Условия необходимые для развития конкуренции. Конкурентная среда в россии

Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию.централизацию и концентрацию производства.

Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивался преимущественно за счет создания новых малых предприятий в торговле и услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти.

На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий экономический кризис не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений" спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.

Макроэкономические изменения неоднозначно влияют на ход процессов демонополизации и развития конкуренции в разных отраслях и регионах страны. Наряду с развитием конкуренции на отдельных товарных рынках происходят с участием частных предпринимательских структур и коммерческих банков процессы экономической концентрации уже в новых рыночных условиях. Наконец, сформировавшийся в условиях дефицита недостаточно диверсифицированный потребительский спрос, преобладание антиконкурентного сознания у предпринимателей, несовершенство информационного обеспечения и неполнота первичной экономической информации создают дополнительные трудности для развития конкуренции и деятельности субъектов рынка.

Все еще скромный процент предпринимателей прибегает к активной конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и сбыта своей продукции. В то же время предприятия-доминанты не всегда бывают в состоянии воспользоваться своими преимуществами из-за низкой платежеспособности потребителей их продукции. В этих условиях вследствие монопольного эффекта от необоснованного удорожания продукции теряют потребители и сокращается производство.

В России до настоящего времени не сформирован полноценный рынок факторов производства, что характеризуется неурегулированностью прав собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке капитала. Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся разнообразными проявлениями регионального монополизма со стороны как хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти. Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.

Воздействие либерализации внешнеэкономических связей на состояние конкуренции также оценивается весьма неоднозначно. Иностранная конкуренция теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике нередко наблюдалось быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных производителей, в первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства.

Разумеется, открытие российского рынка для зарубежных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки на многих сегментах рынка (как в отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители утратили свои позиции. Зависимость российской экономики от поставок отдельных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.

К категории олигопольных и монопольных рынков можно отнести также рынки металлов (особенно цветных), электроэнергии, услуг связи, газа, железнодорожных перевозок. На рынках услуг связи и электроэнергии имеет место своеобразный региональный структурный монополизм, поскольку они организованы по принципу «один субъект Российской Федерации -- один оператор», а ценообразование осуществляется с участием органов власти субъектов Федерации.

Стратегические задачи государственной антимонопольной политики в наиболее систематизированном виде были отражены в среднесрочной программе социально-экономического развития страны, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 360. Программа определила конкретные задачи антимонопольных органов Российской Федерации.

Многие из этих направлений антимонопольной политики уже в той или иной степени реализованы, однако это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования. Прежде всего речь идет о дальнейшей либерализации хозяйственной жизни в целом, будь то правила доступа к объектам недвижимости или земле, законодательство и практика лицензирования, система налогообложения или режим внешнеторговой деятельности. Признаком конкурентной экономики является полнота информации о рынке, конкурентах, ценах, доступной хозяйствующему субъекту и необходимой ему для принятия экономических решений, поэтому важной составляющей государственной конкурентной политики становится создание (содействие созданию) соответствующих информационных систем. Наконец, необходима постоянная деятельность государства по устранению административных барьеров в предпринимательской деятельности, искоренению коррупции, и протекционизма» т.е. факторов, существенно искажающих ситуацию на рынке.

ХХI век в развитии экономики определяется как век конкуренции.

За короткий промежуток конкуренция на рынке приобрела глобальную международную значимость, а слова С.Л. Брю и К.Р. Макконнелла о том, что это чуть ли не единственная регулирующая сила, находят в наши дни все большее подтверждение.

Если детальнее рассмотреть динамику развития экономики в рамках мирового сообщества, то не составит труда понять, что она несет основополагающий характер.

Тогда как динамика развития экономики нашей страны в очередной раз доказывает, к чему приводит слабое развитие конкуренции и недооцененное значение ее в экономических отношениях.

Что такое конкуренция, в чем её суть?

Конкуренция – соперничество в рыночных условиях одной компании с другой, за счет которого достигается коммерческая выгода, благодаря увеличению продаж или спроса на предоставляемые услуги.

Это важнейший элемент рынка, мотивирующий поставщиков услуг и продавцов выделяться на фоне остальных для привлечения новых клиентов .

Суть конкуренции заключается в первую очередь в постоянном, не прекращающемся поиске и создании наилучших условий для продавца и покупателя.

Поддерживать конкурентоспособность – значит, всегда быть на шаг впереди, опережать иные компании в формировании наилучшего предложения.

Разновидности совершенной и несовершенной конкуренции :

  1. чистая относится к совершенному виду. Ее характеризует большое количество покупателей и продавцов, не способных повлиять на стоимость услуг и товаров, а также большое количество взаимозаменяемых товаров, цены которых основывается на соотношении спроса и предложения;
  2. олигополистическая относится к несовершенному виду. Характеризуется небольшим числом конкурентов, взаимосвязанных между собой. Каждая компания имеет рыночную силу, при этом реакции на действия конкурентов эластичны;
  3. монополистическая конкуренция относится также к несовершенному виду. К ключевым характеристикам следует отнести многочисленность компаний, но при этом полное равновесие их сил, и дифференцированность продукции, то есть наличие в товарах отличительных качеств, признающихся всем рынком.

Смотрите подробней о рентабельности и правилах её расчет .

Какие существуют условия развития конкуренции?

Если рассмотреть условия конкуренции и развитие, то в первую очередь необходимо отметить, что они вытекают из условий развития рынка, хоть и имеют свои индивидуальные факторы.

В любом случае рыночная среда – это то, что стоит во главе и из чего вытекает конкурентная среда .

Рассматривая детально факторы, влияющие на формирование конкурентной среды, можно выделить ряд предпосылок к развитию.

Основной фактор - это наличие частной собственности и полная свобода деятельности предпринимателей, свобода выбора у потребителей, ограничение влияния и роли государства.

Нельзя не отметить необходимость рассредоточения экономической власти .

Уровни

Рассматривая уровни соперничества , стоит выделить 4 основных:

  • общий . На этом уровне любая отдельная фирма воспринимает каждого производителя как конкурента, участвующего в соперничестве за привлечение покупателей;
  • формальный . Компания считает конкурентами только тех, деятельность которых направлена на удовлетворение аналогичных с ней потребностей;
  • отраслевой . Ее иначе еще называют видовой, а основывается она на том, что фирмами-соперниками являются только те, что производят одинаковую продукцию;
  • предметный . Ее еще называют маркетинговой, а основывается она на том, что фирма-конкурент соперничает с теми, кто выпускает не идентичную, но схожую продукцию при аналогичной цене. В качестве примера подойдут два успешно конкурирующих продукта – Кока-Кола и Пепси.

Затрагивая тематику ограничений, нельзя не упомянуть о защите конкуренции в целом.

Одним из популярных современных способов ограничить считается публикация не всей необходимой документации, позволяющей поставщику полноценно ознакомиться с закупочными требованиями .

Рассматривая еще один способ ограничения, нельзя не затронуть закон конкуренции, точнее, прямое отношение к нему. Речь идет об установлении максимально сжатых сроков, отведенных на поставку продукции.

При этом нарушения караются штрафом в размере 10% от общей суммы товара, который не успели поставить.

Примеры вышеперечисленных ограничений

В качестве примера первого способа ограничений можно привести ситуацию, произошедшую в 2013 году.

При анализе закупок выяснилось, что полный пакет документации не был предоставлен заказчиками практически в 30%.

Однако, большая часть скорректировали свои действия после предъявления претензий, остальные либо прекратили закупку, либо разместили пакет документов заново с недостающей информацией.

Во втором случае в качестве примера лучше всего подойдут закупки Минздрава и ситуацию в 2012 году.

Руководство проводило закупку дорогих медикаментозных средств, при этом на нее было отведено меньше 30 дней, и это при условии, что 95 точек расформировано по всей стране.

Не удивительно, что сроки были серьезно нарушены, а Минздрав понес колоссальный ущерб, составляющий 10% от общей суммы всей продукции, которая не была поставлена в срок.

Частые вопросы

Какая конкуренция считается недобросовестной?

К недобросовестной конкуренции относят целенаправленные действия, дискредитирующие конкурента и его продукцию , захват монопольного положения на рынке методами, не отличающимися этичностью и нравственностью.

Антимонопольное законодательство почти всех стран мира признает недобросовестной конкуренцией:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему объекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
  • некорректное рекламное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления продукции другого хозяйствующего субъекта;
  • получение, использование научно-технической, производственной или товарной информации, в том числе коммерческой тайны без согласия ее владельца.

Такая деятельность подлежит запрету , что соответствует международным взглядам на проблему недобросовестной конкуренции.

К недобросовестной конкуренции также относятся :

  1. подкуп покупателей конкурентов, привлечение их в качестве своих клиентов;
  2. выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
  3. неправомерное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
  4. побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву контрактов с нанимателем;
  5. угроза конкурентам сфабрикованными исками о нарушении ими патентов или товарных знаков в целях противодействия конкуренции в сфере торговли;
  6. бойкотирование торговли конкурента;
  7. демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже себестоимости;
  8. создание обманного впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях;
  9. намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
  10. поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
  11. реклама, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
  12. нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

Рассматривая условия для дальнейшего развития конкуренции, следует исходить из того, что они в полной мере должны вытекать из условий развития рыночной среды, но вместе с тем, иметь и свое особенные факторы и предпосылки. Если построить логическую цепь, то первичной категорией должна быть рыночная среда, вторичной – конкурентная среда. На рисунке 8.7. дана принципиальная схема создания конкурентной среды для развития конкуренции в экономике.

Конкурентная средаэто система организационно – правовых, институциональных, административных, экономических, технологических, инновационных и социальных факторов, способствующих развитию конкуренции. Конкурентные и рыночные среды взаимозависимы. Так как, развитие конкуренции и предпринимательства в свою очередь влияет на развитие рыночных отношений.

Рис.8.7. Принципиальный механизм создания и развития конкуренции в экономике

Рассмотрим основные факторы формирования конкурентной среды более подробно. Стоит заметить, что более подробная характеристика исследуемой проблемы рассматривалась автором в ряде своих публикаций.

К основным предпосылкам развития конкуренции относят:

- индивидуальные особенности капиталистической экономики.

В первую очередь это:

· наличие частной собственности;

· свобода предпринимательской деятельности;

· свобода потребительского выбора;

· приоритеты личного интереса;

· ограниченная роль государства.

Индивидуализм капиталистической рыночной экономики имеет, как правило, сильные и слабые черты. К сильным сторонам относят высокую эффективность по сравнению с другими формами организации экономических отношений; гибкость экономики, которая проявляется в более быстром приспособлении к изменениям во внешней и внутренней средам; восприимчивость научно-технического прогресса; наличие потребительского рынка удовлетворяющего максимальное количество запросов потребителей и т.д.

Вместе с тем индивидуализм как принцип организации экономики имеет и ряд существенных недостатков и противоречий. Эти недостатки проявляются в противоречии между частными и общественными интересами в вопросах извлечения прибыли и выгоды. В противоречии общегосударственных интересов корпоративным. Экологические противоречия, социальные и т.д. Именно по этому, конкуренция является основным препятствием на пути неблагоприятного развития экономики.

Второй важнейшей предпосылкой существования конкуренции является рассредоточение экономической власти . Индивидуальный производитель, участвующий в рыночных процессах не имеет возможности влиять на рыночную цену, а значит диктовать свою экономическую волю другим производителям.



Индивидуализм и отсутствие экономической власти это только часть необходимых предпосылок. Важную роль должны играть в становлении и развитии конкуренции экономические стимулы . Вряд ли будут способствовать развитию конкуренции инфляционные процессы в денежно-кредитной системе, а также невозможность производителей реализовывать свои производительные и потребительные интересы. Особый аспект – наличие внутреннего спроса. Объем созданных товаров и услуг, если они только отвечают требованиям конкурентоспособности, должны соответствовать пропорциональному объему необходимого спроса. По мнению большинства предпринимателей – одна из причин тормоза развития предпринимательства является именно невозможность продать свои продукты.

Характеризуя современные предпосылки развития конкуренции нельзя их рассматривать вне предпосылок для развития предпринимательства, т.к. экономическая конкуренция существует только в предпринимательской среде, а эффективная предпринимательская среда невозможна без конкуренции. На этой позиции стоит и Израэл М.Кирцнер который считает «чисто роббинсианская экономически рациональная деятельность никогда не конкурентна; чисто предпринимательская деятельность всегда конкурентна. Другими словами предпринимательство и соревновательность являются двумя сторонами одной медали: предпринимательская деятельность всегда соревновательна (конкурентна) а соревновательная (конкурентная) деятельность всегда предпринимательская (а не роббинсианская)».

К основным факторам предпринимательской среды в переходной экономике следует отнести:

· экономические;

· технологические;

· социальные предпосылки.

Среди экономических предпосылок следует выделять такие как, рассредоточение рыночной власти, наличие множественности предпринимательских образований. Для переходной экономики необходимо создание условий для массового репродуцирование новых фирм. Минимизация издержек образования и регистрации организационная и финансовая поддержка предпринимательства являются определяющими факторами этого процесса. Наличие финансовых институтов активизации предпринимательства и т.д. (Более подробно это рассматривалось во второй главе данной монографии).

Не менее существенную роль играют технологические предпосылки . Доступность технологий и информационное обеспечение позволяют не только создавать параллельные производства и открывать новые рыночные ниши, но и способствовать укреплению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур. Уровень научной активности и степень применения её достижения в производстве является мощным источником конкуренции вызванной созданием заменителей новых товаров и услуг.

Социальные предпосылки связаны с созданием новой системы: мотивации и преодолением управленческой психологии командно-административной системы. Необходимо репродуцировать массовое сознание на развитие массовости предпринимательского движения и его значимости и т.д.

Как показывает опыт, в экономиках переходного типа, вышеобозначенные цели, невозможно решить без специальных институтов. И в первую очередь – государства. К основным задачам государства для создания конкурентной, предпринимательской среды следует отнести:

· создание и развитие инфраструктуры для бизнеса;

· правовое обеспечение предпринимательской деятельности;

· формирование стимулирующих финансовых, налоговых, кредитных условий;

· снижение организационных, административных барьеров для предпринимателей;

· эффективную кадровую политику в части создания условия для обучения новых кадров предпринимателей;

· проведение эффективной антимонопольной политики, и многие другие задачи.

К субъектам государственной политики в сфере поддержки и развития предпринимательства необходимо относить не только государственные органы федерального, регионального, местного уровня, но и общественные некоммерческие организации, занимающиеся этими направлениями.

Конкурентная среда может носить разный характер. Выделяют следующие типы среды: агрессивная – неагрессивная; продуктивная – непродуктивная. Данное деление зависит от типа создаваемой экономики в обществе. Так для либеральной экономике ближе подходит тип продуктивной, неагрессивной среды. Когда модель рынка соответствует рынку свободной совершенной конкуренции. Как правило, это следующие условия:

· объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

· реализуемые каждым производителем товары являются однородными; покупатели хорошо информированы о ценах и если кто-то повысит цену, то потеряет своих покупателей;

· продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга;

· фирмы-производители могут свободно входить и выходить на рынок;

  • структура спроса и предложения соответствует рыночному равновесию;
  • преобладание мелких и мельчайших фирм, и, вследствие этого, низкая концентрация производства и предложения;
  • монополии были незначительным и нехарактерным явлением;
  • почти полное отсутствие разделения капитала - собственности и капитала - функции;
  • отсутствие влияния производителя на потребителя посредством торговых марок, рекламы и т.д;
  • отсутствие входных и выходных барьеров;
  • масса и норма прибыли производителя зависели в большей мере от его способности снижать издержки производства;
  • свободная конкуренция отличалась более низкой, чем в последующие периоды, степенью централизации государственной власти; отсутствовали устойчивые центры экономической власти.

В реальной жизни подобная модель встречается крайне редко, но именно она позволяет понять, как происходит процесс формирования рыночных цен, как работает механизм саморегулирования рынка на основе закона конкуренции.

Для экономики с олигопольным и монопольными доминантами конкурентная среда приобретает другие черты. Так, можно отметить, наиболее важные:

· появление в отрасли экономической власти за счет олигопольного и монопольного воздействия, что приводит к изменению структуры цены;

· вытеснение мелких фирм и предпринимателей, и как следствие возможность сговора в проведении товарной и конкурентной политики;

· установление устойчивых связей между производителями и потребителями (работа на заказ). Этому способствует бурное развитие маркетинга, конкуренция в области качества и послепродажного обслуживания;

· наличие естественных барьеров входа - большими размерами
первоначально необходимого капитала, и др;

На современную конкурентную среду российской экономики откладывается отпечаток создаваемой экономики смешанного типа: усиление роли государства в приоритетных отраслях и развитие свободного предпринимательства. Кроме этого, важным фактором, воздействующим на создаваемые условия для конкуренции, является глобализация экономики. НТР способствует усилению конкуренции, т.к. создаёт возможности для снижения издержек, обновления продукции, роста производительности труда, расширения спроса, разнообразия продукции. Однако конкуренция сохраняет регулируемый характер, что находит отражение в новых формах взаимодействия хозяйствующих субъектов. Происходит межфирменное сотрудничество производственного и научно-исследовательского характера, слияние и поглощения сменяются организацией совместных производств, характерно для этого периода интеграция крупного и малого бизнеса. Стратегическим моментом в конкурентном взаимодействии на международном уровне является то, что конкурентоспособность в информационную эпоху основана на производстве знаний и обработке информации.

Анализируя современный уровень развития конкурентных отношений в национальной экономике, следует обратить внимание на то, что задачи создания благоприятных условий для их развития далеко не выполнены в полной мере. И на это есть ряд причин объективного и субъективного характера. Так, к основным факторам, препятствующим развитию конкурентной среды следует отнести: нерациональную структуру промышленного производства, технологическую отсталость отраслей промышленности, монополизм как преобладающий тип экономических взаимосвязей, слабое развитие малого бизнеса и предпринимательства, патернализм российских предприятий, отсутствие полноценной рыночной инфраструктуры.

По мнению А.В.Бузгалина – важнейшей причиной, тормозящей развитие конкурентной среды является создание бюрократической модели рынка с акцентом на перераспределительные процессы.

Основные черты спекулятивно – бюрократического рынка:

Конкуренция между кланово – корпоративными группами;

Ценовая конкуренция зависит от внеэкономических факторов формирования цен;

Создается механизм направленный не на снижение цен, а на поиск новых регионов или сфер деятельности;

Присутствуют специфичные иррациональные формы неценовой конкуренции;

Возникает системы «агрессивного» маркетинга – связь коррупции с закономерностями рыночной экономики;

Его вывод: в России создается номенклатурно – капиталистическая модель конкуренции. Как бы в дополнение Рубин Е.Б. отмечает, что помимо отраслей монополизированных (например, в химической и нефтехимической из 24 подотраслей 15 относится к высококонцентрированным), тенденции концентрации способствуют появлению новых монополистов. А деятельность межотраслевых объединений и концернов (которые пришли на смену министерств, ведомств, комитетов, главков) становится еще более агрессивна. 60 % всех рассмотренных антимонопольными органами заявлений – связаны с злоупотреблением доминирующего положения. На рынках доминируют рецидивы дорыночной или рецидивы рыночной конкуренции, в виде «боев без правил», с привлечением криминальных структур или органов правопорядка. К этому следует добавить сращивание государственных органов власти с крупным бизнесом, произвол чиновников и наличие в стране системы поборов и взятничества.

Поэтому главным органом, регулирующим и развивающим конкуренцию призвано быть государство, так как масштабность проблем и задач соответствует глубине национального размера. В этой связи, одним из главным ее направлением является антимонопольная политики.

Одним из основополагающих условий эффективного социально-экономического развития российской экономики является обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью. Поддержка и развитие здоровой конкуренции является одной из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы как субъекты экономической деятельности, так и в конечном итоге все общество.

Государственное регулирование конкуренции вырастает из защиты государством свободы торговли и свободы предпринимательства, представляя собой комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

Структурно конкурентная политика включает в себя классическую борьбу с монополизированной структурой: принудительное разукрупнение и санкционное преследование злоупотреблений на товарных рынках доминирующим положением. Вместе с тем, государственная миссия состоит еще и в том, чтобы содействовать созданию новых хозяйствующих субъектов, в частности в сфере малого и среднего бизнеса, путем различных дифференцированных регулирующих воздействий: налоговых, ценовых, инвестиционных. При этом необходимо констатировать тот факт, что в последние десятилетия российская конкурентная политика отождествляется с антимонопольной в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.

Как отмечается в Программе развития конкуренции в России на период 2011-2015 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ, основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.

Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

Таким образом, основные элементы стратегии в поддержку предпринимательства и конкуренции направлены на обеспечение равных возможностей для всех предприятий, на такое повышение конкуренции, давление которой с течением времени может стать устойчивым, и на улучшение качества условий хозяйственной деятельности. Также в число ключевых приоритетных задач развития конкуренции входит:

– сокращение мягкой поддержки предприятий при одновременном стимулировании их реорганизации на рыночных принципах;

– создание равных условий для всех предприятий путем реформирования налоговой системы и устранения других обусловленных экономической политикой барьеров на пути новых предприятий, проведения реформ государственного управления и судебной системы на национальном и региональном уровнях;

– снижение препятствий для прямых иностранных инвестиций, в том числе количества и сферы действия существующих ограничений на прямые иностранные инвестиции, охватывающих не только промышленность, но также и инфраструктурные монополии и сектор услуг;

– ускорение либерализации торговли, в том числе скорейшее вступление в ВТО;

– уменьшение международной и региональной сегментации рынков путем коммерциализации и повышения конкуренции в ключевых секторах инфраструктуры, в частности в отрасли связи и в транспортной отрасли; создание режима внедрения здоровой конкуренции, чтобы устранить имеющиеся у промышленных предприятий структурные недостатки по горизонтали и по вертикали;

– увеличение доступа малых предприятий к инфраструктуре, финансам и услугам материально-технического снабжения.

Значительная роль в реализации федеральной программы развития конкуренции в России отводится региональному аспекту ее реализации. Одной из приоритетных задач, поставленных Программой развития конкуренции, является рейтингование регионов. Такой подход обусловлен тем фактором, что «проблемные» рынки с точки зрения конкуренции, как правило, имеют региональный аспект. Это такие рынки, как рынки транспортного обслуживания, жилищно-коммунальных услуг, строительства и строительных материалов, социальных услуг, образования, производства и реализации продуктов питания.

Приоритетными задачами региональных программ развития конкуренции являются упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности; сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров; организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей; повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности; сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

Вы узнаете, что такое конкуренция, какие бывают виды экономического соперничества, уровни и условия конкуренции, как эффективно конкурировать в бизнесе

Приветствуем постоянных читателей интернет-журнала «ХитёрБобёр»! С вами постоянные авторы ресурса Александр и Виталий. В данном выпуске мы поговорим об одном из ключевых понятий в бизнесе – о конкуренции.

Без здоровой и разумной конкуренции невозможно развитие экономики, а конкурентоспособность – показатель успеха компании, товара или коммерческой услуги.

Итак, начнём!

1. Что такое конкуренция - определение, история возникновения, уровни и условия конкуренции

Под конкуренцией понимается соперничество между лицами, заинтересованными в достижении определенной цели. Если говорить о рыночной экономике, то определение этого понятия будет звучать следующим образом:

Конкуренция - это соперничество в условиях рынка с другими игроками (компаниями), направленное на получение коммерческой выгоды за счет получения большего количества продаж по более высоким ценам.

Современная конкуренция является очень важным элементом рынка. Благодаря ей производители и поставщики услуг стараются выделиться на фоне других фирм, чтобы расширить имеющуюся клиентскую базу.

Основные условия конкуренции выглядят следующим образом:

  • экономическая обособленность производителя;
  • зависимость производителей товаров от конъюнктуры рынка;
  • противостояние другим участникам рынка;
  • наличие большого количества равноправных субъектов.

Продавцы при реализации имеющейся продукции стремятся продать её на максимально выгодных условиях - как можно дороже. Однако для стимуляции покупательского спроса они вынуждены снижать цены, чтобы полностью не лишиться клиентов.

Данный момент относиться к плюсам для покупателей, ведь в этом случае они не будут необоснованно переплачивать.

Вся суть конкуренции определяется несколькими функциями :

  1. Регулирующая . В условиях соперничества определяются товары с наибольшим спросом. Это необходимо для увеличения масштабов производства востребованной продукции.
  2. Мотивирующая. Именно конкуренция мотивирует производителя активно действовать в максимально жестких условиях - варьировать уровни ценовых показателей, увеличивать масштабы производства, искать нового сотрудничества. Только так повышается конкурентоспособность компании.
  3. Распределительная. Распределение дохода предприятий осуществляется при учете вклада в экономическую деятельность.
  4. Контрольная. Конкуренция контролирует рыночную власть и предоставляет потенциальному покупателю возможность покупать товар или же отказываться от его приобретения в пользу сотрудничества с другим производителем. Если на рынке создан достаточно высокий уровень конкуренции, то цены будут максимально объективными.