Краткосрочная образовательная программа «Музыкальный театр. Модифицированная краткосрочная образовательная программа дополнительного образования детей Яндекс краткосрочные программы по доп образованию

Муниципальное автономное образовательное учреждение


2. Техника плетение на проволоке

Виды плетение петель, Параллельные петли, игольчатые плетение, круговая техника.

Практическое занятия. Плетение браслетов. «Цветков».


3.Цветки из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.


Итоговое занятия.

Этапы конструирования изделия. Требования, предьявлеяемые к изделию при конструировании, контроль качества изделий. Виды и композиция орнамента. Разработка эскиза композиций.

Практическое занятия.

Изготовление изделия на свободную тему. Отбор лучших работ кружковцев. Оформление итоговой выставки Подведение итогов.

Нормы оснащения:

При работе с бисером:

Для каждого обучающегося: Иглы, нитки капроновые, ножницы, цветной бисер, линейка, медная проволока (тонкая).

Обеспечение программы.

Инструменты:

Ножницы, рамка со стеклом для витража,


Материалы:

Краски по витражу; бисер, проволока,


Методическое обеспечение.

Сегодня педагогический уровень должен иметь всю методическую оснащенность для проведения занятий в соответствии с требованиями и методическими установками . В перечень учебное - методического обеспечения входит учебная методическая литература для учащихся и преподавателей, отдельный кабинет для ведения групповых и индивидуальных занятий. Всё оборудование должно соответствовать данному предмету, ножницы, проволока, рамка со стеклом и т.д.

Методическая литература имеется для каждой возрастной категорией предусмотренной учебной программой.

ЛИТЕРАТУРА

1. « Бисероплетение» М..,1997

2. Рисунок. Обнинск, издательство «Титул»

3. Живопись. Обнинск, издательство «Титул»

4. . Рукоделие.

5. Журнал «Лена рукоделье».

6.енечки и бисер СПб, 1998.

8.Ю.Давыдова. 2005г.

9., . Студия декоративно- прикладного творчества Издание2008г.

10. . Народное декоративно -прикладное искусство. М,1984г.

11.Журнал «Лена рукоделия»

12.. Рукоделие..

13. Роспись по стеклу.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Дергачи

Саратовской области

Доклад

«Краткосрочные программы дополнительного

образования как фактор повышения

технологической компетенции обучающихся»

Подготовила

методист МУДО «ДДТ» р.п.Дергачи

Жакболеева Ш.Т.

р.п.Дергачи

2017г.

В настоящее время опытно-поисковая деятельность педагогов дополнительного образования должна быть сосредоточена на создании особого рода образовательных программ - краткосрочных, реализуемых как в самих учреждениях дополнительного образования детей, так и в условиях все более набирающей силу системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ.

Наличие в районном образовательном пространстве пакета таких программ - насущное веяние нашего времени. Что это означает практически? По существу современный педагог дополнительного образования, адекватно реагирующий на реформирование системы общего образования в России, должен приобрести относительно новый для себя спектр методико-практических умений и навыков, обеспечивающих ему как минимум способность модифицировать свою многоуровневую (долгосрочную) программу, либо создавать принципиально новую - краткосрочную.

Действительно, осуществляемое ныне интенсивное реформирование российской образовательной системы, переход ее на качественно новые образовательные стандарты сопряжен с умением педагога создавать социально востребованные дополнительные образовательные программы краткосрочного действия. Более легкий вариант прочтения этого государственного задания предполагает целенаправленное преобразование уже имеющихся (многоуровневых) программ в программы краткосрочные, мобильно реагирующие на ситуативно обнаруживающийся социальный заказ.

Организованная деятельность детей в каникулярный период позволяет сделать дополнительное образование детей непрерывным в течение всего года, ведь образование детей происходит в любой момент их деятельности. Дополнительное образование детей – это не отдых в свободное от учёбы время, а направленный процесс воспитания и обучения ребенка в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.

Поскольку реализация программ для сельских школьников возможна в организациях отдыха и оздоровления детей или учреждениях дополнительного образования через выездные сессии в каникулярное время, эти программы должны быть краткосрочными и могут реализовываться в очно-заочной форме (включать дистанционное обучение или самостоятельную работу детей).

Очная часть программы может быть направлена на знакомство детей с определенным видом деятельности и формирование мотивации к нему. Затем обучающиеся, например, в дистанционной форме,осваивают теоретический блок и выполняют практические и тестовые задания. Практические задания программы должны быть направлены на создание конкретного продукта, с которым ребенок может участвовать в конкурсе соответствующего направления или применить в дальнейшей деятельности.

Структура и содержание дополнительной общеобразовательной программы.

Структура краткосрочных программ соответствует требованиям к структуре дополнительных общеобразовательных программ.

Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) – основной документ педагога, который разрабатывается им самостоятельно.

Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008);

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Программа должна состоять из нескольких обязательных компонентов:

    Титульный лист программы.

    Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

2.1. Пояснительная записка.

2.2. Цель и задачи программы.

2.3. Содержание программы.

2.4. Планируемые результаты.

2.5. Формы аттестации и их периодичность.

3.К омплекс организационно-педагогических условий:

3.1. Методическое обеспечение.

3.2.Условия реализации программы.

3.3. Календарный график.

3.4. Оценочные материалы.

3.5. Список литературы.

Требования к структурным компонентам Программы:

1. Титульный лист программы содержит: наименование образовательной организации, гриф утверждения Программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название Программы,адресатаПрограммы, срок ее реализации, ФИО, должность автора (авторов) Программы, город и год ее разработки.

    Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

    1. Пояснительная запискаотражает: направленность Программы, ее актуальность и новизну (своевременность и современность предлагаемой программы); отличительные особенности Программы (характерные свойства, отличающие ее от других, основные идеи, которые придают программе своеобразие); адресата Программы (возрастные особенности учащегося, для которого будет актуальным обучение); объем программы (общее количество учебных часов, запланированных на весьпериод обучения, необходимых для ее освоения); срок освоения Программы, режим занятий (периодичность и продолжительность занятий).

      Цель и задачи программы: цель – стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат в виде положительной динамики изменений личностных качеств ребенка или овладение им определенными способами действий; задачи – это алгоритм достижения цели через реализацию обучающей, развивающей и воспитательной функций образования.

      Планируемые результаты совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению.

      Содержание программы: учебный план (содержит название разделов, модулей программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме ); содержание учебного плана (тезисное описание тем, раскрывающих разделы и модули программы, в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме).

      Формы аттестации, их периодичностьразрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения Программы, содержат описание оценки всех трех образовательных результатов.

3. Комплекс организационно-педагогических условий.

3.1. Методическое обеспечение разрабатывается в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и может включать: описание используемых технологий и методик преподавания, дидактический и лекционный материалы, рекомендации по проведению практических работ,разработки игр, бесед, конкурсов, описание походов, экскурсий, описание системы стимулирования учащихся (иерархия почетных званий и наград, используемых педагогом).

3.2.Условия реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.

3.3. Календарный график – последовательность освоения содержания Программыс указанием форм проведения занятий (аудиторные, дистанционные, самостоятельная работа, внеаудиторные занятия) и сроков аттестации учащихся. Календарный график является обязательным приложением к программе и разрабатывается ежегодно.

3.4. Оценочные материалы, которые представляют пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

3.5. Список литературы и электронных ресурсов включает основную и дополнительную учебную литературу, справочные пособия, ссылки на сайты; должен быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов и учащихся, родителей; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.

Пример краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (6 – 18 часов), в которых предполагается использование игровых, исследовательских, проектных и пр. методов работы. По рекомендации СОИРО.

Например, краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» .

Примером программы естественнонаучной направленности может стать краткосрочная программа «Экомир».

Примером программы туристско-краеведческой направленности является программа «Люди. События. Факты» , ориентированная на знакомство детей с историей Саратовского края.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Параметры выявления отличительных

особенностей

Переформулировка теоретико-методических идей в

практико-ориентированные вопросы

Многоуровневая (долгосрочная)

образовательная программа

Краткосрочная

образовательная программа

1. Тематические

отличия

Каковы тематические отличия образовательной программы многоуровневого (долгосрочного) типа от программы краткосрочной?

Последовательное движение к достижению выдвинутых целевых задач с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся

Краткосрочная образовательная программа была создается с целью усиленного обучения детей какому либо творчеству.

2. Концептуальный психолого-педаго-

гический подход

В чем конкретно выражаются изменения в ходе целеполагания? Каким способом цели были переформулированы?

Ведущая цель многоуровневой (долгосрочной) образовательной программы одна: дети начинают обучение с азов и заканчивают его изготовлением более сложных изделий

Краткосрочная программа изначально предназначена для детей, уже имеющих некоторые навыки в каком либо творчестве. Обучение по программе завершается изготовлением простейших изделий

3. Ракурс процессуальных методико-технологических

различий

Чем отличается техника и технология работы в рамках разноуровневой (долгосрочной) программы от краткосрочной?

Различий в технике и технологии между программами нет

4. Ожидаемые результаты

В чем заключены существенные отличия ожидаемых результатов по сравниваемым типам образовательных программ?

По окончании срока реализации данного типа образовательной программы выпускник объединения способен самостоятельно изготовить (сшитое им, либо связанное) изделие, выполненное последовательно, из занятия в занятие, в соответствии с основополагающей, универсальной технологией

По окончании срока реализации краткосрочной образовательной программы выпускник может выполнять только относительно несложные творческие работы, соответствующие требованиям к запланированному результату обучения.

Но в воспита-тельном плане он

мотивирован на перспективу своего дальнейшего развития в этой предметно-практической сфере деятельности

Есть огромный плюс в использовании краткосрочных программ, так называемый поисковый режим, где ребенок успевает проявить и раскрыть свои интересы, свое «я». А главное, что детям не успевает надоесть определенный вид деятельности. За непродолжительный период обучающиеся успевают познакомиться и освоить несколько видов творчества. Практика показала, что ребенок, который «знает, умеет, может» охотно и смело включается в более сложные процессы.

Реализация краткосрочных программ позволяет организовать не только отдых и оздоровление детей, но и образовательную деятельность, формирующую качественные параметры у подрастающего поколения, которые позволяют детям в дальнейшей жизни включиться в жизнь социума, достойно трудиться, занять соответствующую социальную нишу. Они способствуют возникновению уникальных образовательных возможностей по формированию нового жизненного опыта у ребенка.

Таким образом, краткосрочные программы дополнительного образования являются фактором повышения технологической компетенции обучающихся, особенно младших школьников.

А для нас, педагогам ДДТ, ключевым, наиболее важным психологическим условием создания нового поколения вариативных краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ, является искреннее стремление творчески работающих педагогов идти в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свой профессиональный опыт, быть всегда социально востребованными и полезными. https://lysva.biz/uploads/files/2016/10.2016/sbornik_rek.pdf

Краткосрочная программа кружка художественной направленности «Чудеса из бумаги» рассчитана на 21 день, предусматривает организацию занятости учащихся 11-16 лет.

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности через освоение ими техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования «Центр «Алые паруса»

Краткосрочная программа кружка

художественной направленности

«Чудеса из бумаги»

Возраст обучающихся: 11-16 лет

Срок реализации: (8ч.)

Смалькова Марина Александровна, воспитатель

2017 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Краткосрочная программа кружка «Чудеса из бумаги».

Цель программы

Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение техники плетения из газетных трубочек.

Направление деятельности

Художественная

Тип образовательной программы

модифицированная

Место реализации

Центр “Алые паруса”

Сроки реализации

21 день.

Количество обучающихся

10-15

Возраст учащихся

11 - 16 лет

№ раздела

Название раздела

№ страницы

Титульный лист

Информационная карта

Пояснительная записка

Учебный план

Ожидаемые результаты и способы их определения

Формы контроля.

Диагностика и мониторинг эффективности программы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Чудесная мастерская» является дополнительной образовательной программой художественной направленности, по функциональному предназначению - прикладной , по форме организации - групповой, по времени реализации - краткосрочной.

Методологической основой составления рабочей программы является программа по трудовому обучению девочек 5-9 классы, Дрофа, Москва 2007., автор В.А.Соколова, Технология. Русские традиции при изготовлении различных изделий 6-8 классы И.Г.Норенко, издательство «Учитель», изучение мастер-классов в интернет - пространстве.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами :

- Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

- Особенностью современной ситуации , когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста

Программа «Чудесная мастерская» предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Плетение из газетных трубочек – оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь его свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, обитания, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

Обучить конкретным трудовым навыкам при работе с бумагой в технике плетения из газетных трубочек;

Углубить и расширить знания о видах бумаги, ее свойствах, способах плетения фигур, изделий;

Формировать интерес к различным видам изобразительного и декоративного творчества.

Воспитательные:

Прививать интерес к мировой культуре, к истокам творчества различных народов;

Воспитывать нравственные качества детей;

Формировать чувство самоконтроля и взаимопомощи.

Развивающие:

Развивать образное мышление, творческие способности;

Формировать эстетический и художественный вкус;

Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Методы и формы обучения .

Обучение проводится в двух направлениях:

Усвоение теоретических знаний;

Формирование практических навыков.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач применяются разнообразные формы и методы проведения кружка.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий :

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.);

Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ

Поделки-образца);

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Методы, в основе которых лежит форма организации

деятельности учащихся на занятиях:

Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

Групповой – организация работы в группах.

Сроки реализации программы.

Данная программа реализуется в период отдыха обучающихся в Центре «Алые паруса» на территории Крестовогородищенского сельского поселения и рассчитана на 21 день.

Режим занятий. Данная программа состоит из 8 часов (2 занятия в неделю). Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Возраст обучающихся .

Программа предусматривает организацию занятости учащихся 11-16 лет. Целевая аудитория программы включает в себя основную категорию детей: группы сменного состава, сформированные по прибытию детей в Центр «Алые паруса». В состав могут входить дети разных возрастов, физического развития и подготовки.

Форма организации детского коллектива: коллективная, групповая

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Введение.

1. Знакомство.

2. Правила техники безопасности. 3.Презентация «Плетение из бумажной лозы»

анкетирование

Работа с бумагой.

1. Подготовка бумажной лозы.

рефлексия

2. Виды плетения из газет: «Верёвочка», «Ситцевое плетение», плетение по спирали.

рефлексия

3. «Карандашница»

рефлексия

4. «Елочка»

рефлексия

5. «Шкатулка»

рефлексия

Подведение итогов

Анкетирование, мини-выставка

ИТОГО

Раздел 1. Введение.

Тема 1. Знакомство. Правила техники безопасности. Презентация «Плетение из бумажной лозы»

Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Знакомство с историческими сведениями о зарождении и развитии художественного плетения из лозы, бересты, соломки. Аналогия плетения из лозы с плетением из газетных трубочек, просмотр готовых работ в технике плетения из газетных трубочек.

Раздел 2. Работа с бумагой.

Тема 1. Подготовка бумажной лозы.

Теория: Заготовка трубочек. Размеры и параметры заготовки. Стыковка трубочек

Практика: освоение навыка изготовления газетных трубочек.

Тема 2 . Виды плетения из газет: «Верёвочка», «Ситцевое плетение», плетение по спирали.

Теория: Простое (ситцевое) плетение; веревочка в 2 трубки, спиральное плетение. Стыковка трубочек при простом плетении. Простейшие загибки. Показ дидактического материала и образцов. Отработка видов плетения.

Практика : освоение навыков плетения из газетных трубочек: «веревочкой», «ситцевым» плетением, плетением по спирали.

Тема 3 . «Карандашница».

Теория : Плетение с картонным дном, вид плетения изделия – «ситцевое». Практика: Освоение навыков плетения из газетных трубочек «ситцевым плетением»

Тема 5. «Елочка»

Теория : Плетение по спирали.

Практика: Освоение навыков плетения из газетных трубочек по спирали.

Тема 64. «Шкатулка»

Теория : Плетение круглого дна. Формирование края изделия.

Вид плетения изделия – «веревочка».

Практика: Освоение навыков плетения из газетных трубочек «веревочкой»

Раздел Ш . Подведение итогов.

Практика. Организация мини-выставки работ обучающихся.

Ожидаемые результаты и способы их определения.

Для оценки эффективности реализации данной программы можно ориентироваться на следующие показатели: удовлетворенность обучающихся, посещающих кружок; сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности), степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий: чем меньше помощь педагога, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий эффект занятий. Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Ожидаемые результаты: усвоение основных правил работы с бумагой, технологии подготовки бумажной «лозы», усвоение основных видов плетения, самостоятельное изготовление поделок из газетных трубочек.

Формы контроля.

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ, организация выставок. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Проводимый в конце смены итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.

Диагностика и мониторинг эффективности программы.

Опрос и анкетирование учащихся и родителей с целью выявления уровня удовлетворенности организацией занятости детей и подростков в период посещения Центра «Алые паруса»

Педагогическая рефлексия

Коллективная рефлексия участников программы.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагог приучают детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.

Учебное занятие может включать в себя следующие структурные элементы:

  1. Инструктаж: вводный – проводится перед началом практической работы; текущий – проводится во время практической работы; заключительный;
  2. Практическая работа (80% кружкового времени);

3. Динамические паузы у детей среднего и старшего школьного возраста;

  1. Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;
  2. Приведение в порядок рабочего места.

Проводимый в конце смены итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.

Итоговый тест:

  1. Умеет организовать рабочее место.
  2. Умеет пользоваться приспособлениями и инструментами.
  3. Умеет самостоятельно определить количество необходимого материала.

4. Умеет скручивать трубочки.

5. Применяет разные виды плетения из газетных трубочек.

6. Освоил плетение круглого дна, плетение с картонным дном .

Методическое обеспечение:

  • дидактический и раздаточный материал;
  • пособия по декоративно-прикладному искусству;
  • комплект методической и теоретической литературы;
  • наглядные пособия;
  • видео-пособия.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебный кабинет с ученическими столами;

Оборудования учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов);

Оборудования и инвентарь, необходимого для проведения занятий (газеты, ножницы, спицы для вязания, линейка, клей ПВА)

Технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска или мультимедийная);

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриб А. Плетение из соломки и других материалов. – СПб., 2006.

2. Кузьмина М. А. Азбука плетения. – М., 2011.

3. Торманова А.С. Плетение из бумажных трубочек: самый полный и понятный самоучитель, Эксмо, 2015.

  1. 4.Тищенко Е. Плетение из бумажных трубочек: самый полный и понятный самоучитель, 2016

5.Зайцева А. Плетение из газетных трубочек. Мастер-классы для начинающих.

6. Материалы Интернета:

http://www.liveinternet.ru

http://entrainment.listbb.ru

http://mastera-rukodeliya.ru

Мария Кирилова

Новизна : Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка . Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества . Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов. Реализация курса позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации , обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Цель : Развитие у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности с использованием техники тестопластика .

Задачи :

Способствовать развитию художественного восприятия жизни;

Уточнять представления об окружающем жизни;

Формировать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;

Способствовать развитию творческих способностей в процессе изображения предметов , явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов .

Формировать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, теплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; правильные пропорции предметов;

Способствовать развитию композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета.

Упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий красками.

Способствовать освоению технических приёмов лепки из теста : наличие множества мелких деталей;

Поощрять стремление сделать своё произведение красивым, содержательным, выразительным.

Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы , соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их использовать разные техники в лепке и росписи.

Результат :

1. Создание творческой мастерской для детей старшего дошкольного возраста

2. Совершенствование изобразительной деятельность детей : дети самостоятельно определяют замысел, создают выразительный образ , самостоятельно отбирают впечатления, переживания для определения сюжета, выбирают наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы , планируют деятельность, достигают результата и оценивают его.

3. Проявление активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности .

4. Продукты детской деятельности : медальон «Буквица» , «Чудо-булочки» , «Дары осени» натюрморт, лепка по замыслу.

Работа с родителями :

Создание условий в группе для реализации КОПа "Капельки творчества .

Способствовать привлечению родителей в создании образов из солёного теста в домашних условиях , путём бесед и индивидуальных консультаций.

Перспективный план (подготовительная группа)

1 Занятие.

Медальон «Буквица» (изготовление)

Задачи :

1. Познакомить детей с технологией приготовления солёного теста ; с особенностями лепки из теста ; наличие множества мелких деталей; закручивание, вытягивание, переплетение частей; склеивание.

2. Учить детей лепить медальон «Буквица» .

3. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы.

4. Ознакомить детей с тестопластикой , как разновидностью декоративного искусства.

5. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик, желание лепить и расписывать декоративные изделия.

Оборудование :

Алгоритм приготовления

солёного теста . Мука, соль, вода, масло растительное, доска, скалка, стеки, кисть.

Иллюстрации, Фотографии,

Готов. декор. изделия из теста , сказочный персонаж «Колобок» .

2 Занятие.

Медальон «Буквица» (роспись)

Задачи :

1. Познакомить с росписью готового изделия.

2. Освоить технику плотной росписи.

Оборудование :

Просушенные изделия – медальоны, гуашевые краски, кисти №2 и 5, вода, шнурок.

3 Занятие. «Чудо-булочки» .(изготовление)

Задачи :

1. Познакомить детей с изготовлением хлебо-булочных изделий.

2. Познакомить детей со скульптурой малых форм.

3. Учить лепить разные формы (сушки, булочки) из целого куска теста

4. Учить передавать форму, пропорции.

Оборудование :

Иллюстрации изделий из теста , игра «Похож, не похож» , макеты хлебо-булочных изделий, скульптуры малых форм, готовое солёное тесто , стеки, кисти №3,вода, доска.

4 Занятие. «Чудо-булочки» .

Задачи :

1. Завершить работу над скульптурой акварелью.

2. Развивать образное восприятие , чувство цвета.

3. Воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии готовых образов .

4. Завершить работу над изделиями, расписав его красками.

Оборудование :

Иллюстрации из сказки «Колосок» , акварель, кисти №2 и 5, вода.

5 Занятие.

Панно «Дары осени» .(изготовление)

Задачи :

1. Познакомить с понятием «натюрморт» .

2. Учить создавать композицию с помощью схем построения композиции.

3. Закреплять навыки лепить разные формы (огурец, морковь, горох, чеснок) из целого куска теста , передавать особенности каждой из них.

4. Развивать фантазию при создании композиции

Оборудование :

Иллюстрации натюрмортов, схемы построения композиции, игра «Составь натюрморт» , технологическая

карта приготовления теста , загадки об овощах, овощи, готовое тесто , доска, стеки, скалка, вода, кисть.

6 Занятие. Панно «Дары осени» . (роспись)

Задачи :

1. Познакомить с понятием тональность

2. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета

3. Учить детей доводить начатое дело до конца

4. Воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии картин.

5. Завершить работу над панно, расписав его красками.

Оборудование :

Игра «Не ошибись» , схема тональности цвета, иллюстрации с изображением овощей , гуашь, кисть, вода.

7 Занятие. «Мир фантазий» .

Задачи :

1. Упражняться в практическом применении полученных навыков.

2. Развивать эстетический вкус и творчество .

3. Закрепить умение вылепливать мелкие детали.

Оборудование :

Схемы последовательности выполнения работы, инструменты для работы, тесто цветное , доска.