Юрий гарнаев летчик испытатель. Юрий александрович гарнаев

Гарнаев Юрий Александрович (1917-1967).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964 г.), Герой Советского Союза (1964 г.).

Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов Саратовской области.
С 1934 года жил в посёлке Лопасня (ныне — город Чехов) Московской области. Работал токарем на механическом заводе.
В 1936 году окончил 3 курса Подольского индустриального техникума.
В 1936-1938 годах — токарь Лианозовского вагоноремонтного завода.
В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб.
В Красной Армии с 1938 года.
В 1939 году окончил Энгельсскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС.
В 1940-1942 годах — лётчик-инструктор Забайкальской ВАШЛ (г. Улан-Удэ).
С 1942 года вновь служил в строевых частях ВВС.
Участник советско-японской войны: в августе-сентябре 1945 года — штурман 718-го истребительного авиационного полка (Забайкальский фронт); совершил 20 боевых вылетов.
В 1945 году был репрессирован.
До 1948 года работал токарем, технологом, старшим диспетчером завода МВД в городе Ворошилов (ныне — город Уссурийск) Приморского края, в 1948 году был заведующим клубом НКВД в городе Норильск.
В 1949-1950 годах работал в ЛИИ технологом.
В 1950-1951 годах — заведующий клубом «Стрела» (г. Жуковский).
В январе-декабре 1951 года — парашютист-испытатель ЛИИ. 14.07.1951 г. выполнил первое в стране катапультирование в скафандре.
С декабря 1951 года — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
В 1953 году окончил курсы лётчиков-испытателей при ШЛИ.
Выполнил первый полёт и провёл испытания «Турболёта» (1957 г.), созданного в ЛИИ под руководством конструктора А.Н.Рафаэлянца .
Провёл испытания:
— Ми-3 на авторотации (1954 г.);
— опытных автопилотов на Ми-4 (1957 г.);
— испытания по отстрелу лопастей на Ми-4 (1958 г.);
— испытания МиГ-21Ф на максимальную скорость;
— испытания ряда опытных двигателей на самолётах-истребителях;
— средств спасения и силовой установки Ми-6 ;
— Ту-16 и Ан-10 на сваливание (1960 г.);
— Ту-104 на режимы невесомости;
— испытания скафандров на МиГ-15 , Ил-28 , Ту-14 (1951-1953 гг.).
Участвовал в испытаниях Як-24 (1953-1955 гг.), Ми-10 (1959 г.), Ка-22 (1962-1964 гг.); в отработке крыльевой заправки Ту-16 (1956 г.).
Ю.А.Гарнаев первым поднял в воздух самолет вертикального взлета и посадки Як-36 .

Погиб 6 августа 1967 года на вертолёте Ми-6ПЖ при тушении лесного пожара в районе Марселя (Франция).
В сообщении ТАСС говорилось: «В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля — Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю.А.Гарнаева, второго пилота Ю.Н.Петера, штурмана В.Ф.Иванова, бортинженера С.А.Бугаенко, бортрадиста Б.Н.Столярова, инженеров-испытателей А.Я.Чулкова, В.П.Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера — погиб.»

Гарнаев сжимал органы управления в руках и продолжал ими работать до самой последней секунды, когда близ городка Ля Ров на юге Франции его многотонный вертолёт Ми-6, потерявший управляемость из-за разрушения хвостовой балки, уже плюхнувшись было вынужденно на более или менее удачную площадку сверху плоскогорья, вращаясь, сорвался с обрыва, обрушился вниз на пылающий в ущелье лес и горел там ещё почти пять часов…

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Его именем названы улицы в Балашове, Жуковском, Улан-Удэ, Феодосии. В Жуковском, на доме, где он жил, и в Балашове, на школе №5, носящей его имя, установлены мемориальные доски. В городе Ле-Ров (Франция) установлен памятник.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» № 11212, 21 августа 1964 года;
-орден Ленина (1964 г.);
-орден Отечественной войны 1 степени (1945 г.);
-орден Трудового Красного Знамени (1957 г.);
-медаль «За победу над Японией».

Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Гарнаев Юрий Александрович.

Лётчик-испытатель Гарнаев Юрий Александрович.

Ю.А.Гарнаев в высотном скафандре ВСС-04. ЛИИ, 1952 г.

Гарнаев Юрий Александрович - летчик-испытатель. Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов Саратовской области. Русский. С 1934 жил в поселке Лопасня (ныне - город Чехов) Московской области. Работал токарем на механическом заводе. В 1936 окончил 3 курса Подольского индустриального техникума. В 1936-1938 - токарь Лианозовского вагоноремонтного завода. В 1938 окончил Мытищинский аэроклуб.

В Советской армии с 1938. В 1939 окончил Энгельсское военное авиационное училище летчиков. Служил в строевых частях ВВС. В 1940-1942 - летчик-инструктор Забайкальской военной авиационной школы пилотов (г.Улан-Удэ). С 1942 вновь служил в строевых частях ВВС.

Участник советско-японской войны: в августе-сентябре 1945 - штурман 718-го истребительного авиационного полка (9-я воздушная армия, Забайкальский фронт); совершил 20 боевых вылетов. В 1945 был репрессирован. До 1948 работал на заводе МВД, в 1948 был заведующим клубом НКВД в Норильске.

В 1949-1950 работал в Летно-исследовательском институте (ныне - ЛИИ имени М.М.Громова) технологом. Принимал участие в отработке системы дозаправки самолетов в воздухе. В 1950 отстранен от работы в ЛИИ как репрессированный и стал работать заведующим клубом?Стрела¦ (г.Жуковский).

В 1951 - парашютист-испытатель ЛИИ. 14.07.1951 выполнил первое в стране катапультирование в скафандре.

С 1952 - на летно-испытательной работе в ЛИИ. В 1953 окончил курсы при Школе летчиков-испытателей. В 1957 выполнил первый полет и провел испытания уникального летательного аппарата?Турболет¦. Провел ряд сложных испытательных работ на самолетах и вертолетах самых различных классов и назначений.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Юрию Александровичу Гарнаеву присвоено 21 августа 1964 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.

Погиб 6 августа 1967 на вертолете Ми-6ПЖ при тушении лесного пожара в районе Марселя (Франция). Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964), капитан. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями.

Лучшие дня

Кто разработал и испытал акваланг?
Посетило:278
Трансформеры: проходной билет на вершину успеха
Посетило:185

Есть в нашем городе небольшая тихая улочка, скромная и зеленая. На табличках, висящих на домах, можно прочесть: «Улица Гарнаева». Его имя в нашем городе носит не только улица, но и школа номер пять, в которой также находится музей, посвященный Юрию Александровичу Гарнаеву. Помимо нашего города, его имя носят улицы в городах Балашов, Улан-Удэ и Феодосия, его именем названы теплоход, гимназия и благотворительный фонд. Памятник Гарнаеву находится даже во Франции, в городе Ле Ров. Кто же он, этот человек, чем он знаменит и какое отношение имеет к Жуковскому?

Июль 1958 года, Москва. В Тушино проводится очередной воздушный праздник. Над восхищенными зрителями проносятся стремительные истребители, зависают вертолеты, неторопливо пролетают пассажирские самолеты. Но вот в воздух поднимается что-то совершенно непонятное. У летательного аппарата нет ни крыльев, ни фюзеляжа. А струя из двигателя направлена вниз. И эта «летающая табуретка» не только поднимается в небо, но и передвигается по воздуху, как бы танцуя вальс. Диктор объявляет, что в небе - «Турболет», который пилотирует летчик-испытатель Гарнаев. Так страна впервые узнает имя этого человека.
Юрий Александрович Гарнаев родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов нынешней Саратовской области. Однажды на первомайской демонстрации Юра видит пролетающий над толпой самолет. Уже на следующий день он бежит на аэродром и уговаривает пилота прокатить его. Теперь в его жизни есть заветное желание - стать летчиком. Юрий еще не знает, сколько преград ему придется преодолеть на этом пути…

После окончания семилетней школы Юра Гарнаев переезжает вместе с матерью в Подмосковье, где работает токарем на Лианозовском вагоноремонтном заводе.

Здесь Юрий Гарнаев вновь возвращается к своей давней мечте - летать. В январе 1937 года он поступает в Мытищинский аэроклуб. Занятия в нем идут параллельно с работой на заводе. 17 июня 1937 года Юрий совершает свой первый самостоятельный полет - мечта сбылась! После окончания аэроклуба Гарнаев поступает в Энгельсское военное авиационное училище, которое успешно заканчивает в мае 1939 года.
Младший лейтенант Юрий Гарнаев направлен для прохождения дальнейшей службы в 51-й истребительный авиационный полк Забайкальского военного округа, и уже через год, как один из лучших пилотов полка, он становится инструктором Забайкальской военной авиашколы. С началом Великой Отечественной войны Гарнаев настойчиво рвется на фронт, однако подготовка летных кадров тоже считается важной задачей, и Юрия оставляют инструктором. Только в феврале 1942 года ему все же удается перейти в строевую часть. Полк, в котором он теперь служит, защищает дальневосточные рубежи страны от возможных налетов японцев.
В августе 1945 года начинаются боевые действия против Японии. Штурман 718-го истребительного авиаполка капитан Гарнаев участвует в Маньчжурской операции, выполняет 11 боевых вылетов на истребителе Як-9, и 28 августа его награждают орденом Отечественной войны I степени.
И вдруг как гром среди ясного неба - арест. Можно слышать массу версий о его причине: от утери секретной полетной карты до убийства по неосторожности… На самом деле причина была весьма прозаична - в китайском городе Дайрен (ныне - Далянь) 28-летний летчик познакомился с русской эмигранткой. Соответствующие органы проявили бдительность, и в декабре 1945 года Юрий Гарнаев был осужден судом военного трибунала «за нарушение режима секретности» и приговорен к 5 годам лишения свободы. До апреля 1948 года заключенный Гарнаев работает на заводе НКВД на Дальнем Востоке. И втайне от всех пишет стихи…

Случилось несчастье…
Большое несчастье случилось.
Из списков живых я надолго сейчас исключен.
И жизнь под откос, как разбитая бричка, свалилась,
На каторжный труд лиходейкой-судьбой обречен.
Как трудно словами измерить обиду и муки,
Как страшно поверить, как тяжко в душе перенесть,
Что цепи закона сковали мне волю и руки,
Что стал я бесправным и грязью обрызгана честь…

Вспоминает Станислав Гарнаев - старший сын Ю.А.Гарнаева: Вот очень интересно, что в лагере, мы по рассказам знаем, ни бумагу, ни перо не дают. Но папа находил все же где-то чернила. А бумаги не было. И он решил все же записывать. А на чем? И тогда он нарезал листы бумаги из использованных цементных пакетов.
Его досрочно освобождают в октябре 48-го. Лишенный воинского звания и наград, амнистированный, но не оправданный, Гарнаев возвращается в Подмосковье. Жена за это время нашла себе другого, жить негде, на работу с судимостью не берут… Но Юрий не сдается и страстно хочет вновь вернуться в небо.
Вспоминает Александр Акимов - начальник лаборатории ЛИИ имени М.М.Громова: Он говорит: я готов - что угодно, хоть уборщицей работать, но только на аэродроме. Ну, конечно, когда он говорил такие слова, он имел в виду, что, будучи на аэродроме, он, в конце концов, прорвется к своей любимой летной работе.
С большим трудом ему удается устроиться в Летно-исследовательский институт. Летчиком не взяли, поэтому на первых порах приходится работать технологом. Иногда ему разрешают полетать на связном самолете По-2. Гарнаев уже начинает думать о возвращении на летную работу, но тут его подстерегает новая беда… Летом 1950 года на предприятиях начинается «чистка от чуждых элементов». Под этим предлогом из института увольняют многих летчиков-испытателей и инженеров.

Вспоминает Алексей Алексеев - бывший комендант аэродрома ЛИИ имени М.М.Громова:
Времена были такие, что было указание: кто был в заключении и кто был в плену, этих людей уволить… И под это тоже попал Юра.
Несмотря на очередной удар судьбы, Юрий Александрович не отчаивается. Он все равно остается работать в институте. Правда, теперь уже не на аэродроме, а заведующим клуба «Стрела». Но мысль о возвращении в небо по-прежнему не покидает его.

С появлением реактивной техники в стране начинается разработка принципиально новых средства спасения летчика - катапультных кресел. В Летно-исследовательском институте проводят их испытания. Дело это чрезвычайно опасное, и поэтому желающих катапультироваться не так уж и много, но Гарнаев с радостью берется за смертельно опасную работу. Главное - он вновь на аэродроме, вновь в небе! Только за три месяца 1951-го Юрий Гарнаев выполняет 7 воздушных катапультирований. 14 мая 1951 года он первым в стране выполняет катапультирование в скафандре, 14 июля катапультируется на скорости 900 км/ч. Для того времени это было рекордом.
А вскоре Юрий возвращается к главной мечте своей жизни - летной работе. С декабря 1951 года он - летчик-испытатель Летно-исследовательского института в Жуковском. Начинается новая страница его биографии.
Трудно даже перечислить главные из проведенных им испытательных работ. В числе первых в стране Гарнаев начинает испытывать только появившиеся вертолеты. В 1958 году он проводит уникальный летный эксперимент по отстрелу лопастей на вертолете Ми-4. Годом раньше Юрий Александрович проводит испытания экзотического летательного аппарата «Турболет», представлявшего собой ферменную конструкцию с вертикально установленным турбореактивным двигателем и струйными рулями.

Вспоминает Александр Акимов: Эта машина, которая не только висела, но и летала вперед, назад, в разные стороны со скоростью и так далее. И, конечно, венцом этих полетов стал парад в Тушино, когда Гарнаев на «Турболете» продемонстрировал вот этот прекрасный полет на двигателе. Я почему говорю о двигателе? Потому что отказ двигателя является одним расчетным случаем и до сих пор в авиации. А там, на «Турболете», был один двигатель. Если двигатель отказывал - летчик погибал. Это 100%.
Одним из первых Гарнаев начинает испытания первого отечественного самолета вертикального взлета и посадки Як-36. Будучи универсальным летчиком-испытателем, Юрий Александрович успешно проводит испытания всех типов самолетов и вертолетов.
Вспоминает Валентин Васин - Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР: Говорили: он все время торопится. А он действительно восполнял то время, которое он провел на сцене в клубе и токарем у станка, за время до 1949 года. Например, он мог так: встает в четыре-пять, едет в Люберцы, летает на вертолетах. Потом к семи - восьми часам летает на каком-нибудь бомбардировщике у Туполева. Пару-тройку полетов в ЛИИ по плановой таблице на истребителях. И, как ни странно, у него всегда все получалось. Как летчик он был отменный, и время свое планировал разумно, всегда у него все получалось, и все были довольны.

Но случались и непредвиденные ситуации… 29 декабря 1962 года при выполнении испытательного полета на вертолете Ми-6 возникает пожар двигателей, вертолет начинает терять управление и входит в крутую спираль. Командир экипажа Юрий Гарнаев до последнего управляет машиной, давая возможность покинуть гибнущий вертолет всем членам экипажа. В последний момент у Гарнаева не сбрасывается пилотская дверь. Спасает богатый опыт парашютных прыжков, летчик покидает вертолет через аварийный люк кабины штурмана.
Всего через полтора года - 16 июля 1964 года на винтокрыле Ка-22 в полете отваливается правая мотогондола. Летчики уводят падающий винтокрыл от города и покидают машину в последний момент. Командир экипажа Герой Советского Союза С.Г.Бровцев погибает, попав под лопасти вращавшегося винта, а Гарнаев остается жив только чудом.
Вспоминает Александр Акимов: …И Гарнаев выпрыгнул. Он сказал, что вот, я с такой силой оттолкнулся от борта, что до сих пор и еще потом месяц болела спина. А военный летчик Бровцев, по-видимому, не очень сильно оттолкнулся и попал в тянущий винт, его порубило винтом.
Через месяц - 21 августа 1964 года Юрию Александровичу Гарнаеву присваивают звание Героя Советского Союза. В тот же день он удостоен почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Это был единственный в истории случай, когда летчик-испытатель в один день получил две такие высокие награды.



Гарнаев - неоднократный участник авиационных парадов над Москвой и международных авиасалонов. Весной 1966 года на вертолете Ми-6 он принимает участие в монтаже опор линии электропередач в швейцарских Альпах.
Летом 1967 года, после завершения авиасалона в Ле-Бурже, вертолет Ми-6ПЖ под командованием Гарнаева выполняет тяжелую работу по тушению с воздуха сильных лесных пожаров на юге Франции. Иногда за один день выполняется до тридцати вылетов! Напряжение достигает предела, и случается непоправимое: 6 августа 1967 года в районе Марселя вертолет терпит катастрофу. Все члены экипажа погибают.
Вспоминает Алексей Леонов - дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР: Я был на похоронах вместе с Юрой Гагариным. Я видел великое горе всех людей. Сын его, Саша Гарнаев, тогда еще школьником был. Он стоял всхлипывал. Мама его и супруга ревели. Хоть мы и привычны к этому, но все это пережить было очень трудно.
Вспоминает Александр Гарнаев - младший сын Ю.А. Гарнаева: Когда папа разбился, от меня это скрывали. Мне еще семи лет не исполнилось, у меня было первое в моей жизни интервью. Мне задали вопрос: «Сашенька, когда ты вырастешь, кем хочешь быть?» Я, не задумываясь, ответил: «Как папа, летчиком-испытателем, героем».
Он исполнил свое детское желание. Заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Александр Гарнаев 15 лет проработал летчиком-испытателем. Сын остался верен мечте отца.

Андрей Симонов

Гарнаев Юрий Александрович – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института.

Родился 4 (17) декабря 1917 года в городе Балашов Саратовской губернии (ныне Саратовской области). Русский. С 1934 года жил в посёлке Лопасня (ныне город Чехов Московской области). В 1936 году окончил 3 курса Подольского индустриального техникума. В 1936-1938 годах работал токарем на Лианозовском вагоноремонтном заводе. В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб.

В армии с 1938 года. В 1939 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка (в Забайкальском военном округе). В 1940-1942 – лётчик-инструктор Забайкальской военной авиационной школы лётчиков (город Улан-Удэ). С 1942 года вновь служил в строевых частях ВВС (на Забайкальском фронте).

Участник советско-японской войны 1945 года в должности штурмана 718-го истребительного авиационного полка (Забайкальский фронт). Участвовал в Хингано-Мукденской операции. Совершил 11 боевых вылетов на истребителе Як-9.

После войны продолжал службу в ВВС штурманом истребительного авиаполка (на Дальнем Востоке). С октября 1945 года старший лейтенант Ю.А.Гарнаев – в отставке.

В декабре 1945 года был осуждён и до апреля 1948 года находился в тюремном заключении, работая на заводе МВД в городе Ворошилов (ныне город Уссурийск Приморского края). В апреле-октябре 1948 года был заведующим клубом в Норильске. Досрочно освобождён в октябре 1948 года.

В 1949-1950 годах работал техником в Лётно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области). Принимал участие в отработке системы дозаправки самолётов в воздухе. В 1950 году отстранён от работы в ЛИИ как судимый, назначен заведующим клубом «Стрела» в городе Жуковский.

В январе-декабре 1951 – парашютист-испытатель Лётно-исследовательского института, выполнил 7 испытательных катапультирований и несколько десятков парашютных прыжков. 14 мая 1951 года выполнил первое в стране катапультирование в скафандре.

С 1952 – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. В 1953 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. В 1957 году выполнил первый полёт и провёл испытания уникального летательного аппарата «Турболёт». Провёл ряд сложнейших испытательных работ на самолётах и вертолётах самых различных классов и назначений. Дважды покидал летательные аппараты с парашютом в аварийных ситуациях: в 1962 году – вертолёт Ми-6 и в 1964 году – винтокрыл Ка-22.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1964 года лётчику-испытателю Гарнаеву Юрию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Погиб 6 августа 1967 года на вертолёте Ми-6ПЖ при тушении лесного пожара в районе города Марсель (Франция).

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (21.08.1964), капитан. Награждён орденами Ленина (21.08.1964), Отечественной войны 1-й степени (28.08.1945), Трудового Красного Знамени (12.07.1957), медалями.

Его именем названы улицы в городах Жуковский, Чехов, Улан-Удэ и Феодосия (Крым). В Жуковском на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Его имя присвоено гимназии в Балашове и школе в Жуковском. В городе Ле-Ров (Франция), на месте гибели, установлен памятник.

Сочинения:
Испытано на себе. М., 1970;
Испытано на себе. 2-е издание. М., 1976

Источники
Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. Жуковский, 2001
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Личное дело
Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.
Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.
Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.
Шагнувшие в бессмертие. Книга 2. Саратов, 1974

Герой Советского Союза Заслуженный летчик-испытатель СССР Гарнаев Юрий Александрович

Гарнаев Юрий Александрович — летчик-испытатель. Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов Саратовской области. Русский. С 1934 жил в поселке Лопасня (ныне — город Чехов) Московской области. Работал токарем на механическом заводе. В 1936 окончил 3 курса Подольского индустриального техникума. В 1936—1938 — токарь Лианозовского вагоноремонтного завода. В 1938 окончил Мытищинский аэроклуб.

В Советской армии с 1938. В 1939 окончил Энгельсское военное авиационное училище летчиков. Служил в строевых частях ВВС. В 1940—1942 — летчик-инструктор Забайкальской военной авиационной школы пилотов (г.Улан-Удэ). С 1942 вновь служил в строевых частях ВВС.

Участник советско-японской войны: в августе-сентябре 1945 — штурман 718-го истребительного авиационного полка (9-я воздушная армия, Забайкальский фронт); совершил 20 боевых вылетов. В 1945 был репрессирован. До 1948 работал на заводе МВД, в 1948 был заведующим клубом НКВД в Норильске.

В 1949—1950 работал в Летно-исследовательском институте (ныне — ЛИИ имени М.М.Громова) технологом. Принимал участие в отработке системы дозаправки самолетов в воздухе. В 1950 отстранен от работы в ЛИИ как репрессированный и стал работать заведующим клубом «Стрела» (г.Жуковский).

В 1951 — парашютист-испытатель ЛИИ. 14.07.1951 выполнил первое в стране катапультирование в скафандре.

С 1952 — на летно-испытательной работе в ЛИИ. В 1953 окончил курсы при Школе летчиков-испытателей. В 1957 выполнил первый полет и провел испытания уникального летательного аппарата «Турболет». Провел ряд сложных испытательных работ на самолетах и вертолетах самых различных классов и назначений.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Юрию Александровичу Гарнаеву присвоено 21 августа 1964 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.

Погиб 6 августа 1967 на вертолете Ми-6ПЖ при тушении лесного пожара в районе Марселя (Франция). Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964), капитан. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями.

Его именем названы улицы в Балашове, Жуковском, Улан-Удэ, Феодосии; в Жуковском, на доме, где он жил, и в Балашове, на школе, носящей его имя, установлены мемориальные доски. В городе Ле-Ров (Франция) установлен памятник.

«Вспоминая о товарищах, я не ставлю цели выделить наиболее профессионально отличившихся и не хочу расставлять их по ранжиру званий и наград. Память подсказывает что-то характерное в их биографиях, наиболее индивидуальное в их деятельности.
Судьба Юрия Гарнаева непохожа на большинство других судеб летчиков-испытателей, кроме разве что финала.
По библейской метафоре, трудно было верблюду пролезть в игольное ушко. Путь Гарнаева в летчики-испытатели был столь тернист, что заслуживает самых парадоксальных метафор.
Всю Отечественную войну он служит в Монголии - учит летать монгольских летчиков. Затем участвует в войне с Японией. По окончании войны он - штурман истребительного полка. В его обязанности входит составление учебных планов летной подготовки.
Формально такой план - секретный документ. Он должен печататься машинисткой, допущенной специальным приказом к секретному делопроизводству на специально зарегистрированной пишущей машинке.
В какой-то предпраздничный день нужно было дать на подпись командиру очередной план штурманской подготовки, а «секретной» машинистки почему-то не оказалось на работе. А Юра — холостяк, и у него есть подруга с незарегистрированной машинкой, но тоже машинистка их части. Она по Юриной просьбе перепечатала его рукописный план.
Известно, что каждая машинка имеет хоть и мало различимый, но свой почерк. Бдительный начальник СМЕРША обнаружил нарушение секретного делопроизводства. Сначала он строго отчитал Юру и указал, какая есть в уголовном кодексе на этот счет статья, и этим разговором обещал ограничиться, но потом решил, что своя рубашка ближе к телу: а вдруг виновный кому-нибудь расскажет, как начальник СМЕРША попустительствует нарушителям секретности.
Делу дали законный ход. На ту беду шла очередная компания с призывом «Бди!»; Гарнаева отдают под суд, и он получает три года заключения.
Тут смершевское начальство поняло, что перегнуло палку, и решило как-то осужденному помочь. Его направили на дальневосточную стройку и определили техником-конструктором.
Юра — человек очень способный — быстро освоил и хорошо исполнял свою работу.
Начальник строительства пообещал Юре скорое помилование, но с условием, что он останется у него работать. Заключенный Гарнаев ответил, что он летчик и обязательно вернется в авиацию.
— Ты что, дурак? — говорит начальник. — Кто тебя возьмет в авиацию из тюрьмы? Я тебе обеспечу хорошее положение на строительстве.
Юра был не дурак, но он был фанатиком авиации. Для него полеты были призванием и религией. Гулаговские начальники не терпели возражений заключенных. Так уж, видно, исторически сложились их взаимоотношения.
- Не хочешь работать у меня, отправляйся в нормальный лагерь.
И отправил. Попал Гарнаев на строительство комбината в лагерь Дудинки. Это действительно был «нормальный» лагерь со всеми его «прелестями», в котором зек Гарнаев и отбыл сполна весь срок.
Освободившись и узнав, что в Московской области есть город Жуковский, где испытывают самолеты, он приехал в эту Мекку отечественной авиации и устроился работать слесарем на аэродром. Одновременно поступил в аэроклуб. Тогда авиационный спорт в аэроклубах был доступен всем желающим.
Летчики-испытатели ЛИИ, узнав его и его злую долю, стали, как могли, ему помогать. Но в это время в ЛИИ началась пресловутая «чистка», и вместе с грешными по пятому пункту анкеты, имевшими родственников на оккупированной территории был лишен пропуска на аэродром и бывший зек Гарнаев.
Казалось бы, конец мечтам о возвращении в авиацию. Но не таков Юра Гарнаев, чтобы опустить руки.
Он устраивается заведующим клубом ЛИИ. Там он налаживает самодеятельность, дает отпор подвыпившим хулиганам и имеет успех в качестве конферансье на концертах. При этом он продолжает летать в аэроклубе и ждет своего часа.
В это время в ЛИИ создаются на базе реактивных самолетов летающие лаборатории для испытания катапультных кресел. В ЛИИ есть штат парашютистов-испытателей, но желающих катапультироваться на предельных скоростях немного. Кроме того, они ставят вопрос о гарантиях безопасности и денежном вознаграждении.
Запросы Гарнаева предельно скромны, и его оформляют на работу парашютистом-испытателем. Снова вернуться на аэродром помогли летчики-испытатели.
Нужно сказать, что первые катапультирования были испытанием не только кресел, но и человеческого организма. Но на возможные последствия для последнего в то время начальство смотрело сквозь пальцы. Юра выполняет несколько катапультирований, в том числе и на предельных скоростях полета. Теперь он — свой человек на аэродроме и в ЛИИ.
Начинается широкое внедрение вертолетов. Опытные летчики-испытатели старались держаться от них подальше. Из корифеев на них летают Галлай и Байкалов. Об отношении к вертолетам говорит уже приведенный выше веселый каламбур.

И тут свои услуги предлагает Юрий Александрович Гарнаев. Теперь он уже летчик-испытатель ЛИИ, и дальнейший профессиональный рост зависит от него.
Юра проявляет удивительную работоспособность, энергию и универсализм. Он быстро осваивает все типы самолетов и летает много. Он стремится наверстать упущенные годы. При такой летной нагрузке не всегда есть возможность и время подготовиться к очередному заданию. Случаются досадные промашки, но они не снижают его летного пыла. Случаются тяжелые летные происшествия.
На большом вертолете Ми-6 в 1962 году разрушается трансмиссия. Вертолет теряет управляемость и идет к земле. Покидание вертолета с парашютом - дело сложное и малоотработанное.
Командир Гарнаев ждет, пока не выпрыгнет весь экипаж, и сам удачно выпрыгивает в последний момент, но второй пилот, штурман и бортмеханик погибают. Такая же ситуация сложилась на винтокрылом аппарате Ка-22 Н.И. Камова. Спастись опять удалось не всем. Гарнаев, выпрыгнув, чуть не попал с парашютом на высоковольтные провода электрички. После этих происшествий Юрий Александрович и на день не прекращает полетов.
Как только был создан вертикально взлетающий самолет Яковлева, первым его освоил Гарнаев. Через десять с лишним лет этой гонки с препятствиями он получил заслуженное признание: ему присваивают Героя Советского Союза и заслуженного летчика-испытателя.
Кажется, наступило некоторое удовлетворение. Несколько снижен темп полетов. Он говорит, что хотел бы сосредоточиться на вертолетах. Он участвует с вертолетом Миля в международных салонах.
В 1967 году Милем на базе Ми-6 был создан агрегат для тушения пожаров. Этот вертолет мог зависать над водоемом, быстро закачивать несколько тонн воды и затем выливать ее на горящий объект.
После демонстрации во Франции в Ле-Бурже французское правительство просило оказать практическую помощь в тушении лесных пожаров в Приморских Альпах. Гарнаев выполнял эту миссию в качестве командира. В одном из полетов на вертолете остановились оба двигателя. С остановленными двигателями вертолет не может садиться вертикально, ему требуется площадка для пробега.
Оказавшаяся поблизости горная терраса была мала, и вертолет с нее опрокинулся. Весь экипаж погиб. Двигатели могли остановиться из-за выработки горючего: в этих работах экипаж старался брать как можно больше воды, поэтому минимум топлива.
Возможно, что при резких эволюциях вертолета и минимальном остатке топлива произошел его отлив. Возможно, двигатели спомпировали, «заглотнув» слишком горячий воздух пожарища, и заглохли. Это случилось в сентябре 1967-го.
Что же более всего запомнилось мне из индивидуальности Гарнаева? Более всего его характер. Он был очень доброжелательным к людям и очень коммуникабельным. Хотя бывал вспыльчив, но в конфликтах с товарищами всегда готов был уступить. Был незлопамятным. Навсегда сохранил благодарность к летчикам ЛИИ, которые помогали ему и поддерживали морально.
Это необычно для человека, пережившего несправедливость и тяжкие невзгоды. Чаще у людей с такой биографией сохраняется чувство неудовлетворенной обиды, хотя бы затаенное. У Юры этого не было. Он был небольшого роста и худощав, вероятно — последствия детства и юности в тридцатые полуголодные годы. Но при этом имел крупную скульптурную голову и красивый римский профиль. Его с полным основанием можно назвать рыцарем авиации».