Сравнение умк. Анализ умк начальной школы по математике

УМК - это комплекс учебной, методической, нормативной документации, средств контроля и обучения, которые нужны для обеспечения качественной реализации основных и дополнительных программ.

После разработки учебно-методического комплекса осуществляется его апробация в учебной деятельности. В случае необходимости в УМК ФГОС вносят коррективы.

Компоненты

Среди составных частей учебно-методического комплекса выделяют:

  • логическое изложение материала образовательной программы;
  • применение современных методов и технических приспособлений, которые позволяют учащимся в полной мере усваивать учебный материал, отрабатывать практические навыки;
  • соответствие научным сведениям в конкретной области;
  • обеспечение связи между разными предметными дисциплинами;
  • простота применения учащимися и педагогами.

УМК - это готовый комплекс пособий и тетрадей, которые использует в своей профессиональной деятельности современный педагог.

В настоящее время в нашей стране есть две системы обучения: развивающая и традиционная.

Классические варианты

Традиционная школьная программа:

  • «Планета знаний».
  • «Школа России».
  • «Перспектива».
  • «Школа 2000».
  • «Начальная школа 21 века».

Развивающие варианты

Например, школьная программа Д.Б. Эльконина и Л. В. Занкова является типичным примером развивающего обучения. Данные материалы стали востребованными в начальной школе после того, как в отечественное образование были введены федеральные образовательные стандарты нового поколения.

«Школа России»

Проанализируем некоторые варианты УМК. Начальная школа при традиционной программе использует комплекс под редакцией А. Плешакова (издательство «Просвещение»).

Автор подчеркивает, что его система разработана для России. Основное предназначение данного УМК - это развитие у школьников познавательного интереса к историческим и культурным корням своего народа. Программа предполагает тщательную отработку навыков основной учебной деятельности: письма, счета, чтения. Только при их постоянном оттачивании и совершенствовании можно рассчитывать на успешность ребенка на средней ступени обучения.

Курс В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградовой направлен на развитие коммуникативных навыков и грамоты. Данный УМК - это комплект, который отвечает всем современным требованиям ФГОС в начальной школе.

В процессе обучение малышей грамоте педагог ведет целенаправленную работу по совершенствованию фонетического слуха, обучению письму и чтению, увеличению и конкретизации представлений учеников об окружающей реальности. Например, УМК по русскому языку состоит из «Русской азбуки» и двух видов прописей:

  • Пропись Н. А. Федосовой и В. Г. Горецкого;
  • «Чудо-пропись» В. А. Илюхиной.

В качестве отличительных характеристик данных пособий отметим не только возможность формирования навыков каллиграфического, грамотного письма, но и их коррекция на различных этапах обучения и в разных возрастных категориях.

Комплекс по математике

С целью развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста были внесены изменения в УМК по математике. Существенно модернизировали тематику задач, ввели геометрический материал. Кроме того, появились задачи, которые позволяют развивать логическое мышление и творческую фантазию детей.

Существенное значение уделяется анализу, сравнению, сопоставлению и противопоставлению понятий, поиску отличий и сходств в анализируемых фактах. В комплект включены учебные пособия и книги нового поколения, которые в полной мере отвечают требованиям стандартов второго поколения.

Выпусков УМК «Школа России» занимается издательство «Просвещение». В составе данного комплекта книги Горецкого, Плешакова, Моро и других авторов:

  • азбука;
  • русский язык;
  • литературное чтение;
  • английский язык;
  • немецкий язык;
  • математика;
  • окружающий мир;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • музыка;
  • изобразительное искусство;
  • физическая культура;
  • технология.

УМК «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой

Выпускается этот учебно-методический комплекс с 2006 года. В его составе учебники по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • обучение грамоте;
  • математика;
  • технология;
  • окружающий мир;
  • литературное чтение.

Создан этот УМК на концептуальной базе, которая отражает все современные достижения в сфере педагогики и психологии. При этом сохранена связь с классическим школьным российским образованием. УМК гарантирует доступность знаний и полное усвоение программного материала, способствует всестороннему развитию учеников начальных классов, в полной мере учитывает возрастные особенности детей, их потребности и интересы.

Отдельное внимание в учебно-методическом комплексе «Перспектива» уделяется формированию нравственных и духовных ценностей, ознакомлению подрастающего поколения с культурным и историческим наследием России и других стран мира. В учебниках ребятам предлагаются задания для групповой, парной и самостоятельной работы, для проектной деятельности.

Есть и материалы, которые вполне можно исподбзовать для внеурочной и внеклассной деятельности.

В УМК разработана удобная система навигации для родителей, учеников и педагогов, помогающая работать с предлагаемой информацией, организовывать последовательность действий, планировать самостоятельную домашнюю работу, формировать навыки саморазвития и самосовершенствования.

Обучение грамоте имеет духовно-нравственную и коммуникативно-познавательную направленность. Основной целью курса является формирование навыков письма, чтения, речи. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

Заключение

Для повышения эффективности новой обучающей системы ее разработчики подбирали материал в соответствии с особенностями познавательных интересов учеников начальных классов. Именно поэтому в книгах так много занимательных и игровых упражнений, представлены разные коммуникативно-речевые ситуации.

Инновационные учебно-методические комплексы, разработанные для начальной школы, в полной мере способствуют выполнению педагогами задач, поставленных перед ними обществом.

Российские учителя, вооружившись современными техническими средствами, наглядными пособиями, комплектами учебников, сборниками заданий и упражнений, осуществляют планомерную работу по формированию гармонически развитой личности, у которой не появится проблем с социализацией.

Специальные учебно-методические комплексы в рамках федеральных стандартов нового поколения разработаны для каждой учебной дисциплины, изучаемой на средней и старшей ступени обучения. Их разработчики учли не только возрастные особенности школьников, но и новые достижения науки.

УМК «Школа России»

15. Комплект учебников «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение.Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области.

3.Методические материалы по теме «Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов» и составить перечень Интернет - источников. Составить таблицу.

Ведущая идея Ведущие методы обучения, приёмы Особенности использования в образовательном процессе
1.Технология проблемного обучения 2.Здоровьесберегающая технология. 3.Информационно-коммуникационная технология 4.Игровые технологии 5.Метод проектов на уроках в начальной школе. 6.Обучение в сотрудничестве (групповая работа) 7.Система инновационной оценки «портфолио» -Решение проблемных задач и заданий -Беседа -Рассказ -Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) - Психогимнастика -Алгоритмическая разминка -Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской) -Игровая ситуация -Познавательные игры -Деловая игра -Ролевая игра - -Учебный турнир -Групповое исследование -Дискуссии -«Американская мозайка» - Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешая, которые они активно усваивают новые знания. На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критическою, творческого, диалектического мышления. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя. Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности

4.Познакомиться и проанализировать организацию проектной деятельности учащихся в системе работы учителя начальных классов. Разработать методические рекомендации для учителя начальных классов по организации проектной деятельности младших школьников.

Проект – итоговая творческая самостоятельная работа, выполняемая под руководством преподавателя.

Проектная деятельность:

Формирует умение планировать свою деятельность;

Вырабатывает умение ставить цель своей работы;

Формирует способность к анализу, сравнению вариантов;

Формирует умение оптимального выбора необходимого оборудования, материалов;

Вырабатывает способность к самоанализу, самооценке.

Защита проекта

Проектная деятельность предусматривает обязательную защиту проекта, которая:

Дает возможность самореализации;

Способствует формированию навыков публичного общения.

Защита должна осуществляться перед аудиторией и может сопровождаться компьютерной презентацией, демонстрацией модели, музыкальными заставками. При необходимости для защиты можно представить схемы, иллюстрации, эскизы, чертежи.

Требования к защите проекта:

1) четко сформулировать цель и задачи проекта;

2) обосновать необходимость изготовления данного изделия и его значимость;

3) представить информацию о процессе изготовления изделия (в т.ч. возникавшие трудности и пути их преодоления);

4) дать характеристику изделия, рассказать об особенностях (конструкция, материалы, технология);

5) выделить наиболее важные результаты работы.

1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.)

2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).

3. Укажите проблему, сформулируйте цели т задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

4. Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.

5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.

7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.

8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

10. Предложите критерии оценки успешности проекта.

11. Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников)

12. Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

5. Написать доклад (с использованием ИКТ) по любой актуальной проблеме в начальном общем образовании.

В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий.

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Это зависит от

особенностями детей, их работоспособности, специфики познавательного развития, переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Также обнаруживается несогласованность действий учителей начальных классов и учителей- предметников.

Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе более высокой ступени. Адаптация младших школьников в новых условиях жизни и деятельности на 2-ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в 5-ый класс.

А формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предметников.

1.Прежде всего следует установить систематические деловые контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками.

Подготовка учащихся к основной школе требует творческого содружества педагогов

2.Следует практиковать совещания по обмену опытом работы. Обращаться к проблеме «пятых классов» на педагогических совещаниях, заседаниях совместных мероприятиях учащихся начальных классов и пятиклассников

3.Проведение конкурсов учителями-предметниками у учащихся начальных классов.

4. Проведение уроков у пятиклассников учителями начальных классов, у учащихся начальных классов учителями-предметниками. 5.Желательно как можно раньше определить классных руководителей и нагрузку учителей предметников у будущих пятиклассников.Вовремя проведенная тарификация дает возможность учителям-предметникам познакомиться со своими будущими учениками, а также с «педагогическим подчерком» их первого учителя.

6.Необходимо учитывать личные особенности учителя начальных классов и будущего классного руководителя.

В свою очередь учителям начальных классов необходимо учитывать стиль работы учителей 2-й ступени, знать характер их требований, методы и приемы работы.

7.Немаловажно значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 5 класса, а учителями-предметниками - соответствующих программ и учебников начальной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера - сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса.

Учителю начальных классов необходимо знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников.

Опережающее обучение - немаловажный фактор психологической подготовки к переходу на 2-ю ступень образования.

Задача учителей-предметников - обратить внимание учителей начальных классов на типичные ошибки, которые допускают учащиеся в 5 классе, назвать сложные темы и разделы программы.Всё это надо решать на совместных МО.

Владеет ИКТ

Умеет управлять мотивацией

Открыт к инновациям

Постоянно учится

Самостоятельный

Целеустремленный

ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ

Портрет современного родителя:

Занятой, не имеющий свободного времени и желания заниматься проблемами семьи

Пассивный;

Неуверенный в успехе ребенка;

Имеющий низкую общую культуру;

Не обладающий педагогическими знаниями;

Перекладывающий воспитание на третье лицо;

Портрет идеального родителя:

Уделяющий время воспитанию и расположенный к общению с ребенком;

Активный участник – партнер ребенку в учебном процессе;

Уверенный в успехе ребенка;

Стремящийся повысить свой культурный уровень;

Стремящийся к получению педагогических знаний для адекватного и позитивного взаимодействия с ребенком;

Расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнерские отношения;

Родитель- наставник, советчик, друг;

Ориентирован не только на себя, но и на ребенка.

3. Какие образовательные технологии успешно реализуют основные идеи системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС начального общего образования? Аргументируйте свой ответ.

· ИКТ в профессиональной деятельности учителей начальных классов.

· Технологии работы с текстом.

· Технология работы в группах: феномен учебного сообщества.

· Технология уровневой дифференциации

· Технология оценивания предметных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС.

· Разработка проекта урока на основе системно-деятельностного подхода

Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.

4. Как должно измениться учебное занятие в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, если какие-либо изменения, по-вашему, вообще необходимы?

Так что же для нас современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Анализ УМК для начальной школы (по выбору).

УМК «Школа России»

2. «Школа Росcии» - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы.Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного комплект «Школа России» работает с 2001 года.«Школа России» - это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» на протяжении всех лет было и является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества»

3. Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня - это: Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования. Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

4. Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе вобщеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год Приказ №2080 от 24 декабря 2010 г.

5. Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»: Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов,творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника. Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира. Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к ее природе, истории, культуре. Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде. Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.

6. Основополагающими принципами комплекса «Школа России» являются: 1.Принцип деятельностиОсновным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности.Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. 2.Принцип целостного представления о мире Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но здесь речь идет не только о формированиинаучной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученнымзнаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. 3.Принцип преемственности Этот принцип означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

7. 4.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Реализация указанного принципа поможет педагогу выстраиватьвыверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями. 5.Принцип творчества Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование, у учащихся способности самостоятельно находить раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия. Умение создавать новое,находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.Поэтому развитие творческих способностей, исследовательского поведения приобретает а наши дни общеобразовательное значение.

8. 6.Принцип психологической комфортности Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей. 7.Принцип вариативности Этот принцип обеспечивает право учителя на самостоятельность ввыборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптациив учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности - качество обучения.

9. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств,формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смыслпоставленной задачи, планировать учебную работу,контролироватьи оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, ихинтересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристическогохарактера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируетсявозможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

10. Учебники и учебно-методические пособия: В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастныхособенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Учебник «Русская азбука» отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию

11. фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. Иллюстративный материал помогает расширить и уточнить представления учащихся о мире, природе, обществе, обогатить и активизировать словарный запас детей, развить их творческое воображение.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Шанько А.Ф. Русская азбука. Учебник. 1 класс. Горецкий В.Г., Федосова Н. А. Пропись к Русской азбуке. 1 класс. В 4-х частях. Т. Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник. Т. Г. Рамзаева, Л. П. Савинкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогают им овладевать такими действиями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и абстрагирование. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно- поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективнодоступны младшим школьникам, а с другой стороны, запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес.

12. Климанова Л.Ф. Литературное чтениeГлавной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам,умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию,интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой,которая, как и всякое искусство, полифункциональна: она пробуждаетэстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческиевопросы и расширяет познавательные горизонтычитателя.

13. Моро М.И. и др. Математика. Учебник. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. В 2-х частях.В основе учебников авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др.сохранена продуманная и теоретически обоснованная методическая системаобучения математике младших школьников, при том, что реализованпринципиально новый для начальной школы курс математики, который являетсяинтегрированным - в нем объединены арифметический, алгебраический игеометрический материал.

14. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. В 2-х частях. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты.Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается каксовместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенкав семье. Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность:чтение познавательной литературы, наблюдения, экологические действия, прогулки ипутешествия и множество других ситуаций. В поддержку этой деятельности в комплектвключены книги: «Зелёные страницы», атлас-определитель«От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».Эти книги создавались не только для работы на уроке, но в большей степени дляработы в семье, что является отличительной чертой комплекта.

Анализ УМК «Школа России»

Цель : воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задачи : главное назначение начальной школы, по мнению авторов – воспитательное. Отсюда и задачи:

    развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому

    обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

    формирование естественной мотивации учения Принципы : фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Особенности , которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например, пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.

Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня - это:

    Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.

    Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования.

    Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

    Особенности учебно-методического комплекта «Школа России» Авторы проекта «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. Главная идея комплекта - это стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников.

При организации работы комплекта «Школа России» предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенок понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. Программа “Школа России” призвана развить у ребёнка природосберегающее “чувство дома”, воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка. Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем. Комплект «Школа России» - самый востребованный на сегодняшний день в наших школах. Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников. Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. УМК «Школа России» знакомит детей с образцами благородного служения Отечеству, стремится показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников.

Материал учебников этого комплекта изложен в доступной форме для учеников с различными индивидуальными способностями. Эта традиционная система направлена на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.

Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников на 2016-2017 учебный год

Для ориентации образовательных учреждений и педагогов в существующем многообразии учебно-методических комплексов приводим их краткое описание. В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения. К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Ниже дается краткое описание вышеназванных учебно-методических комплексов (УМК). Более подробную информацию по каждому УМК можно найти на указанных сайтах.

Учебно-методический комплекс «Школа России»

(под ред. А. Плешакова) Издательство «Просвещение». Сайт: http://school-russia.prosv.ru Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. Учебно-методический курс «Обучение грамоте и развитие речи»авторов В. Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. Помимо «Русской азбуки», в комплект входят два вида прописей: прописи авторов В. Г. Горецкого, Н. А. Федосовой и «Чудо-прописи» автора В. А. Илюхиной. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах. Для развития познавательных способностей каждого ребенка в курсе«Математики» обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям к современной учебной книге. Выпускает учебники и учебные пособия УМК «Школа России» издательство «Просвещение». Система учебников «Школа России»: 1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др. 2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др. 4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. 5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др. 6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина. 7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева. 8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова. 9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено. 10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова. 11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко. 12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др. 13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др. 14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. 15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева. 16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др. 17. Физическая культура - В.И.Лях.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Роль знаково–символических средств при обучении математике…………………………………………………………………….....5

  1. Значение и место действия моделирования в стандарте нового поколения для начальной школы………………………………………………………5

1.2 Роль знаково-символических средств, при обучении математике……….7

1.3 Использование знаково-символических действий при обучении математике……………………………………………………………………….9

Глава 2. Анализ УМК начальной школы по математике………… …………23

Заключение……………………………………………………………………..28

Список литературы…………………………………………………………….31

ВВЕДЕНИЕ

Математика как учебный предмет в начальной школе призвана максимально развивать личность младшего школьника, способствовать становлению его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, поэтому она широко представлена в программе начального образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляются требования к результатам: личностным, метапредметным, предметным . Задача учителя начальной школы – сформировать у всех детей базовый уровень математических представлений и способов деятельности, необходимых для социальной адаптации в обществе. Решение этой задачи часто вызывает большие трудности, так как ни один из математических объектов в реальной действительности не существует, а мышление детей младшего школьного возраста по преимуществу наглядно-образное, способности даже к простейшему осмыслению математического материала весьма различны.

Реальная образовательная практика показывает, что учащиеся начальной школы испытывают серьезные трудности на уроках математики при построении схем, их понимании, при выделении буквенных формул, при анализе таблиц. Поэтому современные требования к формированию умственных действий на уроках математики требуют применения наиболее эффективных методов и приёмов обучения. Одним из них является метод моделирования.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Проблема обучения младшего школьника решению различных задач на разных этапах развития математического образования была и является одной из наиболее актуальных проблем. Её решению посвящены разнообразные исследования, в роли предмета в которых выступали разные стороны обучения решению различных задач. Это выборка их содержания и система, это и функции задач в самом процессе обучения математике, и роль их в формировании у школьников учебной деятельности и математических понятий, а также в развитии логического мышления школьников. Особое значение при обучении и, прежде всего, при решении задач, в условиях образования, которое ориентировано на развитие у младших школьников мышления, приобретает моделирование, т.к. исследования показали, что оно благоприятствует формированию обобщённых знаний. Этот момент определяет и пути организации деятельности школьников, которые направлены на развитие мышления в ходе анализа задачи и поиска плана решения с помощью моделирования, формирование умений и способов действий, необходимых для осуществления этого. В данной работе моделирование рассматривается не только как способ формирования общего умения решать задачи, но и как одна из целей в обучении математике.

Рассматривая моделирование как частный, специфический вид общего способа деятельности с математическими понятиями и отношениями, предполагается выстроить формирование конструктивных умений у школьника в процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений. Также представление изучаемого понятия или отношения в наглядной модели (макете или конструкции) даёт возможность сформировать у детей адекватное представление о чём-то абстрактном на наглядном уровне, что наиболее соответствует их возможностям и потребностям.