, а вследствие сего не мог и принять мер к разысканию своей святыни. Спустя некоторое время после сего заболел у меня сын-малютка. Консилиум врачей признал его положение безнадежным. Идя на службу, под давлением горестных чувств, помолился горячо и дал обет: выписать икону великомученика Пантелеймона с тем, чтобы поставить ее в своем приходском храме на поклонение людям. И малютка мой оправился и находится в полном здравии до сего Дня.

    Икона выписанная находится нынче в Покровском храме города Витебска; перед ней стоит аналой, на котором лежит всегда житие великомученика Пантелеймона. Вот почему я глубоко почитаю великомученика Пантелеимона и в день памяти его, совершаемой Святой Церковью 27 июля, где бы я ни был, всегда стараюсь побыть в храме Божием и помолиться ему».

    Этими словами жертвователь окончил свой поучительный рассказ о чудных обстоятельствах в его жизни, которые, наряду с другими подобного рода случаями, совершавшимися в бесчисленном множестве по молитвам святых, свидетельствуют, что и ныне дивные дела Божий может видеть и испытать на себе всякий верующий человек, лишь бы он молился с теплой верой и твердым упованием на Бога (Полоц. епарх. вед., 1887 г., №4).

    4) В Кесарии, во дни святительства Василия, жила одна благородного происхождения и весьма богатая вдова, которая безмерно грешила и предавалась всем видам чувственных удовольствий, даже самых постыдных. Но всемилостивый Бог, желающий всем спасения, коснулся ее сердца Своей благодатью, и эта женщина пришла в себя, увидела бездну, в которую увлекаема была своим плотоугодием, и начала глубоко сокрушаться в своем окаянстве. Со слезами искреннего раскаяния, вспоминая множество грехов, содеянных ею от лет юности, она решилась написать их на хартию, в конце же этого длинного списка беззаконий написала один особенно тяжкий грех - и запечатала хартию.

    Однажды, когда святой Василий Великий шел в церковь, кающаяся грешница приблизилась к нему и, припавши к ногам его, сказала: «Святитель Божий, помилуй меня, паче всех согрешившую!» На вопрос святого Василия, чего она хочет от него, она отвечала: «Вот, владыко, все грехи и беззакония мои написала я на этой запечатанной хартии; ты же, угодник Божий, не читай написанного и даже не разрешай печати, но только помолись обо мне и своей молитвой очисти грехи мои, ибо я верую, что Господь, внушивший мне эту мысль, услышит твою молитву обо мне, грешнице». И святой Василий взял хартию и, возведши очи на небо, сказал: «Тебе единому, Господи, возможно совершить дело сие; если Ты взял грехи всего мира, то кольми паче можешь очистить прегрешения этой одной души: ибо все грехи наши изочтены перед Тобою; милосердие же Твое бесконечно и неизреченно».

    Сказав так, угодник Божий вошел с хартией в церковь и, повергшись в алтаре перед престолом, долго молился о жене той. На другой день, по окончании богослужения, она получает свою нераспечатанную хартию и, открыв ее, к великому изумлению своему находит, что все грехи ее изглажены, кроме самого тяжкого греха, написанного после всех. Увидев это, вдова с ужасом и рыданиями опять припадает к ногам святителя и просит его умолять Бога, да простит Он ей и этот великий грех, как простил все другие ее грехи.

    Глубоко тронутый сердечным сокрушением жены, святитель говорит ей: «Вспомни, что и я человек грешный, и сам имею нужду в помиловании, прощении; Господь же, очистивший прочие грехи твои по Своей благости, может и неизглаженный грех твой очистить, если ты станешь блюсти себя от греха и будешь усердно ходить путем Господним». Он посоветовал ей обратиться со своей просьбой к некоему святому мужу по имени Борем, живущему в одной пустыне, да испросит он отпущение греха ее у Человеколюбца Бога. Исполняя этот совет, она отправилась в пустыню и после долгого путешествия нашла келию Ефрема и, подавая ему свою хартию, сказала: «Архиепископ Василий послал меня к тебе, чтобы ты помолился Богу об очищении греха моего, на хартии сей написанного; все другие он изгладил своей молитвой».

    Но преподобный Еорем, в смиренном сознании своего недостоинства, отвечал: «Кто мог умолить Бога о многих твоих грехах, тот кольми паче может умолить Его об одном последнем грехе твоем. Итак, возвратись же к Василию и не медли нимало, дабы обрести его в живых: ибо он скоро отойдет к Господу». Жена, поклонившись преподобному, с возможной поспешностью отправилась в Кесарию. При входе в город она узнала, что великий святитель скончался, и уже совершается погребение тела его. С неописанной горестью она пошла навстречу погребальному шествию и, припавши к гробу святого, с горестью вопияла: «Увы, святитель Божий, увы мне окаянной! Для того ли ты отсылал меня в пустыню, чтобы я не беспокоила тебя своей просьбой перед твоей смертью?

    Вот и возвратилась, без всякой пользы совершивши трудный путь в пустыню: да судит Бог между мной и тобой - в том, что ты, будучи сам в состоянии оказать мне помощь, отослал за ней к другому». Потом она положила свою хартию на гроб святителя и рассказала о случившемся всем бывшим здесь людям. Один из клириков взял хартию, распечатал ее и, не найдя в ней ни одного написанного слова, сказал жене, что она напрасно сокрушается, не ведая явившегося над ней неизреченного человеколюбия Божия. Весь народ, узнав о чуде, прославил Бога, дарующего столь великую силу и власть верным рабам Своим и по смерти их.

    5) Жил в Кесарии иудей по имени Иосиф, врач столь искусный и опытный в разумении свойства и исхода болезней, что очень нередко за три и четыре дня предузнавал кончину больных. Святой Василий Великий питал к нему расположение и в частных беседах с ним убеждал его оставить иудейский закон и принять святое крещение.

    Но Иосиф всегда отказывался, говоря, что он хочет умереть в той вере, в которой родился. Однажды святитель Божий пророчески сказал ему: «Поверь мне, что ты крестишься еще прежде моей смерти», и с особой силой убеждал его принять Христову веру, говоря, что и отцы его некогда крестились в облаке и море и пили воду от камня, который был прообразом духовного камня - Христа, родившегося от Пресвятой Девы ради нашего спасения.

    Но, несмотря на все убеждения святого Василия, иудей упорствовал в своем неверии. Святитель, незадолго до своей кончины, впал в тяжкую болезнь и пригласил к себе Иосифа, как бы прося помощи от его врачебного искусства. Когда тот пришел, святой Василий спросил его об исходе своей болезни. Внимательно осмотрев больного, Иосиф решительно сказал его домашним, чтобы они приготовили все нужное к погребению, поскольку архиепископ умрет в сей же день до захождения солнца.

    «А если я останусь в живых до половины следующего дня, - спросил его святитель, - ты что тогда сделаешь? Согласишься ли креститься?» - «Клянусь тебе, владыко, что если ты будешь жив до утра, я исполню твою волю».

    Крепко помолился богоносный отец наш Василий, да продлит Господь жизнь его для обращения иудея, и его святая молитва была услышана. Поутру он послал за Иосифом. Тот долго не верил словам слуги, что святитель доселе еще жив, и с великим изумлением убедился в том собственными глазами. Павши к ногам святителя, он из глубины сердца воскликнул: «Велик Бог христианский! Я отрицаюсь иудейства и приступаю к истинной вере христианской. Повели, святой владыко, немедленно преподать святое крещение мне и всему дому моему».

    Святой Василий изъявил намерение крестить его своими руками. И тогда Иосиф заметил ему, что его силы до конца ослабели, и потому он не в состоянии будет совершить таинства. Человек Божий с твердой верой отвечал: «Мы имеем Создателя, нас укрепляющего». И, восстав от одра болезни, он вошел в церковь, сам крестил Иосифа со всем его семейством, сам совершил в тот день литургию и еще говорил пространное поучение к новокрещеным и к другим духовным чадам своим. Когда потом скончался великий святитель, новокрещеный христианин, увидев его уже преставившегося, говорил со слезами: «Воистину, раб Божий, ты и ныне не умер бы, если бы сам того не восхотел» (Чет. Мин., 1 января).

    Есть немало мнений на тот счет, какую молитву можно назвать действенной. Одни уверены, что работают только канонические, т.е. те, что прописаны в книгах. Другие утверждают, что неважно, чьего авторства молитва, главное, чтобы она была от души.

    С молитвами связано и много разных новостей и слухов. Так, например, прихожане зачастую верят, что горячо произнесенные молитвы способны творить буквально чудеса: больным людям становится легче, пьющие выходят из запоя и т.д. Естественно, такую святую верю в чудодейственность молитвы не раз высмеивали. У воцерквленных же людей есть свое объяснение силы молитвы.

    Они объясняют силу молитвы силой мысли. Если человек верит и надеется, что его воззвание поможет, оно обязательно сработает. Стоит учитывать при этом, что мысли материализуются независимо от того, хорошие они или плохие. Поэтому, чтобы молитва сработала, вознося свои просьбы Богу, обязательно нужно думать только о хорошем и светлом.

    Чтобы молитва сработала, необходимо в процессе произнесения ее сосредоточиться и не отвлекаться на все подряд. Соберите мысли воедино и не растекайтесь ими в разные стороны. Тем более, что молитва занимает не так много времени и вполне можно позволить себе сосредоточиться на ней.

    Итак, чтобы молитва сработала, необходимо сконцентрироваться. Стоит быть готовым к тому, что с первого раза сосредоточиться не получится. Переживать не нужно – через некоторое время все у вас обязательно получится.

    Естественно, сила мысли заключается и в вере. Без нее вряд ли получится добиться успеха. Ведь когда вы беретесь за какое-то дело без уверенности и надежды в его положительном исходе, оно и заканчивается соответствующим образом. Поэтому всегда необходимо верить.

    Основными правилами истиной молитвые считаются следующие:
    - правильная формулировка;
    - правильный настрой на молитву;
    - энергия души;
    - присутствие разума;
    - приведенное в порядок тело.

    Первый пункт подразумевает правильно сформулированную просьбу или желание. Все свои проблемы в одну кучу сваливать не стоит. Выберите что-то, что на данный период для вас максимально важно. Верующие считают, что Бог сам увидит, действительно ли это вам нужно или нет. В молитве обычно содержится просьба о помощи, придании сил, возможностях для самостоятельного решения своих проблем.

    Второй пункт подразумевает, что во время молитвы вы думаете только о Боге, не отвлекаясь на все, что происходит рядом с вами и других людей.

    Чтобы молитва обладала определенной силой, необходимо вложить в нее всю энергии души. Рекомендуется молиться с любовью, т.к. именно она является сильнейшим энергетическим чувством. Поэтому перед молитвой необходимо освободить свою душу от злости, ненависти, зависити и прочих греховных мыслей. Наполните душу любовью, и тогда молитва будет обязательно услышана.

    Разум при молении также нельзя отключать. И основная его функция - вникнуть в текст. Молящемуся необходимо понять и оценить каждое слово, прочувствовать значение всех фраз. Если этого не сделать молитва превратится в банальное бубнение, которое не затрагивает сокровенных струн души.

    Тело также должно быть готово к молитве: чистое, не напряженное. Желательно провести необходимые ритуалы, которые есть в церковных обрядах.

    Также есть и ряд дополнительных параметров, которые помогают превратить молитву в чудодейственное средство. Например, время. Рекомендуется произносить святые слова утром и вечером перед сном. В это время работа или еще не началась, или уже закончилась, и вы можете посвятить всего себя Богу. Также для молитвы желательно выбирать тихое место, где ам никто не будет мешать.

    Чтобы настроиться на нужный лад, глубоко вдохните - 2-3 вдоха хватит, чтобы успокоить тело и чувства и настроиться на молитву.

    Ну и, конечно же, стоит понимать, что молитва не должна превращаться ритуал. Чудодейственной и сильной может быть только искренняя, чистосердечная молитва, в которой каждое произнесенное слово дышит верой и любовью к Богу.