Жизнь и путешествия беринга. Беринг Витус — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Ви́тус Ионассен Бе́ринг (дат. Vitus Jonassen Bering; тж. Иван Иванович Беринг; 12 августа 1681, Хорсенс, Дания - 8 (19) декабря 1741, Остров Беринга, Россия) - мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин.

Витус Беринг родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году поступил на русскую службу в чине подпоручика, после путешествия в Ост-Индию, и служил на российском Балтийском флоте во время Великой Северной войны.
В 1707 году произведён в поручики. В 1710 году переведён на Азовский флот, произведён в капитан-лейтенанты, командовал шнявой «Мункер».
В 1710-1712 служил на российском Азовском флоте и участвовал в войне с Турцией.
В 1712 году переведён на Балтийский флот, в 1715 году произведён в капитаны 4 ранга.
В 1713 году в Выборге женился на Анне Кристине, дочери одного из местных бюргеров.
В последний раз Беринг побывал на родине в 1715 году и больше туда не возвращался.
В 1716 году капитан 4 ранга Беринг командовал кораблём «Перл». В 1717 году произведён в капитаны 3 ранга. В 1719 году командовал кораблём «Селафаил». В 1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём «Мальбург», затем - кораблём «Лесное». В 1724 году уволен по прошению со службы, а затем вновь принят на службу командиром «Селафаила» в чине капитана 1 ранга.

Одним из великих начинаний царя Петра I стало научное изучение географии России и сопредельных территорий - в первую очередь, инструментальные съёмки и составление «генеральных карт».
В 1714-1716 годах, после присоединения Камчатки к России, по указанию Петра было налажено морское сообщение на ладьях между Охотском и западным побережьем Камчатки. Получив об этом известие, он решил организовать поиск побережья Северной Америки, которое, как он полагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией. В 1720-1721 годах одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала.
Уже перед самой смертью Пётр направляет на Дальний Восток очередную экспедицию, возглавит которую Витус Беринг. По секретной инструкции российского императора, Берингу поручено построить два корабля, направиться вдоль побережья, попробовать отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой, а затем спуститься вдоль североамериканского побережья на юг.
Важную роль в организации и работах Первой, а затем - и Второй Камчатской экспедиции играли помощники Беринга - капитан-командор А. И. Чириков и М. П. Шпанберг.

Первая Камчатская экспедиция добиралась из Петербурга до Охотска два года, с января 1725 по январь 1727 года - через Сибирь, на лошадях, пешком, на речных судах. Перезимовав здесь, экспедиция переправила снаряжение на лодках и собачьих упряжках к устью реки Камчатка на восточном побережье полуострова, где к лету 1728 года было закончено строительство бота «Св. Гавриил». В июле-августе 1728 года судно поднялось на север, а затем - на северо-восток вдоль материка. В ходе плавания были нанесены на карту Карагинский залив с островом, залив Креста, бухта Провидения, Анадырский залив и остров Святого Лаврентия.
Экспедиция, как потом оказалось, вышла через (Берингов) пролив в Чукотское море (при этом североамериканское побережье обнаружено не было), после чего повернула назад, поскольку Беринг посчитал задание выполненным: было показано, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются.
В 1729 Беринг обогнул Камчатку с юга, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, и через Охотск и всю Россию вернулся назад в Петербург.
Таким образом, за два года экспедиция Беринга - первая в России морская научная экспедиция - произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено имя первооткрывателя, на протяжении более чем 3500 км. Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, как отмечают специалисты, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.

Вернувшись в Россию в марте 1730 года из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам - а также к американскому континенту.
В 1733 году Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.
В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции. Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осуждённый при Екатерине II и канонизированный как мученик.

4 июня 1741 - в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет - «Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» (А.Чириков) вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. «Святой Петр» под командованием В. Беринга пошел на восток и 16 июля 1741 года (на один день позже «Святого Павла» и третьим из русских кораблей) на широте 58°14" достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи.
Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя).
После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь). 5 ноября пакетбот зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель. Весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе 1742 года, преодолев 250 км, достигли Авачинской губы.
Часто встречается утверждение, что европейцы (русские) открыли берега Северной Америки (Аляски) именно во время Второй Камчатской экспедиции, но это неверно. Первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки (Аляски), был бот «Св. Гавриил» под началом геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова 21 августа 1732 года в ходе экспедиции А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого 1729-1735 гг. Кроме того, есть отрывочные сведения о посещении русскими людьми Америки в XVII веке.

Потребовалось значительное время, прежде чем заслуги Беринга были полностью признаны. Первым из путешественников, подтвердившим точность исследований Беринга, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Именно он предложил дать имя Беринга проливу между Чукоткой и Аляской.
В 1874 году представители Российско-Американской компании поставили деревянный крест примерно на том месте, где предположительно должна была находиться могила великого мореплавателя. Позднее местные исследователи установили нынешний памятник - два наложенных друг на друга каменных прямоугольника, покрытые сверху чугунной плитой. Надгробие венчает железный крест высотой 3,5 м.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Витус Беринг. Реконструированное изображение


4 июня 1741 года Авачинскую бухту на Камчатке покинули два небольших корабля под Андреевским флагом. Они взяли курс на юго-восток. Это событие явилось началом Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

Со времени отъезда из Санкт-Петербурга минуло уже более восьми лет. Такой немалый срок ушел на подготовительные и организационные работы, получение необходимых ресурсов и материалов и, самое главное, на затяжную упорную борьбу с местным бюрократическим аппаратом, не привыкшим к столичному присмотру. Курс, которым двигались экспедиционные пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел», был выбран заранее, после долгих дискуссий и споров. Согласно имеющимся в распоряжении прикомандированного к экспедиции профессора астрономии Людовика де ла Кроера картам именно на юго-восточном направлении следовало искать таинственную и обширную землю Хуана де Гамы. Ее довольно часто изображали в своих работах картографы XVIII века. Никто из принимавших участие в совещаниях перед отплытием еще не знал, что представленная профессором карта ошибочна, и указанная на ней земля не более чем миф. Это заблуждение сыграло определенную роль в судьбе экспедиции, но всё еще было впереди.

Замыслы императора
Петр I был натурой деятельной и энергичной. На протяжении всего его царствования России в полной мере пришлось вкусить плоды его трудов и принятых решений. Были проекты и замыслы, вовремя задуманные и осуществленные. Имелись те, к осуществлению которых у императора, скончавшегося отнюдь не в старом возрасте, руки не дошли. Император был увлечен идеей вывести свою страну из провинциального захолустья, достичь богатых и экзотических стран, чтобы наладить с ними торговлю. Для осуществления этих монарших чаяний требовались не только острые солдатские штыки и орудия линейных кораблей и фрегатов. Нужна была подробная информация о далеких землях и территориях и разыскание путей, как до них добраться. Еще в 1713 г. сподвижник царя, бывший долгое время морским агентом в Лондоне, Федор Салтыков представил идею построить суда в устье Енисея, для того чтобы обойти Сибирь по побережью и отыскать острова и земли, которые можно было освоить, или установить торговые отношения с Китаем.

Однако только в 1724 г., уже под конец своего царствования, Петр Алексеевич, наконец, приступил к осуществлению подобного проекта, то есть к исследованию пути через «Ледовитое море» в Индию и Китай. Государь считал, что на этом поприще русские могут добиться больших успехов и в итоге получить более короткий путь к источникам дорогих колониальных товаров. В декабре 1724 года Петр подписывает указ об организации географической экспедиции с широкими задачами. Она должна была окончательно выяснить местоположение пролива между Азией и Америкой, изучить дальневосточные берега России и в первую очередь Камчатку. Для этой цели предписывалось изготовить на месте два судна, на которых и планировалось осуществить морские походы.

Командование экспедицией было поручено датчанину Витусу Ионассену Берингу, который уже 21 год находился на русской службе. Выбор этот не был случайным, да и случайного человека щепетильный в кадровых вопросах император не поставил бы на столь ответственный пост. Беринг родился в 1681 г. в Копенгагене и на момент своего назначения был опытным и грамотным офицером - ему шел уже 44 год. Окончив в 1703 г. кадетский корпус в Амстердаме, он в том же году отправился в Россию, которая остро нуждалась в квалифицированных и обученных морских кадрах. Большую роль в принятии такого решения сыграла встреча Беринга с адмиралом Корнелием Крюйсом, который по поручению царя занимался кадровыми вопросами в Европе. К этому времени Беринг уже имел за плечами плавание в Ост-Индию.

Молодой моряк был без проволочек принят на русскую службу в чине подпоручика. Участвовал в событиях Северной войны, а в 1710-м переведен на Азовский флот, где уже в чине капитан-лейтенанта командовал шнявой «Мункер». После неудачного Прутского похода и окончания русско-турецкой войны Беринг вновь оказался на Балтике, где продолжалась борьба с все еще сильной Швецией. Датчанин служил исправно и уверенно продвигался по служебной лестнице: в 1719 г. он командует кораблем «Селафаил», который совершил нелегкое плавание из Архангельска в Кронштадт, позже, в 1720 г., - кораблями «Мальбург» и «Лесное». Последний являлся на тот момент одним из самых крупных кораблей Балтийского флота, был вооружен 90 орудиями. В том же году Беринг получил звание капитана 2-го ранга. В 1724 году, на момент принятия решения об организации Камчатской экспедиции, он был уже капитан-командором.

Первая Камчатская экспедиция


Территории, где предстояло работать экспедиции, были тогда малоизученными, и их расположение на картах начала XVIII века было весьма приблизительным. По одной из версий, Петр I имел в своем распоряжении карту «Камчадалии», составленную в 1722 г. нюрнбергским картографом И. Б. Хоманом. На этом документе рядом с Камчаткой был изображен довольно большой массив суши, обозначенный как «Земля Хуана де Гамы». В обязанности Беринга, кроме всего прочего, входило определить точное расположение этой земли и выяснить, соединяется ли она с Северной Америкой.

Первоначально состав экспедиции насчитывал 37 человек. 24 января 1725 г., в последние дни правления Петра I, она покинула Санкт-Петербург и направилась через Сибирь в Охотск. Впоследствии личный состав экспедиции расширился и временами доходил до 400 человек, включая солдат, матросов и мастеровых. Путь этот в тогдашних условиях - пешком, на лошадях и на речных судах - занял почти два года. Длинная дорога была полна трудностей. Личный состав страдал от морозов, приходилось голодать - были случаи смерти и дезертирства. На последнем этапе пути до Охотска протяженностью в 500 км крупногабаритные грузы везли на нартах, в которые в качестве тягловой силы впрягались люди.

6 октября 1726 г. с передовым отрядом Беринг прибыл в Охотск, где ему пришлось дожидаться весь остальной состав экспедиции, разделенный на партии. В январе 1727 г. в этот населенный пункт прибыла последняя из них, возглавляемая Мартыном Шпанбергом, тоже датчанином на русской службе, как и сам Беринг. Места для размещения личного состава и имущества не было, поэтому путешественникам пришлось обустраиваться в Охотске самостоятельно, построив и оборудовав себе жилища собственноручно, чтобы прожить в них до окончания зимы 1726-1727 гг.

В нелегком деле Берингу помогали его соратники, среди которых выделялись своими способностями и усердием лейтенанты Алексей Ильич Чириков и Мартын (Мартин) Петрович Шпанберг. Чириков был молодым человеком, родившимся в 1703 г. в дворянской семье Тульской губернии. Юноша проявил талант к наукам и в 1715 г. стал выпускником Московской навигацкой школы, а в 1721 году - Петербургской Морской академии. Уже на следующий год после ее окончания Чириков был возращен в Академию в качестве преподавателя. Его острый ум и способности во многом повлияли на назначение его в помощники к Берингу. Лейтенант Шпанберг, поступивший на русскую службу относительно недавно, в 1720 году, успел зарекомендовать себя как опытный моряк, к тому же он лично знал Беринга.

За время долгого пути через Сибирь Алексей Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выяснить истинную широтную протяженность Сибири. Дождавшись весны, экспедиция выдвинулась из Охотска дальше. В начале осени 1727 г. на двух речных судах добралась до Большерецка, а оттуда людей и грузы на лодках и собачьих упряжках переправили в устье реки Камчатка, где с 1713 г. был расположен Нижнекамчатский острог. Ездовые собаки были мобилизованы - зачастую принудительно - у местного населения.

Тут весной 1728 г. и началось строительство экспедиционного судна. К лету этого же года был готов бот «Святой Гавриил», на котором 14 июля Беринг вышел в море. Бот двигался на север вдоль побережья Камчатки, параллельно плаванью велась съемка береговой черты. В результате более 600 км ранее практически не изученного побережья было нанесено на карту. Совершены открытия полуостровов Камчатский и Озерный. Достигнув южного побережья Чукотки, совершив 31 августа открытие залива Креста, бухты Провидения и острова Святого Лаврентия, Беринг не стал высаживаться на острове и не подходил близко к побережью, а продолжил движение на северо-восток.

«Святой Гавриил» встретил на своем пути сильные ветры, чередующиеся с туманной погодой, и в следующий раз земля была замечена с борта только 12 августа. На следующий день Беринг, не видя больше берега, решил созвать совещание. Собрав у себя в каюте Алексея Чирикова и Мартына Шпанберга, он предложил им высказать мнение по следующим вопросам: следует ли считать полностью доказанным факт существования пролива между Азией и Америкой? И есть ли необходимость в таком случае двигаться к устью Колымы, как было указано в одном из многочисленных пунктов инструкции для экспедиции? Чириков предложил подойти к побережью и продолжить двигаться на северо-восток, пока не будет достигнуто устье Колымы или полоса льдов. Если погода будет неблагоприятной и сопровождаемой противными ветрами, то не позднее 25 августа повернуть обратно и зазимовать на земле, противоположной Чукотке, богатой лесом, о которой было известно от чукчей. То есть имелась в виду Аляска. Шпанберг придерживался острожной позиции, предлагая идти на северо-восток до 16 августа, а затем уйти зимовать на Камчатку. В итоге Беринг принял решение двигаться на север для дальнейшего прояснения обстановки.

Днем 14 августа, когда видимость стала более-менее приемлемой, со «Святого Гавриила» далеко на западе была замечена земля с высокими горами, скорее всего, это был мыс Дежнева. Витус Беринг и его спутники тогда еще не знали, что почти за 80 лет до них через этот пролив прошли русские казаки под руководством Семена Дежнева, и географическое место это было фактически открыто вторично. Выйдя в море, позже названное Чукотским, путешественники произвели многочисленные замеры глубин и другие наблюдения. Однако для арктических плаваний время было уже довольно позднее, и Беринг отдал приказ возвращаться. Через две недели «Святой Гавриил» вернулся в Нижнекамчатский острог, или Нижнекамчатск, где экспедиция осталась на зимовку 1728-1729 гг.

Летом 1729 г. Берингом была сделана попытка достигнуть американского берега. «Святой Гавриил» покинул место стоянки 5 июня, однако через три дня, пройдя более 100 миль на восток и встретив на пути сильный ветер, вынужден был повернуть обратно. Обогнув Камчатку с юга, открыв Авачинскую губу и Камчатский залив, 24 июля 1729 года бот прибыл в Охотск. За время этого похода члены экспедиции описали большую часть восточного и некоторую часть западного побережья Камчатки. Если брать в расчет подобные работы, проведенные в предыдущем, 1728 году, то общая протяженность береговой линии, исследованной Берингом и его спутниками, достигала почти 3,5 тыс. км. Из Охотска Беринг выехал в Санкт-Петербург с отчетами экспедиции и рапортами. Столицы он достиг спустя 7 месяцев.

Инструкции Сената и подготовка Второй Камчатской экспедиции

За время пятилетнего отсутствия Беринга в России произошли перемены. На престоле теперь восседала императрица Анна Иоанновна, чьи помыслы были далеки от проектов ее великого дяди. По итогам своих плаваний Витус Беринг и Алексей Чириков создали подробную карту, которая еще долгое время была в употреблении. Свое восхищение проделанной картографической работой высказывал впоследствии даже такой известный английский мореплаватель, как Джеймс Кук. Разумеется, на сделанной карте были неточности: Камчатка была несколько короче своего оригинала, не совсем верны очертания Чукотки - однако это был первый документ, известный в Европе, где были изображены доселе совершенно не изведанные земли.

Спустя два месяца пребывания в Петербурге, разобравшись в новых столичных реалиях, Витус Беринг в конце апреля 1730 года подает в Адмиралтейств-коллегию докладные записки. В первом документе, названном «Предложение», датчанин аргументировано доказывал очевидную близость Америки от полуострова Камчатки и необходимость налаживания торгово-экономических отношений с тамошним населением. Поскольку путешествие на Дальний Восток и обратно через Сибирь произвело на Беринга сильное впечатление, в том же «Предложении» он высказывался за более интенсивное освоение этого края - по его мнению, тут можно и нужно было добывать железную руду, поваренную соль и сеять хлеб. Во второй записке, переданной в Адмиралтейств-коллегию, была высказана необходимость дальнейшего исследования побережья Азии, перспективной отправки кораблей к устью Амура и Японским островам. Кроме того, Беринг настаивал на организации специальной экспедиции к побережью Америки с изучением вопроса основания колоний и торговых факторий. Капитан-командор изъявлял желание вновь отправиться на Дальний Восток и принять личное участие в новой экспедиции.

Дела в царствование Анны Иоанновны решались не столь динамично, как раньше, и до Сената докладные записки из Адмиралтейств-коллегии добрались лишь к концу 1730 года. Тем не менее документы, представленные Берингом, не стали добычей пыльных сундуков и долгих ящиков. Рассмотрев отчеты и рапорты, российская Академия наук признала, что Камчатская экспедиция, несмотря на достигнутые успехи, добилась не всех поставленных задач, и исследование Камчатки и в перспективе побережья Америки следует продолжить. Кроме того, следовало произвести плавание по Ледовитому океану с целью изучения возможности проложить в Камчатское море более удобный путь, нежели по суше. Фактически это были идеи создания Северного морского пути, воплощение которых стало возможным лишь много позже.

Проекты Беринга, дополненные учеными Академии наук, рисковали утонуть в гораздо более опасном море, нежели Камчатское, - в море сенатской и придворной бюрократии. Однако у них нашелся деятельный союзник - обер-секретарь Сената Иван Кириллович Кирилов. Он был выдающимся человеком своего времени: государственный деятель, ученый, сподвижник Петра I, Кирилов считается одним из основоположников российской академической географии. Картограф, историк и правовед, он был настойчивым сторонником налаживания взаимовыгодной торговли России с Востоком. В своей сопроводительной записке к материалам Беринга Кирилов перечислил многочисленные выгоды, которые могла бы получить Россия от организации новой экспедиции на Дальний Восток. Следует заметить, что именно тогда была высказана мысль об организации кругосветной экспедиции из Кронштадта к берегам Камчатки. Осуществлен этот замысел был только через семьдесят лет Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским на шлюпах «Нева» и «Надежда».

Преодолев все бюрократические проволочки, в апреле 1732 г. последовал высочайший указ об организации и снаряжении Второй Камчатской экспедиции, руководство которой вновь возлагалось на Витуса Беринга. Она должна была состояться в рамках еще более масштабного проекта, получившего в истории название Великой Северной экспедиции. Основные ее задачи и цели были сформулированы обер-секретарем Сената Иваном Кирилловичем Кириловым и президентом Адмиралтейств-коллегии Николаем Федоровичем Головиным. Предполагалось произвести обширные и комплексные исследования северных земель, Сибири и Дальнего Востока.

Для осуществления этого замысла планировалось снарядить 8 исследовательских отрядов, каждый из которых имел бы свою собственную задачу и регион исследования и действовал независимо от других. Отряд Беринга должен был пересечь Сибирь, достигнуть Камчатки и приступить к исследованию берегов Америки. Кроме того, необходимо было выяснить факт существования так называемой «Земли Хуана де Гамы», все еще волновавшей умы многих ученых. В помощь Берингу дали уже проверенного его товарища по путешествиям Алексея Чирикова, получившего к тому времени уже звание капитан-лейтенанта. Еще один соратник капитан-командора датчанин Мартын Шпанберг получил теперь самостоятельное задание: нанести подробно на карту малоизученные Курильские острова и далее плыть к берегам Японии.

Работу Великой северной экспедиции рассчитывали закончить через 6 лет, на снаряжение входящих в нее отрядов выделили значительную сумму - 360 тыс. рублей. Российская академия наук командировала большую группу ученых, которая стала Академическим отрядом Великой Северной экспедиции.

Второй раз через Сибирь на Дальний Восток

В начале 1734 г. Витус Беринг и его люди сосредоточились в Тобольске. Отсюда ими было отправлено несколько геодезических партий для изучения северных земель. Фактически именно на Беринга была возложена задача координации действий отдельных отрядов Северной экспедиции. В конце октября того же года Беринг прибыл в Якутск, где ему пришлось провести три года. Это не было пустое и бесполезное времяпровождение - усилиями капитан-командора и его соратников организовано строительство железноделательного завода, канатной мастерской для изготовления такелажа для будущих судов экспедиции. Было заготовлено и отправлено в Охотск необходимое снаряжение и продовольствие.

Тем не менее капитан-командор покинул город и отправился в Охотск только после того, как убедился, что его люди обеспечены продовольствием в должном объеме. В Охотске пришлось вновь столкнуться с «всемерным содействием» местных властей. С комендантом города у Беринга были откровенно плохие отношения. «Всевидящее око» Адмиралтейств-коллегии, которое почему-то считало себя таковым только из-за щедрого потока доносов, приходивших из Сибири, раздраженно подгоняло капитан-командора, открыто упрекая того в нерасторопности, указывая на то, что корабли должны были быть уже построены, а паруса сшиты, и надобно не рапорты писать, а поскорее отправляться в плавание. Высоким столичным чинам было невдомек, что трудности, с которыми столкнулся Беринг, были вызваны вовсе не его медлительностью, а местные условия по сложности сродни крепости арктических льдов и почти так же неодолимы.


Пакетбот «Святой Петр» (рисунок, XIX век)


Тем временем в Охотске под руководством корабельных мастеров Макара Ругачёва и Андрея Ивановича Кузьмина подходило к концу строительство двух экспедиционных судов - пакетботов «Святой Петр» и «Святой Павел». Эти двухмачтовые корабли имели водоизмещение около 200 тонн и вооружены были 14 орудиями. В начале июля 1740 г. пакетботы были спущены на воду, и началось их оснащение для будущего плавания. В сентябре того же года Витус Беринг отплыл из Охотска на Камчатку, где на восточном берегу была открыта удобная бухта, получившая наименование Петропавловской. Тут оба корабля и их команды зазимовали. Весной 1741 г. развернулись окончательные приготовления.

К берегам Америки

За несколько недель до предполагаемого отплытия состоялось совещание офицеров и штурманов, на котором вырабатывался маршрут движения. Основываясь на неточной карте, имеющейся у профессора де ла Кроера, с обозначенной на ней пресловутой «Землей Хуана де Гамы», они постановили идти курсом на юго-восток - для ее открытия и дальнейшего изучения. Это решение было зафиксировано письменным протоколом.

4 июня 1741 г. из Авачинской бухты вышли флагманский «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел», командиром которого являлся Алексей Чириков. Почти две недели корабли продвигались на юго-восток, пытаясь обнаружить то, чего нет. Наконец, когда все возможные расчеты и обманутые ожидания показали, что никакой земли в этом районе нет, Беринг приказал изменить курс на северо-восток. Экспедиция только зря потеряла время и припасы. 20 июня море окутал густой туман, в котором «Святой Петр» и «Святой Павел» потеряли друг друга. Три дня Беринг потратил на поиски Чирикова, пройдя на юг около 200 миль. Но все было напрасно. Дальше корабли следовали к берегам Америки самостоятельно.

17 июля 1741 года с борта «Святого Петра» была, наконец, замечена земля с заснеженными горами. Впоследствии самая высокая из них была названа горой Святого Ильи. Участники экспедиции поздравляли Беринга с долгожданным открытием, однако он не проявлял радости, а по наблюдениям окружающих, был угрюм и неразговорчив. Уже тогда у шестидесятилетнего капитан-командора проявилось недомогание.

«Святой Петр» направился вдоль побережья на запад, и через три дня был открыт остров Каяк у 60 градусов северной широты. Чуть северней была замечена удобная бухта, которой воспользовались для пополнения с берега пресной воды. Уже будучи больным, сам Беринг на американскую землю не высаживался. На берегу были обнаружены следы проживания людей: жилища, утварь и очаги. Вероятно, местные жители бежали, завидев невиданную для них конструкцию - парусный корабль.

21 июля корабль продолжил путь на запад - погода была дождливой и пасмурной. Почти треть команды страдала от цинги, сам Беринг не вставал с кровати. 2 августа был открыт остров Туманный (впоследствии остров Чирикова). 10 августа, когда больных на борту уже было много, Беринг принял решение возвращаться на Камчатку. У юго-западной оконечности Аляски 29 августа были обнаружены безлесые и пустынные острова, на которых спустя пару дней был похоронен матрос, первым скончавшийся от цинги. Впоследствии эта болезнь еще соберет свой урожай. В этом месте «Святой Петр» простоял около недели, тут же состоялся и первый контакт с аборигенами.

6 сентября пакетбот вышел в море и следовал курсом на запад. Временами на горизонте показывалась гористая земля - Алеутские острова. Не хватало провизии. Больных становилось все больше, что затрудняло управление кораблем. Зачастую моряков на вахты у штурвала отводили под руки их более здоровые товарищи. Не имея карт района, в котором находились, офицеры пакетбота вели его исключительно по звездам. Штормовое море отогнало «Святого Петра» к северу.

4 ноября показалась земля с покрытыми снегом горами. Экипаж ошибочно принял ее за Камчатку, однако это был остров. Не обнаружив подходящей для стоянки гавани, «Святой Петр» встал на якорь вблизи берега. Это сыграло фатальную роль в его судьбе. Дважды рвались якорные канаты, и в конце концов волны и ветер посадили корабль на камни.

Смерть Беринга, зимовка и окончание экспедиции

Поняв, что корабль уже не пригоден к дальнейшему плаванию, экипаж, как только позволила погода, начал высадку на берег. Это было 8 ноября. Вскоре выяснилось, что обнаруженная земля вовсе не Камчатка, а остров, берега которого были усеяны плавником. На берегу вырыли шесть прямоугольных ям, которые накрыли парусиной, - они стали жилищами путешественников на ближайшие месяцы. С корабля были выгружены все возможные запасы и снаряжение. Самого Беринга, уже тяжело больного, перевезли на носилках. Из экипажа в 75 человек вскоре после высадки на остров от цинги скончались 20. Из оставшихся не больше десятка могли стоять на ногах. Обессиленный, капитан-командор Витус Беринг пролежал в землянке почти месяц. По его просьбе его полузасыпали песком - больной говорил, что ему так теплее. 6 декабря 1741 г. отважного первопроходца не стало.


Крест на могиле Беринга на острове Беринга (Командорские острова)


Беринг был похоронен в земле острова, названного впоследствии его именем. А все острова архипелага получили название Командорские. Командование экипажем принял на себя старший офицер Свен Ваксель, швед по национальности. Вместе с ним все тяготы зимовки переживал и его десятилетний сын, взятый в плавание. Впоследствии Лаврентий Ваксель стал офицером русского флота. К середине зимы в живых осталось только 45 членов экипажа. К счастью, остров оказался набит топливом, на нем водилось множество песцов, а у берегов - вымершие к нынешнему времени морские млекопитающие, которых называли морскими коровами.

Полуразрушенный зимними штормами «Святой Петр» разобрали и из его компонентов начали строить небольшое судно для эвакуации. Поскольку оба корабельных плотника к этому времени умерли, при постройке возникли трудности, поскольку никто из офицеров и штурманов не являлся корабельным мастером. Положение спас красноярский казак Савва Стародубцев, который принимал участие в строительстве пакетботов в Охотске. С его помощью и удалось построить небольшое судно, названное также «Святым Петром». Впоследствии по рапорту Вакселя за эти заслуги Стародубцев был удостоен дворянства. 9 августа 1742 г. нового «Святого Петра» спустили на воду. 13 августа путешественники покинули приютивший их остров и 29 числа этого же месяца благополучно достигли Петропавловского острога на Камчатке.

Плавание пакетбота «Святой Павел» оказалось более коротким и закончилось благополучно. Потеряв из виду своего флагмана, Алексей Чириков в ночь с 14 на 15 июля заметил землю, оказавшуюся группой островов. Высадившиеся на берег 11, а потом еще 4 человека пропали без вести вместе с лодками, что сделало трудноосуществимой задачу пополнения пресной водой, и 25 июля было принято решение возвращаться на Камчатку. Пройдя вдоль Алеутских островов, 10 октября 1741 года «Святой Павел» вернулся в Петропавловск.

Реальное изображение Витуса Беринга

Долгое время точное место захоронение Витуса Беринга оставалась неизвестным. В 1991 году, когда исполнилось 250 лет плаванию Беринга и Чирикова к берегам Америки, клуб «Приключение» во главе с известным журналистом и исследователем Дмитрием Шпаро вместе с Институтом Археологии СССР и при поддержке других, в том числе и датских организаций, осуществили экспедицию на остров Беринга. В результате проведенных раскопок была найдена могила капитан-командора, его останки извлечены и переправлены в Москву для экспертизы. Впоследствии они были возвращены и перезахоронены на острове Беринга. В результате проведенных исследований удалось восстановить подлинный облик прославленного первопроходца. Известное изображение якобы Витуса Беринга на самом деле принадлежит его родному дяде, датскому придворному поэту XVII века. Подлинный облик капитан-командора был восстановлен.

12 августа день рождения российского мореплавателя и первооткрывателя, капитана-командора Витуса Беринга. В первой половине XVIII века он возглавил и провел две величайшие экспедиции, равных которым не совершалось ни до него, ни еще полвека после него.

Вся жизнь путешественника – загадка для историков. В большинстве открытых источников публикуются примерно одни и те же жизнеописания великого путешественника. Кажется, никто не обращает внимания ни на несостыковки в датах его рождения и крещения, ни на то, что отец великого путешественника не носил фамилии Беринг, ни на то, что растиражированные изображения первооткрывателя не имеют ничего общего с установленной учеными внешностью мореплавателя. И все эти ошибки и неточности продолжают множиться вплоть до наших дней.

Тайна рождения и имени великого мореплавателя

В отечественных источниках днем рождения Витуса Беринга указано 12 августа 1681 года. Между тем, из датских церковных книг известно, что крещен он был 5 августа того же года в лютеранской церкви, а точного указания на день рождения нет. Тем не менее, с большой долей вероятности можно утверждать, что родился Беринг 2 августа, а дата 12 августа появилась после того, как уже в ХХ веке стали пристально исследовать его историю.

Вычисляя дату рождения знаменитого мореплавателя, отечественные историки по привычке посчитали, что день рождения, который молодой офицер Беринг указал при поступлении на русскую службу, приведен по старому стилю, и прибавили к нему 10 дней (как и полагается по отношению к датам XVII века). Но в Дании к тому времени уже перешли на юлианский календарь, и Витус Беринг указывал дату своего рождения сразу «по новому стилю».

Будущий великий мореплаватель родился в портовом городе Хорсенс в Дании. Его мать была из старинного датского рода и носила имя Анне Педердаттер Беринг, а отец Ионас Свендсен был лютеранским церковным старостой. Как же получилось, что сын стал носить фамилию не Свендсен, а Беринг?

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Его назвали в честь именитого дядюшки – брата матери, который был летописцем в Королевском суде, и который к моменту рождения младенца уже умер. Витус Беринг – так звали придворного летописца, и так стали звать младенца. Давать целиком и имя, и фамилию в честь кого-то из умерших родственников было обычной практикой того времени.

Именно это обстоятельство – полное совпадение имени и фамилии мореплавателя и его дяди – привело к тому, что за портрет путешественника историки принимали изображение его родственника, придворного летописца. Уже в наше время исследователи попытались восстановить, как же на самом деле выглядел великий первооткрыватель новых земель. Они реконструировали его портрет по найденному в его захоронении черепу. И оказалось, что это был человек намного более аскетического облика, чем изображенный на портрете вельможа.

Море и дальние берега

Родители Беринга были довольно состоятельными людьми: два его старших брата учились в университете в Копенгагене. Сам же юный Беринг выбрал другой путь и, едва ему исполнилось 15 лет, нанялся юнгой на корабль. В годы службы в датском флоте между 1696 и 1704 годами он совершил несколько дальних плаваний, в том числе в Датскую Индию, а также пересек Северную Атлантику, побывав в европейских колониях на Карибских островах и на западном берегу Северной Америки. После этого, твердо уверенный, что хочет связать свою жизнь с морем, юный Беринг вернулся к образованию и окончил курсы военно-морских офицеров в Амстердаме.

В 1704 году, после получения первого офицерского звания, Беринг по приглашению русского адмирала норвежского происхождения Корнелиуса Крюйса нанимается на службу в российский флот.

Стремительно развивающийся военно-морской флот Петра Великого оказался тем местом, где талант, страсть к мореплаванию и немалый морской опыт юного Беринга пришлись как нельзя более кстати. Будущему первооткрывателю новых земель в то время исполнилось всего 22 года.

Свою службу в Петербурге Беринг начал с командования небольшим судном, которое доставляло лес на остров Котлин. Там менее чем за год была построена крепость Кронштадт, закрывшая шведам подход к Невской губе, которую они еще недавно считали своей. За отличную службу в 1707 году Беринг получил повышение по службе: был произведен в поручики, а еще через три года переведен на Азовскую флотилию и в ее составе участвовал в войне с Турцией.

Как Витус Беринг возглавил Первую Камчатскую экспедицию

Далее его путь можно проследить по переводам с флота на флот и периодическим повышениям в званиях. Однако в 1723 году, прослужив почти 20 лет на русском флоте, Витус Беринг вдруг подает прошение об отставке. Доподлинно неизвестно, что послужило причиной такого поворота, но есть версия, что честолюбивый мореплаватель был оскорблен тем, что за все свои заслуги так и не получил чин капитана I ранга, на который он претендовал. Однако без моря Витус Беринг оставался недолго. Уже в конце 1724 года Петр I издает указ об организации экспедиции на Камчатку.

Путешествие на Камчатку было первой в истории целенаправленной российской географической исследовательской экспедицией. Коллегия Адмиралтейства, которой было поручено подобрать для руководства рискованным предприятием достойного и опытного морского офицера, останавливается на кандидатуре Беринга. Недавнего отставника срочно возвращают на флотскую службу, присваивают ему звание капитана I ранга, и он со рвением берется за дело. Витусу Берингу к этому времени исполнилось 43 года.

Фото: Карта Сибири, составленная русским мореплавателем Витусом Берингом в 1730 году./Фотохроника ТАСС

Экспедиция длилась пять лет. Ее участники сперва почти два года добирались на лошадях и отчасти речным путем от Петербурга до Охотска. Потом, перезимовав в Охотске, они переправили снаряжение к устью реки Камчатка, где уже строился для них бот «Святой Гавриил». Далее исследователи путешествовали морским путем.

Команда первооткрываетелей под управлением Витуса Беринга описала и нанесла на карту большую часть побережья Камчатки и Чукотки. Она доказала, что Азия и Америка не соединяются между собой. Не найдя Американского берега, экспедиция вернулась в Охотск, впервые обогнув Камчатку с юга и нанеся на карту ее истинные границы. Она доказала также, что Камчатка не соединяется с Японией.

В 1730 году через Охотск и всю Россию экспедиция вернулся назад в Петербург. Огромная кропотливая работа, которую со всем рвением провел Витус Беринг и его команда, тем не менее, не вызвала полного высочайшего одобрения и доверия. Правда, он получил чин капитан-командора и солидное денежное вознаграждение – 1000 рублей деньгами. Однако подробный отчет и составленные им карты, которые он передал в Адмиралтейство, вызвали там сомнения.

А все потому, что исследования Беринга не совпали с результатами, полученными чуть ранее предприимчивым казачьим полковником Шестаковым, который за счет средств, выбитых им из правительственной казны, несколько лет занимался обследованием северо-восточных территорий. Никто не принял во внимание, что Шестаков был попросту малограмотен, и карты рисовал не зная, как это делается, по своему разумению.

Подлинность карт Беринга подтвердилась только данными более поздних путешествий, в том числе Джеймса Кука, который 1778 году занимался в тех же краях поисками морского пути из Атлантики в Тихий океан через север Северной Америки. На Алеутских островах Кук впервые встретил русских промышленников, которые показали путешественнику карту, созданную Берингом. Она оказалась намного точнее тех карт, которыми располагал сам Кук, поэтому он перерисовал эту карту и назвал пролив между Азией и Америкой проливом Беринга.

Позже этими и другими копиями карт Беринга еще долго пользовались западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.

Фото: Фрагмент карты с маршрутами экспедиций великого русского мореплавателя Витуса Беринга/ИТАР-ТАСС

Вторая Камчатская экспедиция и отчаянная капитан-командорша

Вернувшись из первой экспедиции, Витус Беринг буквально «заболел» идеей продолжить исследования северо-восточных земель и найти восточный морской путь в Америку. Через несколько лет он передал свой проект новой экспедиции для высочайшего одобрения. Коллегия Адмиралтейства решила поддержать эту его идею. Детально разработанный план обследования Сибири, побережья Северных морей и Дальнего Востока был утвержден Сенатом. Императрица Анна Иоанновна подписала высочайший указ, и подготовка к Великой Северной экспедиции началась.

Все побережье северных морей, от Печоры до Чукотки, было разбито Адмиралтейств-коллегией на пять участков. За общее управление отвечал капитан-командор Витус Беринг, он же возглавил один из отрядов, в задачу которого входило найти морской путь в Америку с Востока. Плавание предполагалось совершить на двух ботах, которые требовалось еще построить в Охотске.

1734 году Витус Беринг был уже в Якутске, где занялся обеспечением всех экспедиционных отрядов снаряжением и разработкой всего необходимого для успеха предприятия. В то же время в Охотске были заложены трехмачтовые пакетботы – «Святой Петр» и «Святой Павел», предназначенные специально для плавания к берегам Америки. Предварительный этап занял целых три года.

Об этом почти не пишут, но во время всего длинного и полного лишений пути от Петербурга до Якутска и во время трех лет жизни в Якутске Витуса Беринга сопровождала женщина – преданная спутница, его жена Анна. После того, как Витус Беринг на целых пять лет исчез, отправившись в Первую Камчатскую экспедицию, Анна Беринг наотрез отказалась в дальнейшем оставаться дома одна.

Судя по всему, супруги жили счастливо. Вот что пишет Витус Беринг своей тетушке через год после его возвращения из этой экспедиции: «Жена моя, слава Богу, жива; из восьми детей трое живы, и скоро мы ждем четвертого». Скорее всего, трое живых детей – это Йонас, Томас и Антон, и весьма вероятно, что ожидаемый четвертый – Анна Хедвига Хелена. К тому времени супруги были женаты уже 18 лет.

Младшие дети – Антон и Анна-младшая отправились в Сибирь вместе с родителями. С семьей на санях отправилась значительная часть имущества, включая клавишный музыкальный инструмент клавикорды, на котором играла жена Беринга. Вполне вероятно, что именно она впервые исполнила в этих суровых землях европейскую музыку, доселе тут неслыханную.

В октябре 1734 года после полугодичного странствия семейство добралось до Якутска, где задержалось почти на три года. Управлять экспедицией из Якутска было удобнее всего. Сюда было сравнительно просто доставлять и хранить съестные припасы, корабельные снасти и строительные материалы. Отсюда Беринг мог одновременно следить за продвижением отрядов, исследовавших побережье Северного Ледовитого океана, быть в курсе работы выстроенного неподалеку железоделательного завода, на котором отливались необходимые для экспедиции предметы, держать под контролем строительство в Охотске судов для предстоящих плаваний в Америку и в Японию, и в то же время поддерживать связь с Петербургом на расстоянии менее полугода езды.

Колоритные подробности о жизни семейства Берингов в Якутске мы можем узнать из доносов, которые щедро строчили в тайную канцелярию высшие чины местной администрации, бывшие ссыльные. Беринг обвинялся ими, в частности, в том, что вместо того, чтобы заниматься делами, катает жену в саночках.

Вот как описывался праздник, устроенный им в Якутске: «А для зимних забав и прославления себя он сделал великие линейные сани такой величины, чтобы на них сидело до тридцати людей, помимо четырех трубачей. И забавлял жену свою и детей и якутских жителей. И поставлены были столы с конфетами, и он с триумфом проезжал по Якутску».

Судя по некоторым документальным свидетельствам, жена его была женщиной решительной и темпераментной, к тому же не лишенной предпринимательской хватки. Во всяком случае, обратно она выехала с детьми, везя с собой сильно разросшееся имущество, подробно описанное Тобольской таможней. Там были десятки возов с пушниной, серебром, фарфором и восточными редкостями. Оно и стало ее «вдовьей пенсией».

Осенью 1740 года возглавляемая Витусом Берингом экспедиция на двух пакетботах вышла из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте. Ими было заложено поселение, которое впоследствии стало городом, названным в честь судов экспедиции Петропавловском-Камчатским.

В начале лета 1741 незадолго до того, как Витусу Берингу исполнялось 60 лет экспедиция вышли к северо-западным берегам Америки. Однако через две недели, в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. Дальше они продолжали путь отдельно. «Святой Павел» достиг берега Северной Америки 15 июля 1741 года, на день раньше и немного в другом мете, чем «Святой Петр» под командованием Беринга. Затем пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути было открыто и нанесено на карту множество островов.


Фото: неизвестный художник, 1741г.

Для пополнения запасов воды 5 ноября «Святой Петр» остановился около острова, который позднее был назван в честь Беринга. На нем разбили временный лагерь. Однако погода испортилась, и судно штормом было выброшено на берег. Мореходы были вынуждены остаться на острове для вынужденной зимовки. В результате за зиму от цинги и болезней умерла треть экипажа, а 8 декабря скончался и сам капитан-командор. Оставшиеся в живых моряки под командованием штурмана поручика Свена Вакселя смогли за весну и лето выстроить из обломков пакетбота двухмачтовое судно – гукор, на котором в августе 1742 года вернулись на Камчатку.

В честь Беринга, кроме пролива, названы, также море, ледник на Аляске, поселок Беринговский в Чукотском автономном округе, остров Беринга в группе Командорских островов и сами Командорские острова (по званию, которое было присвоено Берингу); а также ряд российских кораблей.

Что сделал Витус Беринг, известный мореплаватель и капитан-командор, исследователь Камчатки, северо-восточного побережья Азии, северо-западных берегов Америки и северных земель Тихого океана, Вы узнаете из этой статьи.

Витус Беринг: что открыл?

Все достижения Витуса Беринга были совершены в двух Камчатских экспедициях:

  • Первая Камчатская экспедиция 1725–1730 годов

Первый русский император и его советники знали, что существует пролив между Америкой и Азией и искали мореплавателя, который бы мог исследовать его для использования в практических целях. Петр I в 1724 году составил указ об подготовки к экспедиции, поставив начальником 44-летнего Витуса Йонассена Беринга. К этому времени он уже 21 год служил в России. Команда мореплавателя состояла из 34 человек и вышла из Петербурга в путь 24 января 1725 года. До Охотского моря они шли пешком или верхом на лошадях, а на реках сплавлялись по судам. Голод в пути и страшные морозы привели к тому, что команда экспедиции сократилась до 15 человек. 1 октября 1726 года Беринг дошел до Охотска. Дальше предстояла дорога по морю, поэтому пришлось строить бот под названием «Св. Гавриил». На нем мореплаватель вышел в море 14 июля 1728 года. Им было выявлено полуострова Озерной и Камчатский, Карагинский залив и одноименный остров. Его моряками было положено на карту более 2500 км береговой линии северо-восточной части Азии. В экспедиции было открыто залив Креста, остров св. Лаврентия и бухту Провидения.

16 августа 1728 года Беринг прошел через пролив и оказался в Чукотском море. Но повернув назад, думая, что берег моря дальше простилается, он оказался в Нижнекамчатске. Таким образом, в ходе первой экспедиции Витус Беринг первым описал южную половину западного и восточного берега Камчатки и выявил Авачинскую губу, Камчатский залив.

  • Вторая экспедиция Витуса Беринга на Камчатку 1733–1743 годов

Вернувшись из первой экспедиции, Беринг показал правительству России план новой экспедиции. Его назначили командующим Второй Камчатской экспедиции в 1733 году. Их задача – исследовать американские берега со стороны Камчатки.

В 1734 году командующий экспедиции собрал всех участников в Тобольске. Сухопутные партии геодезистов изучали побережье океана. А сам исследователь отправился в Якутск, где провел 3 года, заготовляя продовольствие и снаряжение для своей команды, разделенной на 2 группы.

Только в 1740 году Беринг отплывает из Охотска на судах «Св. Павел» и «Св. Пётр». Зиму его команда провела на востоке Камчатки, около Авачинской губы. Спустя 8 лет после того, как они покинули Петербург, их корабли вышли к берегам американского континента. В дальнейшем корабли потеряли друг друга и плавали автономно. Витус Беринг 4 дня плавал вдоль западного побережья. После было взято курс на Азию. 10 августа мореплаватель решил идти на Камчатку. А спустя две с половиной недели у юго-запада Аляски были открыты пустынные и безлесные острова, которые капитан назвал «Островами Шумагина». Двигаясь в западном направлении, Беринг исследовал Алеутскую цепь. Здесь русские впервые повстречали местных жителей – алеутов.