История жизни. «Годы учения Вильгельма Мейстера»


Гёте Иоганн Вольфганг фон
Родился: 28 августа 1749 года.
Умер: 22 марта 1832 года.

Биография

Иоганн Вольфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe немецкое произношение имени (инф.); 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне - 22 марта 1832, Веймар) - немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте (1710-1782). Отец его был императорским советником, бывшим адвокатом. Мать, Катарина Элизабет Гёте (урождённая Текстор, нем. Textor, 1731-1808), была дочерью городского старшины. В 1750 году в семье родился второй ребёнок, Корнелия. После неё родилось ещё четверо детей, умерших в младенчестве. Отец Гёте был педантичным, требовательным, неэмоциональным, но честным человеком. От него сыну впоследствии передались тяга к знаниям, скрупулёзное внимание к деталям, аккуратность и стоицизм. Мать была полной противоположностью Иоганна Каспара. Она стала женой человека, к которому не питала особой любви, в возрасте семнадцати лет, а в восемнадцать родила первого ребенка. Однако Катарина искренне любила своего сына, который звал её «Frau Aja». Мать привила своему сыну любовь к сочинению историй, она была для Гёте образцом сердечной теплоты, мудрости и заботы. Катарина поддерживала переписку с Анной Амалией Брауншвейгской.

Дом Гёте был хорошо обставлен, там была обширная библиотека, благодаря которой писатель рано познакомился с «Илиадой», с «Метаморфозами» Овидия, прочитал в оригинале сочинения Вергилия и многих поэтов-современников. Это помогло ему восполнить пробелы в несколько лишённом системы домашнем образовании, которое началось в 1755 году с приглашением в дом учителей. Мальчик выучился, кроме немецкого языка, ещё французскому, латыни, греческому и итальянскому, причём последнему, слушая то, как отец обучает Корнелию. Иоганн также получил уроки танцев, верховой езды и фехтования. Его отец был из тех, кто не удовлетворив собственные амбиции, стремился предоставить больше возможностей детям и дал им полноценное образование.

В 1765 году отправился в Лейпцигский университет, круг своего высшего образования завершил в Страсбургском университете в 1770 году, где защитил диссертацию на звание доктора права.

Занятие юриспруденцией мало привлекало Гёте, гораздо более интересовавшегося медициной (этот интерес привёл его впоследствии к занятиям анатомией и остеологией) и литературой. В Лейпциге он влюбляется в Кэтхен Шойнкопф и пишет о ней весёлые стихи в жанре рококо. Кроме стихов Гёте начинает писать и другое. Его ранние произведения отмечены чертами подражательности. Стихотворение «Höllenfahrt Christi» (1765) примыкает к духовным стихотворениям Крамера (круг Клопштока). Комедия «Die Mitschuldigen» (Соучастники), пастораль «Die Laune des Verliebten» (Каприз влюблённого), стихотворения «К луне», «Невинность» и др. входят в круг литературы рококо. Гёте пишет ряд тонких произведений, не открывающих, однако, его самобытности. Как и у поэтов рококо, любовь у него - чувственная забава, олицетворенная в резвом амуре, природа - мастерски выполненная декорация; он талантливо играет присущими поэзии рококо поэтическими формулами, хорошо владеет александрийским стихом и т. п.

Во Франкфурте Гёте серьёзно заболел. За полтора года, которые он из-за нескольких рецидивов пролежал в постели, его отношения с отцом сильно ухудшились. Скучая во время болезни, Иоганн написал криминальную комедию. В апреле 1770 года отец потерял терпение и Гёте покинул Франкфурт, чтобы закончить учёбу в Страсбурге, где и защитил диссертацию на звание доктора права.

Перелом в творчестве намечается именно там, где Гёте встречается с Гердером, знакомящим его со своими взглядами на поэзию и культуру. В Страсбурге Гёте находит себя как поэта. Он завязывает отношения с молодыми писателями, впоследствии видными деятелями эпохи «Бури и натиска» (Ленц, Вагнер). Заинтересовывается народной поэзией, в подражание которой пишет стихотворение «Heidenröslein» (Степная розочка) и др., Оссианом, Гомером, Шекспиром (речь о Шекспире - 1772), находит восторженные слова для оценки памятников готики - «Von deutscher Baukunst D. M. Erwini a Steinbach» (О немецком зодчестве Эрвина из Штейнбаха, 1771). Ближайшие годы проходят в интенсивной литературной работе, чему не может помешать юридическая практика, которой Гёте вынужден заниматься из уважения к отцу.

«У меня громадное преимущество, - говорил Гёте Эккерману, - благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события, и они не прекращались в течение всей моей длинной жизни, так что я живой свидетель Семилетней войны, отпадения Америки от Англии, затем Французской революции и, наконец, всей наполеоновской эпохи, вплоть до гибели героя и последующих событий. Поэтому я пришёл к совершенно другим выводам и взглядам, чем это доступно другим, которые сейчас только родились и которые должны усваивать эти великие события из непонятных им книг». В 1775 году Гёте был приглашён, как автор «Страдания юного Вертера», к Карлу Августу, герцогу Саксен-Веймар-Эйзенах. Гёте, таким образом, поселился в Веймаре, где он оставался до конца своей жизни.

14 октября 1806 года Иоганн узаконил отношения с Кристианой Вульпиус. К этому времени они уже имели несколько детей.

Гёте и масонство

23 июня 1780 года Гёте получил посвящение в веймарской масонской ложе «Амалия». Морамарко писал о нём в своей знаменитой книге «Масонство в его прошлом и настоящем»:

Известно его письмо, написанное на следующий день возлюбленной, в котором он сообщает ей о подарке - паре белых перчаток, полученных во время обряда инициации. Гёте был горячим сторонником масонства до последних дней жизни, сочиняя для своей ложи гимны и речи. Обладая высочайшими степенями посвящения в системе строгого масонства, он тем не менее содействовал реформе Шредера, направленной на восстановление примата первых трёх универсальных степеней ордена. В 1813 году у гроба покойного брата Виланда поэт произнёс в масонском храме знаменитую речь «В память брата Виланда».

Творчество Гёте

Первым значительным произведением Гёте этой новой поры является «Гёц фон Берлихинген» (первоначально «Gottfried von Berlichingen mit der eisernen Hand»), (1773) - драма, произведшая на современников огромное впечатление. Она выдвигает Гёте в первые ряды немецкой литературы, ставит его во главе писателей периода «Бури и натиска». Своеобразие этого произведения, написанного прозой в манере исторических хроник Шекспира, не столько в том, что оно реабилитирует национальную старину, драматизируя историю рыцаря XVI в., - так как уже Бодмер, Э. Шлегель, Клопшток, а в конце XVII в. Лоэнштейн («Арминий и Туснельда») обращались к древним периодам германской истории, - сколько в том, что эта драма, возникая за пределами литературы рококо, вступает также в противоречие с литературой Просвещения, наиболее влиятельным доселе течением культуры. Образ борца за социальную справедливость - типичный образ литературы Просвещения - получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь Гёц фон Берлихинген, печалящийся о положении дел в стране, возглавляет крестьянское восстание; когда же последнее принимает острые формы, отходит от него, проклиная переросшее его движение. Установленный правопорядок торжествует: пред ним равно бессильны революционное движение масс, истолкованное в драме как развязанный хаос, и личность, пытающаяся противопоставить ему «своеволие». Гёц находит свободу не в мире людей, но в смерти, в слиянии «с матерью-природой». Значение символа имеет заключительная сцена пьесы: Гёц выходит из темницы в сад, видит безграничное небо, его окружает оживающая природа: «Господь Всемогущий, как хорошо под Твоим небом, как хороша свобода! Деревья распускают почки, весь мир исполнен упований. Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют». Последние слова Гёца: «О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!»

Произведения

«Клавиго» (1774)
«Страдания юного Вертера» (1774)
«Ифигения в Тавриде» (1779-1788)
«Торквато Тассо» (1780-1789)
«Лесной царь» (1782)
«Эгмонт» (1788)
«Опыт о метаморфозе растений» (1790)
«Рейнеке-лис» (1792)
«Герман и Доротея», (1794)
«Фауст» (1774-1832)
«К теории цвета» (нем. Zur Farbenlehre), (1810)
«Западно-восточный диван» (1819)
Автобиография Гете И. В. Поэзия и Правда (Dichtung und Wahrheit). - М.: «Захаров», 2003. - 736 с. - ISBN 5-8159-0356-6.

В течение нескольких лет Гёте состоял в переписке с Беттиной фон Арним, которая была моложе его на 36 лет. Переписка началась в 1807 году (когда Гёте было 58 лет, а Беттине - 22) и закончилась в 1811 после ссоры Беттины с женой Гёте. Отношения Гёте и фон Арним описаны в романе Милана Кундеры «Бессмертие». По утверждению некоторых немецких исследователей творчества Иоганна Гёте, на написание своего стихотворения «Freisinn» («Свободомыслие») поэта вдохновило изречение одного всадника ингуша, которое записали Мориц фон Энгельгардт и Фридрих Паррот после совершения ими поездки на Кавказ в 1811 году и которое приводилось в главе под названием «Посещение Энгельгардтом Галга-Ингушей», опубликованной Йозефом фон Хаммером в издаваемом им сборнике «Сокровищницы Востока», вышедшем в 1814 году. Так, по сообщению Энгельгардта, предложение о покорности тот ингуш отверг словами: «Над моей шапкой я вижу только небо».

Содержание статьи

ГЁТЕ, ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749–1832), крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit ), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise ), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792 ) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte ), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.

Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette , 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten , 1767).

В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.

В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану , Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Götz von Berlichingen ) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont ) и Фаустом (Faust ); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied ), Майская песнь (Mailied ) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band ); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте , Гёце , Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения.

Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция.

Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister ), Эгмонта , Ифигении (Iphigenie ) и Тассо (Tasso ). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768).

По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона . В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером , который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien , 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Römische Elegien ), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил (Wilhelm Meisters Lehrjahre , 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora ), Аминт (Amyntas ) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea ), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten ), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Märchen ).

Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften , 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-östlicher Diwan ), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван . Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана . Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprüche in Prosa, Sprüche in Reimen ), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch , 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом , опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста .

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Гёц фон Берлихинген с железною рукою (Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand , 1773), навеянный историческими хрониками Шекспира, дает яркую реалистическую картину Германии 16 в., рисуя конфликт старого имперского порядка, представленного его рыцарством и крестьянством, и новых сил, конфликт князей и городов, которым суждено определять современную жизнь. В основу пьесы Клавиго (Clavigo , 1774) положен эпизод из мемуаров П.О.К. Бомарше; в противоположность Гёцу это композиционно простая современная трагедия из жизни среднего сословия, поднятая Гёте на уровень проблемной пьесы, где каждый персонаж по-своему прав. Герой Эгмонта (Egmont , 1788) – нидерландский штатгальтер (наместник) времен Филиппа II, казненный испанцами во время борьбы Нидерландов за освобождение от испанского ига. Свобода – главная тема трагедии. Использование оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегорическое видение богини Свободы, вызвало в то время резкую критику, но позднее к этому приему прибег и Шиллер – так был сделан первый шаг на пути к вагнеровским музыкальным драмам, увертюра Бетховена к Эгмонту продолжила эту традицию. Ифигения в Тавриде (Iphigenie auf Tauris , 1787) – поистине прекрасный гимн Гёте женщине. В противоположность Ифигении Еврипида, хитрой интриганке, героиня Гёте, поставив перед собой высокую цель снять семейное проклятие, достигает этой цели отказом от кровной мести, ни при каких обстоятельствах не изменяет себе и живет чистой безгрешной жизнью, уверенная в том, что боги одобряют ее человеколюбие. Торквато Тассо (Torquato Tasso , 1790) – потрясающая до глубины души и, при всех ограничениях, налагаемых возвышенностью стихотворного языка и классической формой, – реалистическая и убедительная трагедия гения, которому грозит безумие. Роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften , 1809) подробно и непредвзято разбирает проблемы развода.

Опубликованный в 1774 сентиментальный психологический роман в письмах Страдания молодого Вертера (Die Leiden des jungen Werthers ) принес автору мировую славу. Первая его часть содержит более или менее точные обстоятельства несчастной влюбленности Гёте в Шарлотту (Лотту) Буфф, невесту его друга Г.К.Кестнера, летом 1772 в Вецларе. В основе второй части – незадачливая судьба К.В.Иерузалема, брауншвейгского полномочного секретаря: презираемый аристократическим обществом Судебной палаты, изводимый начальством и влюбленный в жену коллеги, он в октябре 1772 покончил с собой. Кристаллизация этих материалов и персонажей, однако, состоялась под действием тягостного инцидента, который случился с Гёте в феврале 1774 в доме ревнивого мужа Максимилианы Брентано.

Небывалый успех романа нельзя отнести лишь за счет непревзойденного искусства, с каким Гёте облекает заурядную историю любви в эпистолярную форму. Тут кредо целого поколения, восставшего против примитивного оптимистического рационализма отцов, которые в дивном изобилии природы усматривали действие умозрительных законов, в ее таинственном Творце – своего рода часовщика, в событиях жизни – набор моральных прописей, а в окольных тропах потерь и обретений – торный путь к счастью, достижимому разумным поведением. Вопреки всему этому Вертер провозгласил право сердца.

Вильгельм Мейстер – главный персонаж гётевской дилогии Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre ) и Годы странствования Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Wanderjahre ). По жанру это роман воспитания (Bildungsroman), раскрывающий органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта. Первая редакция романа – Театральное призвание Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters theatralische Sendung , написана в 1777–1786) – обнаружилась в Швейцарии в 1910 и была опубликована в 1911. Роман замечателен реалистическим описанием актерского быта, жизни бюргеров и аристократов и поистине уникален в оценках немецких, французских и английских драматургов, в частности Шекспира. Годы учения Вильгельма Мейстера (1795–1796) были вдохновлены дружеским участием Шиллера; шесть книг Театрального призвания вошли в первые четыре книги новой редакции, но подверглись пересмотру с более зрелых позиций автора. Согласно новому плану, Мейстера нужно было привести к более универсальной, гуманистической жизненной концепции, которой можно было достигнуть, лишь общаясь с аристократами. Театр безусловно сохраняет свое воспитательное значение, но только как окольный путь в направлении идеала, а не как цель сама по себе. Годы странствования , написанные в последние годы жизни (опубл. 1829), вновь демонстрируют перемены в философии и манере письма, что характерно для Гёте, всегда стремившегося идти в ногу с меняющимся временем. Промышленная революция, по своим последствиям много более важная, чем скоротечная Французская революция, подтвердила, насколько радикально изменились времена с тех пор, как были завершены Годы учения . Примечательно, что по окончании своих европейских путешествий Вильгельм с семьей и группой друзей эмигрировал в Америку, где они намеревались создать демократическое братство тружеников.

Фауст – центральная фигура многих легенд, не раз встречающаяся в истории литературы. Гёте понадобилось более 60 лет, чтобы завершить обработку легенды по генеральному плану, составленному в 1770. Первая часть вышла в свет лишь в 1808. Вторая часть – за исключением величественной трагедии Елены в III акте, начатой в 1800 и опубликованной в 1827, – главным образом творчество последних лет жизни писателя (1827–1831); завершена незадолго до смерти Гёте и опубликована в 1833.

Два великих антагониста мистериальной трагедии – Бог и дьявол, а душа Фауста – лишь поле их битвы, которая непременно окончится поражением дьявола. Эта концепция объясняет противоречия в характере Фауста, его пассивную созерцательность и активную волю, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость, – дуализм его натуры автор мастерски выявляет на всех этапах жизни героя.

Трагедию можно разделить на пять актов неравной величины, в соответствии с пятью периодами жизни доктора Фауста. В акте I, завершающемся договором с дьяволом, Фауст-метафизик пытается разрешить конфликт двух душ – созерцательной и деятельной, которые символизируют соответственно Макрокосм и Дух Земли. Акт II, трагедия Гретхен, завершающая первую часть, раскрывает Фауста как сенсуалиста в конфликте с духовностью. Часть вторая, уводящая Фауста в свободный мир, к более высоким и чистым сферам деятельности, насквозь аллегорична, это словно сновидческая пьеса, где время и пространство не имеют значения, а персонажи становятся знаками вечных идей. Первые три акта второй части образуют единое целое и составляют вместе акт III. В них Фауст предстает художником, сначала при дворе Императора, потом в классической Греции, где он соединяется с Еленой Троянской, символом гармоничной классической формы. Конфликт в этом эстетическом царстве возникает между чистым художником, занимающимся искусством для искусства, и эвдемонистом, ищущим в искусстве личного наслаждения и славы. Кульминация трагедии Елены – брак с Фаустом, в котором находит выражение синтез классики и романтизма, какого искал и сам Гёте, и его любимый ученик Дж.Г.Байрон. Гёте отдал поэтическую дань Байрону, наделив его чертами Эвфориона, отпрыска этого символического брака. В акте IV, завершающемся смертью Фауста, он представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой человек и строитель империи. Он на вершине своих земных свершений, но внутренний разлад по-прежнему мучит его, потому что он не в силах достичь человеческого счастья, не разрушая человеческой жизни, равно как не в силах создать рай на земле с изобилием и работой для всех, не прибегая к дурным средствам. Дьявол, всегда присутствующий рядом, на самом деле необходим. Этот акт заканчивается одним из самых впечатляющих эпизодов, созданных поэтической фантазией Гёте, – встречей Фауста с Заботой. Она возвещает ему близкую смерть, но он надменно игнорирует ее, до последнего вздоха оставаясь своевольным и неблагоразумным титаном. Последний акт, вознесение и преображение Фауста, где Гёте свободно использовал символику католических небес, – завершает мистерию величавым финалом, с молением святых и ангелов за спасение души Фауста милостью благого Бога.

Влияние Фауста на немецкую и мировую литературу огромно. Поэтической красотой с Фаустом не сравнится ничто, а по цельности композиции – разве что Потерянный рай Мильтона и Божественная комедия Данте.

В университете Гете, молодой человек с приятной внешностью и огромными темными глазами, вел довольно богемный образ жизни. Его короткий роман "Страдания юного Вертера" принес ему литературную известность и превратил самоубийство по причине неразделенной любви в весьма популярное занятие среди молодежи во всей Европе. Высшее общество во Франкфурте приняло его после возвращения из Лейпцига с распростертыми объятиями, а в 1775 году герцог Веймара пригласил Гете на службу при дворе. После нескольких месяцев отдыха и развлечений с веселым 18-летним герцогом (с выбрасыванием посуды из окон дворца и, вероятно, с участием в оргиях) Гете занялся серьезным делом. Он был назначен главным министром герцогства. Гете стал вести весьма аскетический образ жизни: он отказался от кофе и перестал носить парик. До конца своей жизни Гете жил в Веймаре, совершив за все эти годы только две поездки в Италию. Он написал в Веймаре все свои литературные шедевры, руководил местным театром и проводил научные исследования (он, в частности, явился основателем морфологии, а его научные труды по растениям предвосхитили гениальные открытия Дар вина). Целые тома Гете посвятил описанию своих романтических чувств. Внутреннее напряжение, которое всегда помогало ему в творчестве, оказывало влияние на его личную жизнь. Гете часто попадал в странные треугольники, в которые, помимо него, были вовлечены еще две женщины (одна из их - сама невинность, а вторая - зрелая и опытная женщина, например). Его романы крайне редко протекали гладко.

Один из биографов указывает, что в молодости у Гете, вероятно, были проблемы с преждевременным семяизвержением, и по этой причине он практически не имел сексуальных отношений, пока ему не исполнилось 39 лет. Прямых доказательств это го не существует. Гете действительно легко возбуждался даже самым обычным физическим контактом. Поцелуй мог привести его в состояние экстаза. Многие из тех женщин, которых любил Гете, были для него недосягаемы. Некоторые из них были женами его друзей. Шарлотта Буфф, например, которая вдохновила Гете на создание "Вертера", была помолвлена с его другом Иоганном Кристианом Кестнсром. Несмотря на принадлежность к аристократии, у Гете была склонность поддерживать отношения и с хорошенькими женщинами из более низких слоев общества. Один из ярких примеров - круглолицая Кэтхен Шэнкопф, дочь владельца гостиницы, и, вероятно, первая настоящая любовь Гете. Он то был совершенно равнодушен к ней, то мог написать в письме другу такие, например, слова: "Я люблю ее. Мне кажется, что из ее рук я принял бы даже яд... Мы - сами себе дьяволы, мы сами изгоняем себя из нашего собственного рая". Его любовь и страсть к Фредерике Брион, дочери пастора, были "волшебным садом", но он же и написал" Человек не становится ни на один атом счастливее, когда получает то, чего так страстно желал". Некоторые из биографов Гете писали, что после его ухода от Фредерики у нее осталось не только разбитое сердце, но и ребенок.

Во Франкфурте Гете был помолвлен с Лилли Шенеманн, дочерью банкира. После нескольких весьма драматичных ссор и примирений помолвка прекратила свое существование, чему помог отъезд Гете в Веймар. Позже Лилли утверждала, что между ними никогда не было интимной близости. В то же время в дневнике Гете сохранилась такая запись: "Эпизод с.Лилли. Прелюдия. Совращение. Оффенбах".

В Веймаре у Гете начался роман, скорее всего платонический, с Шарлоттой фон Штайн, матерью восьмерых детей, замужней интеллигентной да мой. Она была старше Гете на 7 лет. Их знакомство продолжалось более 10 лет. Гете отправил Шарлотте более 1500 писем и практически больше ни чего не написал за весь этот период.

После поездки в Италию в 1786 - 1788 годах Гете познакомился с Кристиан фон Фульпиуе, которая работала на фабрике по производству искусственных цветов. Приземистая и темноглазая Кристиан любила театр, танцы, красивую одежду, вино. Полюбила она и Гете. Она переехала к нему в дом и жила до конца своей жизни. Когда он куда-нибудь уезжал, они часто писали друг другу. Гете женился на Кристиан в 1806 году, после захвата Германии Францией. Во время войны Кристиан даже однажды спасла Гете жизнь, упросив двух солдат не расстреливать его.

Этот брак пробудил в. Гете интерес в другим женщинам. Среди них были, например, Минна Херзлиб, которая вдохновила его на написание сонетов, и Марианна фон Виллемер, жена одного из друзей Гете. Кристиан умерла в 1816 году. Когда Гете было 74 года, он сделал предложение Ульрике фон Левенцов, которой не было еще 20 лет и, которую он сам называл "доченькой". Ульрика ответила на его предложение отказом.

Иоганн Вольфганг фон Гете был немецким поэтом, классиком мировой литературы. Родился во Франкфурте-на-Майне, старинном немецком городе, 28 августа 1749 года. Умер в возрасте 83 лет, 22 марта 1832 года, в городе Веймаре.

Отец Гете, Иоганн Каспар Гете, зажиточный немецкий бюргер, служил императорским советником. Мать, дочь старшего городового, - Катарина Элизабет Гете, в девичестве Текстор. В 1750 году у Иоганна Гете родилась сестра Корнелия. Впоследствии у родителей было еще несколько детей, но, к сожалению, они все умерли в младенчестве.

Гете, Иоганн Вольфганг фон: краткая биография

Уютная атмосфера, ласковое отношение матери раскрыли мир фантазий для маленького ребенка. Благодаря достатку семьи в доме всегда царила атмосфера веселья, присутствовало много игр, песен, сказок, что позволяло ребенку развиваться во всех смыслах. Под чутким присмотром отца уже в восемь лет Гете писал немецкие и латинские рассуждения на темы нравоучения. Увлекшись красотой природы, даже пытался вызвать фантастическое божество, властвующее над стихиями.

Когда закончилась французская оккупация, которая длилась более двух лет, Франкфурт словно проснулся после долгой спячки. Горожане проявили интерес к театральным подмосткам, это сказалось и на маленьком Иоганне: он пробовал писать трагедии во французской стилистике.

В доме фон Гете была хорошая библиотека, с большим количеством книг на разных языках, что дало возможность будущему писателю близко познакомиться с литературой в раннем детстве. Он прочел в оригинале Вергилия, познакомился с «Метаморфозами» и «Илиадой». Гете изучил несколько языков. Помимо своего родного немецкого, он свободно говорил на французском, итальянском, греческом и латыни. Также он брал уроки танцев, занимался фехтованием и верховой ездой. Одаренный юноша, Иоганн Вольфганг фон Гете, биография которого весьма сумбурна, достиг успехов не только в литературе, но также и в юриспруденции.

Учился в Лейпцигском университете, окончил Страсбургский университет, защитил диссертацию по праву. Но юридическое поприще не привлекало его, гораздо интересней ему была медицина, позднее он занялся остеологией и анатомией.

Первая любовь и первое творчество

В 1772 году Гете отправили проходить практику по юриспруденции в Вецлар, где он должен был изучить судебную деятельность Римской империи. Там он встретил Шарлотту Буфф, невесту И. Кестнера, секретаря посольства Ганновера. Вольф влюбился в девушку, но понял бессмысленность своих терзаний и уехал из города, оставив возлюбленной письмо. В скором времени из письма Кестнера Гете узнал, что застрелился Ф. Иерузалем, который также был влюблен в Шарлотту Буфф.

Гете был сильно потрясен произошедшим, у него тоже возникли мысли о самоубийстве. Из состояния депрессии его вывело новое увлечение, он влюбился в дочь своей знакомой, Максимилиану Брентано, которая была замужем. Гете предпринял огромные усилия, чтобы побороть это чувство. Так появились на свет «Страдания юного Вертера».

Во время учебы в он познакомился с Кэтхен Шойнкопф и страстно влюбился. Чтобы завоевать внимание девушки, он начинает писать забавные стихи о ней. Это занятие его увлекло, он начал подражать стихам других поэтов. Так, например, его комедийное произведение Die Mitschuldigen, среди стихов Höllenfahrt Christi, отдает духом Крамера. Иоганн Вольфганг Гете продолжает совершенствовать свое творчество, пишет в стиле рококо, однако свой стиль еще едва просматривается.

Становление

Переломным моментом в творчестве Гете можно считать его знакомство и дружбу с Гардером. Именно Гардер повлиял на отношение Гете к культуре и поэзии. В Страсбурге Вольфганг Гете знакомится с начинающими писателями Вагнером и Ленцем. Интересуется народными стихами. С удовольствием читает Оссиана, Шекспира, Гомера. Занимаясь юридической практикой, Гете продолжает усиленную работу и на литературном поприще.

Веймар

В 1775 году Гете познакомился с герцогом Веймара, наследным принцем Саксонии Карлом Августом. Осенью того же года он переехал в Веймар, где впоследствии провел большую часть своей жизни. В первые годы жизни в Веймаре он принимает активное участие в развитии герцогства. Взялся руководить военной коллегией, дорожно-строительными работами. В это же время он пишет драму «Ифигения в Тавриде» и пьесу «Эгмонт», начинает работать над «Фаустом». Среди произведений того времени также можно отметить его баллады и «Стихи к Лиде».

Во время Великой Французской революции и франко-прусской войны Гете несколько отстранился от литературы, его интерес заняли естественные науки. Он даже сделал открытие в анатомии в 1784 году, открыв у человека межчелюстную кость.

Влияние Шиллера

С 1786 по 1788 год Гете путешествовал по Италии, что отразилось в его творчестве как эпоха классицизма. Вернувшись в Веймар, он отдалился от придворных дел. Но к оседлой жизни Гете пришел не сразу, он еще не раз отправлялся в путешествия. Посетил Венецию, с герцогом Веймарским побывал в Бреслау, принимал участие в военном походе против Наполеона. В 1794 году познакомился с помог ему в издании журнала «Оры». Их общение и совместное обсуждение планов дали Гете новый творческий стимул, так появилась их совместная работа Xenien, вышедшая в 1796 году.

Узы брака или очередной роман

В то же время Гете стал жить с юной девушкой, работавшей в цветочной мастерской, Кристианой Вильпиус. Вся общественность Веймара была шокирована, отношения вне брака в то время были чем-то из ряда вон выходящим. Только в октябре 1806 года вступил в брак со своей возлюбленной Иоганн Вольфганг фон Гете. Его жена Кристиана Вульпиус на тот момент уже родила ему нескольких детей, но все кроме Августа, первого сына Гете, умерли. У Августа и его супруги Отилии было трое детей, но ни один из них не вступил в брак, так что род Гете прервался в 1831 году, когда в Риме умер его сын Август.

Первые значимые произведения Гете можно отнести к 1773 году. Его драма Gottfried von Berlichingen mit der eisernen Hand произвела неизгладимое впечатление на современников. В этом произведении Гете преподнес в неожиданном ракурсе образ борца за социальное равенство и справедливость, довольно типичный образ в литературе того времени. Герой произведения, Гец фон Берлихинген, - рыцарь, недовольный положением дел в стране. Поэтому он решается поднять восстание крестьян, но когда дело приняло серьезный оборот, отступается от него. Правопорядок установлен, бессильны оказались революционные движения, описанные в драме как своеволие и хаос. Заключительный акт: герой находит свободу в смерти, последние его слова: «Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют. О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!»

Поводом к написанию нового произведения «Избирательное сродство» послужило новое увлечение Гете - Минна Херцлиб. Переживая очередной душевный спад, он уехал в Карлсбад, где и начал писать роман. Название он заимствовал из химии, термин означает явление случайного притяжения. Гете показал, что действие природных законов приемлемо не только в химии, но и в человеческих отношениях, а точнее, в любви. В повседневной жизни все имеет свое особое символическое значение, так и в романе глубокие философские размышления сочетаются с простотой обыденной жизни.

Творчество Гете

В драме «Ифигения» чувствуется сильное влияние Гомера. Орест, брат Ифигении, и его друг Пилад прибывают в Тавриду. В Оресте можно просмотреть сходство с самим Гете. Объятый беспокойством, гонимый зловещими фуриями, видевший в олимпийцах враждебных существ, Орест надеется найти покой в объятиях смерти. Ифигения, чтобы спасти своего брата и его друга, приговоренных к смерти, отдает свою судьбу в руки царя Тавриды Тоана. Своей жертвой она искупает проклятие, наложенное на Тантала и его потомков за своеволие. Также своим поступком она исцеляет и брата, словно обновляет, успокаивает его душу. В итоге Орест поступает как Ифигения, отрекаясь от своей судьбы.

Совершенное творение

В 1774 году Иоганн Вольфганг Гете написал роман в письмах «Страдания юного Вертера». Многие считают это творение самым совершенным, подарившим автору всемирную известность и славу. В этом произведении описано противостояние мира и человека, неожиданно переросшее в историю любви. Вертер - молодой юноша, который не согласен с бюргерским бытом и законами, царившими в Германии. Подобно Гецу фон Берлихингену, Вертер бросает вызов системе. Он не хочет становиться льстивым, напыщенным и высокомерным человеком, лучше умереть. В итоге романтик, сильный духом человек, оказывается опустошен, все попытки отстоять образ своего вымышленного, идеального мира терпят крах.

В «Римских элегиях» Гете исполнен радостью язычества, показывает свое причастие к культуре античности. Главный герой довольствуется всем, что можно взять у жизни, нет тяги к недостижимому, нет самоотречения от своей воли. Автор показывает всю радость и чувственность любви, которую истолковывает не как приближающую человека к смерти, а как нечто способствующее укреплению связей с землей.

Торквато Тассо

Иоганн Вольфганг фон Гете в 1790 году написал драму о столкновении двух разных людей - Torquato Tasso. Действие драмы разворачивается при дворе герцога Феррарского. Герои - поэт Тассо, не желающий починяться законам и нравам двора, не приемлющий его обычаи, и придворный Антонио, который, наоборот, добровольно следует этим законам. Все потуги Тассо не подчиняться волеизъявлению двора, показать свою независимость окончились провалом, сильно потрясшим его. В итоге Тассо признает мудрость и житейский опыт Антонио: «Так за скалу хватается пловец, которая разбить его грозила».

О Вильгельме

В некоторых произведениях Иоганн Вольфганг фон Гете стремится показать все возможное, от чего могут отречься люди. Это и любовь, и религия, и свобода воли. В произведении «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете показывает главного героя, отдавшегося в распоряжение тайного союза. Сын зажиточной семьи бюргеров Вильгельм отказался от карьеры актера, единственной возможности быть независимым в феодальной среде. Он рассматривает свой творческий путь как своевольное отношение к феодальной действительности, желание возвыситься. В итоге, отказавшись от своей заветной мечты, проявив малодушие и преодолев гордость, Вильгельм вступает в тайный союз. Дворяне, организовавшие тайное общество, сплотили людей, боящихся революции, любого изменения устоявшейся бюргерской жизни.

Борьба королевства Нидерланды с испанским господством послужила основой для трагедии «Эгмонт». Главный герой борется за независимость нации, оставляя любовные переживания на второй план, воля истории становится важней воли судьбы. Эгмонт дает всему идти своим путем, а в итоге гибнет из-за беспечного отношения к происходящему.

Фауст

Но самым известным произведением, которое Иоганн Вольфганг фон Гете писал всю жизнь, является «Фауст». Urfaust, своеобразное предисловие к «Фаусту», Гете написал в 1774-1775 годах. В этой части замысел автора еще только приоткрывается, Фауст - бунтарь, напрасно пытающийся проникнуть в тайны природы, возвыситься над окружающим миром. Следующий отрывок был издан в 1790 году, и лишь в 1800 году появился пролог к произведению «На небе», это придало драме очертания, которые мы видим сейчас. Замыслы Фауста получают мотивацию, из-за него заключили спор Бог и Мефистофель. Бог предсказал Фаусту спасение, так как всякий ищущий может ошибиться.

Первая часть

Прежде чем прийти к конечной цели своей жизни, Иоганн Гете уготовил Фаусту пройти ряд испытаний. Первым испытанием стала любовь к милой мещанке Гретхен. Но Фауст не хочет связывать себя семейными узами, ограничивать какими-то рамками и бросает возлюбленную. В глубоком отчаянии Гретхен убивает новорожденного ребенка и умирает сама. Так Вольфганг фон Гете показывает, как стремление к грандиозным замыслам, пренебрежение собственными чувствами и мнением окружающих тебя людей может привести к столь трагическим последствиям.

Вторая часть

Вторым испытанием становится союз Фауста с Еленой. В тени диковинных рощ, в компании прелестной гречанки, он ненадолго обретает покой. Но и на этом он не может остановиться. Вторая часть «Фауста» особо выразительна, готические образы уступили место древнегреческому периоду. Действие переносится в Элладу, образы приобретают форму, проскальзывают мифологические мотивы. Вторая часть произведения - своеобразное собрание знаний, о которых Иоганн Гете имел представление в жизни. Там есть размышления о философии, политике, естественных науках.

Отказавшись от веры в потустороннее, он решает служить обществу, посвятить ему свои силы и стремления. Решив создать идеальное государство свободных людей, он начинает грандиозную стройку на земле, отвоеванной у моря. Но некие силы, случайно пробужденные им, пытаются ему помешать. Мефистофель, в образе командующего флотилией торговцев, наперекор воле Фауста убивает двух стариков, к которым тот привязался. Фауст, потрясенный горем, все же не перестает верить в свои идеалы и до самой своей смерти продолжает строить государство свободных людей. В финальной сцене душу Фауста возносят к небу ангелы.

Легенда о Фаусте

Основой сюжета для трагедии «Фауст» стала легенда, распространенная в средневековой Европе. В ней говорилось об Иоганне Фаусте, докторе, который заключил договор с самим дьяволом, пообещавшем ему тайное знание, при помощи которого любой металл можно превратить в золото. В этой драме Гете искусно переплел науку и художественный замысел. Первая часть «Фауста» более напоминает трагедию, а вторая наполнена мистерией, сюжет теряет логичность и переносится в бесконечность Вселенной.

Биография Гете говорит о том, что он завершил дело всей своей жизни 22 июля 1831 года, запечатал рукопись и указал вскрыть конверт после его кончины. «Фауст» писался почти шестьдесят лет. Начатый в период "Бури и натиска" в немецкой литературе и законченный в период романтизма, он отразил все те перемены, которые происходили в жизни и творчестве поэта.

Разногласия современников

Современники поэта относились к нему весьма неоднозначно, больший успех достался его произведению «Страдания юного Вертера». Роман приняли, но все же некоторые просветители решили, что он проповедует пессимизм и безволие. По поводу «Ифигении» уже негодовал Гердер, считая, что его ученик излишне увлекся классицизмом. Писатели же молодой Германии, не обнаружив в произведениях Гете демократических и либеральных идей, решили развенчать его как писателя, которого могут любить только бесчувственные и эгоистичные люди. Таким образом, интерес к Гете вернется только к концу девятнадцатого века. Помогли в этом Бурдах, Гундольф и другие, открывшие творчество позднего Гете.

До сих пор большой популярностью у театральных и кинорежиссеров пользуются творения, которые создал Иоганн Вольфганг фон Гете, цитаты из его произведений актуальны и в наше время. и поэт, мыслитель и государственный деятель вызывает интерес не только у своих соотечественников, но и у читателей по всему миру.

Русский Гете

В России первые переводы Гете появились в 1781 году и тут же вызвали огромный интерес к творчеству писателя. Им восхищались Карамзин, Радищев и многие другие. Новиков в своем «Драматическом словаре» включил Гете в число величайших драматургов Запада. Споры, поднявшиеся вокруг Гете, не остались незамеченными и в России. В 1830-х годах опубликовали переведенную на русский язык книгу Менцеля, в которой он давал отрицательную характеристику творчеству Гете. Вскоре Белинский отреагировал на эту критику своей статьей. В ней говорилось о том, что выводы Менцеля наглые и дерзкие. Хотя позднее Белинский все же признал, что в произведениях Гете отсутствуют общественные и исторические элементы, преобладает принятие действительности.

Интересная биография Гете не раскрывает всех моментов его насыщенной жизни. Многие моменты остаются неясными до сих пор. Так, например, с 1807 по 1811 год Гете вел переписку с Беттиной фон Арним. Эти отношения описаны в романе Кундеры «Бессмертие». Переписка прекратилась после ссоры Беттины фон Арним с женой Гете, Кристианой Вульпиус. Стоит также отметить, что Иоганн Гете был старше Беттины на 36 лет.

Наследие

Среди наград Гете можно выделить Большой крест ордена Гражданских заслуг короны Баварии, первой степени, Большой крест Ордена почетного легиона, Командорский крест императорского Австрийского ордена Леопольда. Среди наследия, которое оставил Иоганн Вольфганг фон Гете, - фото, картины с его изображением, научные труды, множество памятников как в Германии, так и по всему миру. Но, безусловно, самым значимым является его литературное творчество, во главе которого дело всей его жизни - «Фауст».

Произведения Гете на русский язык переводили Грибоедов и Брюсов, Григорьев и Заболоцкий. Даже такие классики русской литературы, как Толстой, Тютчев, Фет, Кочетков, Лермонтов, Пастернак, не гнушались переводить творчество великого немецкого поэта.

Многочисленные биографы, интересовавшиеся творчеством Гете, отмечали в нем внутреннее раздвоение. Это особо заметно в момент резкого перехода от молодого Иоганна Вольфганга, бунтаря и максималиста, к более позднему, повзрослевшему. Позднее творчество Гете навеяно опытом, годами раздумий, наполнено житейской мудростью, которая не присуща молодым.

В 1930 году в Гамбурге состоялся съезд, посвященный истории и теории искусства. Были зачитаны доклады о пространстве и времени, велись очень эмоциональные дискуссии, было множество споров. Но что было самым удивительным - все выступавшие постоянно ссылались на творчество Гете, цитировали отрывки из его произведений. Безусловно, это говорит о том, что и спустя столетие о нем не забыли. Его произведения пользуются популярностью и в наши дни, так же вызывают бурю восхищения. Кому-то они могут нравиться, кому-то нет, но остаться равнодушным невозможно.

Немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель, почетный член Петербургской АН (1826).

В 1775 по при-гла-ше-нию Кар-ла Ав-гу-ста, бу-ду-ще-го ве-ли-ко-го гер-цо-га Сак-сен-Вей-мар-ско-го и Эй-зе-нах-ско-го, Г. пе-ре-ехал в Вей-мар. С 1779 тай-ный со-вет-ник, с 1782 ка-мер-пре-зи-дент, в этом же го-ду воз-ве-дён в дво-рян-ст-во. Соб-ст-вен-но ху-дож. твор-че-ст-во для Г. в это вре-мя ото-шло на вто-рой план: од-но-вре-мен-но с адм. и хо-зяйств. дея-тель-но-стью в Вей-ма-ре Г. за-ни-мал-ся ес-теств. нау-ка-ми: круг его ин-те-ре-сов вклю-чал зоо-ло-гию и бо-та-ни-ку [«Ме-та-мор-фо-за рас-те-ний» («Die Metamorphose der Pflanzen», 1790)], ос-тео-ло-гию и ана-то-мию (в 1786 Г. от-крыл меж-че-лю-ст-ную кость у че-ло-ве-ка), оп-ти-ку и тео-рию цве-та («Beiträge zur Op-tik», 1791-92; «Zur Farbenlehre», Bd 1-2, 1810), ме-тео-ро-ло-гию, гео-ло-гию и ми-не-ра-ло-гию. Пред-став-ле-ние о ми-ре как о жи-вой це-ло-ст-но-сти рас-кры-ва-ет-ся в та-ких по-ня-ти-ях на-тур-фи-ло-со-фии Г., как «мор-фо-ло-гия» [впер-вые вве-дён-ный им тер-мин для обо-зна-че-ния уче-ния о фор-ме (Gestalt), фор-ми-ро-ва-нии и пре-об-ра-зо-ва-нии («ме-та-мор-фо-зе») ор-га-нич. тел, рас-те-ний и жи-вот-ных], «пра-фе-но-мен» [об-на-ру-жи-вае-мая в об-ли-ке кон-крет-ной ве-щи (напр., «пра-ра-сте-ния») сущ-ность це-ло-го клас-са ана-ло-гич-ных яв-ле-ний], «по-ляр-ность» (ди-на-мич. един-ст-во про-ти-во-на-прав-лен-ных сил в их взаи-мо-обу-слов-лен-но-сти). Об-ра-ще-ние к на-тур-фи-ло-соф-ским про-бле-мам обу-сло-ви-ло из-ме-не-ния в его ли-ри-ке: в сти-хо-тво-ре-ни-ях «Зим-няя по-езд-ка в Гарц» («Harzreise im Winter», 1777), «Бо-же-ст-вен-ное» («Das Göttliche», 1782), «Иль-ме-нау» («Il-me-nau», 1783), двух «Ноч-ных пес-нях стран-ни-ка» (1776, 1780) субъ-ек-тив-ное на-ча-ло ус-ту-па-ет ме-сто кос-мич. чув-ст-ву со-под-чи-нён-но-сти че-ло-ве-ка при-ро-де. Та-ин-ст-вен-ная ма-гия при-ро-ды вос-пе-та Г. в зна-ме-ни-тых бал-ла-дах «Ры-бак» («Der Fi-scher», 1778) и «Лес-ной царь» («Erlkönig», 1782).

Ус-тав от слож-ных взаи-мо-от-но-ше-ний при Вей-мар-ском дво-ре, Г. 3.9.1786 тай-но от-пра-вил-ся в пу-те-ше-ст-вие по Ита-лии. Впе-чат-ле-ния от этой по-езд-ки лег-ли в ос-но-ву эс-те-ти-ки вей-мар-ско-го клас-си-циз-ма; они так-же от-ра-зи-лись в «Рим-ских эле-ги-ях» («Römische Elegien», изд. в 1795), вдох-нов-лён-ных лю-бов-ной ли-ри-кой др.-рим. по-этов (Ка-тул-ла, Ти-бул-ла, Про-пер-ция, Ови-дия) и свя-зан-ных с Кри-стиа-ной Вуль-пи-ус, с ко-то-рой Г. по-зна-ко-мил-ся по воз-вра-ще-нии из Ита-лии в 1788 (ста-ла же-ной Г. в 1806). В 1788 за-кон-че-на и вы-шла в свет тра-ге-дия «Эг-монт» («Egmont»), в 1790 опуб-ли-ко-ва-на дра-ма «Тор-ква-то Тас-со» («Torquato Tasso»), став-шая, как и тра-ге-дия «Ифи-ге-ния в Тав-ри-де» («Iphi-genie auf Tau-ris», 1787), яр-ким сви-де-тель-ст-вом об-ра-ще-ния Г. к иде-аль-ной «пре-крас-ной гу-ман-но-сти». Вто-рое итал. пу-те-ше-ст-вие (1790) при-нес-ло раз-оча-ро-ва-ние, что про-яви-лось в иро-нич-но-по-ле-мич. «Ве-не-ци-ан-ских эпи-грам-мах» («Vene-zia-nischen Epigramme», 1796). Франц. ре-во-лю-ция по-на-ча-лу бы-ла вос-при-ня-та Г. в ко-мич. клю-че [ко-ме-дии «Ве-ли-кий Коф-та» («Der Groß-Cophta»), 1792; «Гра-ж-да-нин ге-не-рал» («Der Bürgergeneral»), «Мя-теж-ные» («Die Aufgereg-ten»), обе 1793]. В сти-хотв. эпо-се «Гер-ман и До-ро-тея» («Hermann und Dorothea», 1797) Г. со-еди-нил идил-лич. кар-ти-ны сель-ской жиз-ни с изо-бра-же-ни-ем дра-ма-тич. судь-бы эмиг-ран-тов. Ве-ли-чие ре-во-лю-ции как со-бы-тия, от-крыв-ше-го но-вый пе-ри-од ми-ро-вой ис-то-рии, бы-ло осоз-на-но Г. в пе-ри-од во-ен. кам-па-нии во Фран-ции в 1792-93. Свои мыс-ли о франц. по-хо-де Г. за-фик-си-ро-вал в ав-то-био-гра-фич. соч. «Кам-па-ния во Фран-ции» («Cam-pagne in Frank-reich 1792») и «Оса-да Майн-ца» («Bela-gerung von Mainz», оба 1822). В 1794 Г. по-лу-чил от Ф. Шил-ле-ра при-гла-ше-ние при-нять уча-стие в но-вом ж. «Оры» («Die Horen»), что при-ве-ло к пло-до-твор-ной друж-бе двух по-этов. В этом же го-ду вы-шел в свет са-ти-рич. жи-вот-ный эпос «Рей-не-ке-лис» («Reineke Fuchs»). В 1794-95 в «Орах» опуб-ли-ко-ван ро-ман в но-вел-лах «Раз-го-во-ры не-мец-ких эмиг-ран-тов» («Un-terhaltungen deuts-cher Ausge-wan-der-ten»), по-стро-ен-ный в осн. на об-ра-бот-ке тра-диц. ев-роп. по-ве-ст-во-ва-тель-ных сю-же-тов.

В ро-ма-не «Го-ды уче-ния Виль-гель-ма Мей-сте-ра» («Wilhelm Meisters Lehr-jah-ren», изд. в 1795-96), вы-звав-шем бур-ную дис-кус-сию (с уча-сти-ем Ф. Шил-ле-ра, К. В. фон Гум-больд-та, К. Г. Кёр-не-ра, Ф. Шле-ге-ля, Но-ва-ли-са, Жан По-ля), дан клас-сич. об-ра-зец нем. «ро-ма-на вос-пи-та-ния», вос-соз-даю-ще-го ис-то-рию со-ци-аль-но-го и нравств. ста-нов-ле-ния лич-но-сти. В 1797 Г. и Шил-лер опуб-ли-ко-ва-ли яз-ви-тель-ные «Ксе-нии» («Xenien»), при-мер лит. по-ле-ми-ки вей-мар-ско-го клас-си-циз-ма. В 1797 Г. на-пи-сал и опуб-ли-ко-вал ряд по-лу-чив-ших ми-ро-вую из-вест-ность бал-лад: «Кла-до-ис-ка-тель» («Der Schatzgräber»), «Уче-ник вол-шеб-ни-ка» («Der Zauberlehrling»), «Ко-ринф-ская не-вес-та» («Die Braut von Korinth»), «Бог и бая-де-ра» («Der Gott und die Ba-jadere»). Сле-дуя при-ме-ру Шил-ле-ра, Г. из-да-вал жур-на-лы «Про-пи-леи» («Pro-pyläen», 1798-1800) и «Об ис-кус-ст-ве и древ-но-сти» («Über Kunst und Alter-thum», 1816-28), с 1804 - «Иен-скую все-об-щую ли-те-ра-тур-ную га-зе-ту» («Jenai-sche Allgemeine Literaturzeitung»).

В 1808 Г. при-нял уча-стие в Эр-фурт-ском кон-грес-се и бе-се-до-вал с На-по-ле-о-ном I. В это же вре-мя, не-смот-ря на не-бла-го-при-ят-ные внеш-ние об-стоя-тель-ст-ва (тя-го-ты во-ен. вре-ме-ни, вы-зван-ные втор-же-ни-ем На-по-ле-о-на в Гер-ма-нию), за-кон-че-ны 1-я часть тра-ге-дии «Фауст» (изд. в 1808), ро-ман «Из-би-ра-тель-ное срод-ст-во» («Die Wahlverwandtschaften», Bd 1-2, изд. в 1809); на-чат ав-то-био-гра-фич. труд «По-эзия и прав-да. Из мо-ей жиз-ни» («Dichtung und Wahrheit. Aus meinem Leben», Bd 1-4, изд. в 1811-33). В «Из-би-ра-тель-ном срод-ст-ве» Г. дал но-вую, сим-во-лич. ин-тер-пре-та-цию про-бле-мы бра-ка и взаи-мо-от-но-ше-ний ме-ж-ду по-ла-ми: тон-кий пси-хо-ло-гич. ана-лиз от-те-ня-ет-ся ана-ло-гия-ми из хи-мич. нау-ки. «По-эзия и прав-да» ох-ва-ты-ва-ет ран-ний пе-ри-од жиз-ни Г. (до пе-ре-ез-да в Вей-мар), кри-ти-че-ски оце-ни-вая субъ-ек-ти-визм и бун-тар-ст-во «Бу-ри и на-тис-ка». С 1813 Г. ра-бо-та-ет над но-вым ав-то-био-гра-фич. со-чи-не-ни-ем - «Италь-ян-ское пу-те-ше-ст-ви-е» («Die Italienische Reise», Bd 1-3, изд. в 1816-29), в цен-тре ко-то-ро-го - идея «вто-ро-го ро-ж-де-ния» Г., осоз-на-ние се-бя как ар-ти-ста, ху-дож-ни-ка и пи-са-те-ля. С 1814 по 1819 Г., вдох-нов-лён-ный Ха-фи-зом в пе-ре-во-де Й. фон Хам-ме-ра и лю-бо-вью к Ма-ри-ан-не фон Вил-ле-мер, соз-да-ёт по-этич. цикл «За-пад-но-вос-точ-ный ди-ван» («West-östlicher Divan», изд. в 1819), со-про-во-див его за-ме-ча-ния-ми и ком-мен-та-рия-ми («Noten und Abhandlungen zu besserem Verständnis des West-östlichen Divans», 1819). Ори-ен-таль-ная те-ма, во мно-гом иду-щая от ро-ман-ти-ков, ис-тол-ко-ва-на Г. в ду-хе сбли-же-ния куль-тур За-па-да и Вос-то-ка. Не ме-нее ва-жен ав-то-био-гра-фич. мо-тив об-ре-те-ния влюб-лён-ным по-этом вто-рой юно-сти (об-ра-зы Ха-те-ма и Зу-лей-ки). Идил-лич., пат-ри-ар-халь-ный Вос-ток - «край люб-ви, ви-на и пес-ни» («Хид-жра») - пред-ста-ёт у Г. как жи-вое, гар-мо-нич-ное един-ст-во люб-ви, по-эзии и ре-ли-гии. С 1816 Г. воз-вра-тил-ся к ра-бо-те над «Фау-стом» (2-я часть). В 1823 лю-бовь к Уль-ри-ке фон Ле-вет-цов при-ве-ла к соз-да-нию «Ма-ри-ен-бад-ской эле-гии» («Elegie von Marienbad», 1823) - ше-дев-ра позд-ней ли-ри-ки Г., ко-то-рая в це-лом тя-го-те-ет к на-тур-фи-ло-соф-ской от-вле-чён-но-сти, иро-нии и ди-дак-ти-ке [«Пер-во-гла-го-лы. Уче-ние ор-фи-ков» («Urwor-te. Orphisch», изд. в 1820); «Дорн-бург-ские сти-хо-тво-ре-ния» («Dornburger Ge-dichte», 1828, из-да-но посм. в 1833)]; в ней про-яв-ля-ет-ся тен-ден-ция к цик-ли-за-ции [«Ки-тай-ско-не-мец-кие вре-ме-на го-да и дня» («Chine-sisch-deutsche Jahres- und Tages-zeiten», 1827, изд. в 1830)]. В 1829 из-дан ро-ман «Го-ды стран-ст-вия Виль-гель-ма Мей-сте-ра» («Wilhelm Meisters Wan-der-jahren, oder Die Entsagenden»), в ко-то-ром тес-но пе-ре-пле-те-ны важ-ней-шие для Г. те-мы: прак-тич. кол-лек-тив-ной дея-тель-но-сти на бла-го об-ще-ст-ва, стран-ст-вия, от-ре-че-ния от субъ-ек-тив-ных же-ла-ний и уст-рем-ле-ний, со-пут-ст-вую-ще-го про-цес-су дея-тель-но-го вос-пи-та-ния, ду-хов-но-го воз-рас-та-ния лич-но-сти. Пуб-ли-ци-сти-ка позд-не-го Г. от-ли-ча-ет-ся ис-клю-чит. ши-ро-той ин-те-ре-сов: он от-кли-ка-ет-ся на осн. со-бы-тия лит. жиз-ни Ев-ро-пы, со-сто-ит в пе-ре-пис-ке с ве-ду-щи-ми ев-роп. жур-на-ла-ми, ин-те-ре-су-ет-ся разл. нац. ли-те-ра-ту-ра-ми, вы-со-ко оце-ни-вая твор-че-ст-во Дж. Бай-ро-на, Т. Кар-лей-ля, Ф. Р. де Ша-тоб-риа-на, В. Гю-го, П. Ме-ри-ме, А. Манд-зо-ни, В. А. Жу-ков-ско-го и др. Ин-тен-сив-ные лит. кон-так-ты зре-ло-го и позд-не-го Г. при-ве-ли его к фор-ми-ро-ва-нию кон-цеп-ции все-мир-ной лит-ры как еди-ной «кро-ве-нос-ной сис-те-мы» совр. куль-ту-ры. Идея все-мир-ной лит-ры Г. свя-за-на с его кон-цеп-ци-ей клас-си-че-ско-ро-ман-тич. син-те-за, по-ни-мае-мо-го им как спор и диа-лог двух ти-пов твор-че-ст-ва. В це-лом не при-ни-мая ро-ман-тизм как тен-ден-ци-оз-ное, ма-нер-ное, «боль-ное» иск-во, Г. обя-зан ро-ман-ти-кам не толь-ко ин-те-ре-сом к Вос-току, но и ув-ле-че-ни-ем ср.-век. нем. иск-вом и ар-хи-тек-ту-рой (со-труд-ни-че-ст-во в 1810-е гг. с кол-лек-цио-не-ром и пи-са-те-лем С. Бу-ас-се-ре).

В 1831 Г. за-вер-шил 2-ю часть «Фау-ста», соз-дав од-но из са-мых зна-чит. про-из-ве-де-ний ми-ро-вой лит-ры. Г. вос-при-нял из-вест-ный сю-жет о чер-но-книж-ни-ке и ма-ге че-рез приз-му нар. книг 16-17 вв. и пьес для ку-коль-но-го те-ат-ра, из-ме-нив под влия-ни-ем Про-све-ще-ния трак-тов-ку центр. пер-со-на-жа: Фа-уст у Г. оп-рав-дан без-ус-лов-ной во-лей к со-зи-да-нию. Дея-тель-но-му Фау-сту на про-тя-же-нии всей тра-ге-дии слу-жат де-мо-нич., ма-гич. си-лы при-ро-ды, во-пло-щён-ные в фи-гу-ре Ме-фи-сто-фе-ля, ко-то-рый сво-им от-ри-ца-ни-ем и скеп-си-сом при-зван бес-по-ко-ить и по-бу-ж-дать Фау-ста к но-вым свер-ше-ни-ям и к са-мо-пре-одо-ле-нию. Ком-по-зи-ци-он-но тра-ге-дия со-сто-ит из «По-свя-ще-ния», «Те-ат-раль-но-го всту-п-ле-ния», «Про-ло-га на не-бе» и двух час-тей. 1-я, го-ти-че-ски-ср.-век., часть тра-ге-дии вклю-ча-ет две осн. сю-жет-ные ли-нии: ис-то-рию Фау-ста как учёно-го (мо-ти-вы не-до-воль-ст-ва схо-ла-стич. ср.-век. учё-но-стью, по-ис-ков но-вой жиз-нен-ной муд-ро-сти; са-ти-ра на фи-ли-сте-ров от нау-ки в об-ра-зе Ваг-не-ра) и лю-бов-ную ис-то-рию Фау-ста и Грет-хен (мо-ти-вы столк-но-ве-ния с тра-диц. мо-ра-лью, по-гру-же-ния в мир эле-мен-тар-ных ин-стинк-тов, по-ис-ка «веч-но жен-ст-вен-но-го»). 2-я часть тра-ге-дии, со-стоя-щая из пя-ти ак-тов, вы-во-дит ге-ро-ев на про-стор ми-ро-вой ис-то-рии, по-зво-ляя Фау-сту с по-мо-щью Ме-фи-сто-фе-ля реа-ли-зо-вы-вать свои дерз-кие по-мыс-лы. Брак с Еле-ной - сим-во-лич. ото-бра-же-ние идеи клас-си-че-ско-ро-ман-тич. син-те-за - за-кан-чи-ва-ет-ся тра-ги-че-ски: гиб-нет сын Еле-ны и Фау-ста Ев-фо-ри-он (в нём уга-ды-ва-ют-ся чер-ты Бай-ро-на), Еле-на ос-тав-ля-ет Фау-ста, воз-вра-ща-ясь в не-дос-ти-жи-мый мир клас-сич., ан-тич-но-го идеа-ла. В 5-м ак-те Фа-уст, по-лу-чив в дар от им-пе-ра-то-ра кло-чок су-ши на бе-ре-гу мо-ря, стре-мит-ся осу-ще-ст-вить иде-ал «сво-бод-но-го тру-да на сво-бод-ной зем-ле», по-пут-но об-ре-кая на ги-бель пат-ри-ар-халь-но-идил-лич. па-ру - Фи-ле-мо-на и Бав-ки-ду. Ос-ле-п-лённый За-бо-той, Фа-уст до кон-ца про-дол-жа-ет ру-ко-во-дить стро-ит. ра-бо-та-ми; фи-наль-ная сце-на пред-став-ля-ет со-бой по-срам-ле-ние Ме-фи-сто-фе-ля и три-умф Фау-ста, ис-тол-ко-вы-вав-ший-ся разл. об-ра-зом: как яв-ле-ние Бо-же-ст-вен-ной бла-го-да-ти, тор-же-ст-во «веч-но жен-ст-вен-но-го», «все-об-щее спа-се-ние» в ду-хе бо-го-слов-ской кон-цеп-ции Ори-ге-на или как сви-де-тель-ст-во творч. не-уда-чи ав-то-ра.

Про-из-ве-де-ния Г. пе-ре-во-ди-лись в Рос-сии с 1780 («Кла-ви-го» в пер. О. П. Ко-зо-дав-ле-ва). Сре-ди пе-ре-во-дчи-ков Г. - В. А. Жу-ков-ский, М. Ю. Лер-мон-тов, Ф. И. Тют-чев, К. С. Ак-са-ков, Н. П. Ога-рёв, А. А. Фет, А. К. Тол-стой, К. Д. Баль-монт, И. Ф. Ан-нен-ский, Вяч. И. Ива-нов, В. Я. Брю-сов, М. А. Куз-мин, С. М. Со-ловь-ёв, Б. Л. Пас-тер-нак, Н. А. За-бо-лоц-кий, Д. С. Са-мой-лов и др. Наи-бо-лее из-вест-ные пе-ре-во-ды «Фау-ста» при-над-ле-жат Н. А. Хо-лод-ков-ско-му (1878) и Б. Л. Пас-тер-на-ку (1-я часть - 1949, 2-я часть - 1952); его пе-ре-во-ди-ли так-же А. А. Фет (1882-83) и В. Я. Брю-сов (1919-20).