Что такое профессиональное обучение в вузах. Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления

Профессиональное обучение - это имеющее определенную форму, систематическое изменение поведения через формирование новых навыков, которое происходит в результате получения образования, инструктажа, развития и планомерного практического опыта.

Основная задача профессионального обучения состоит в том, чтобы помочь организации достичь своих целей, увеличив стоимость ее ключевого ресурса - работников, которых она нанимает.

Профессиональное обучение означает инвестирование в работников; оно дает им возможность лучше выполнять работу и максимально использовать данные им от природы способности. Как правило, цели профессионального обучения состоят в том, чтобы:

развить навыки и компетенции работников и повысить показатели их труда; способствовать росту работников внутри организации, чтобы в будущем, насколько это возможно, удовлетворять ее потребности за счет внутренних человеческих ресурсов;

ускорить процесс формирования новых навыков у начинающих работников - принятых на работу, переведенных на другую должность или повышенных, - и как можно быстрее и экономичнее сделать их вполне компетентными.

Эффективное профессиональное обучение может:

свести к минимуму затраты на обучение;

повысить показатели отдельного работника, группы и организации - количество, качество, скорость выполнения работы и общую производительность;

повысить гибкость в работе, за счет расширения круга навыков, которыми владеют работники (универсальность);

привлечь высококвалифицированных работников, поскольку оно предлагает им возможности обучения и развития, повышает их компетентность, улучшает навыки и, в конечном итоге, позволяет им получить большее удовлетворение от работы, более высокое вознаграждение и перспективы карьерного роста;

повысить приверженность работников, поощряя их идентифицировать себя с миссией и целями организации;

способствовать управлению изменениями: оно позволяет лучше понять причины изменений и дает работникам знания и навыки, необходимые, чтобы адаптироваться к новым ситуациям;

способствовать развитию в организации позитивной культуры, такой, которая, к примеру, ориентирована на повышение показателей труда;

обеспечить более высокий уровень обслуживания покупателей.

ПОНИМАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Для того, чтобы понять, каким образом разрабатывать и проводить профессиональное обучение внутри организации, вначале необходимо оценить теории и подходы к обучению и развитию, которые обсуждались в главе 35. Затем необходимо оценить другие подходы к профессиональному обучению. Они описываются в этой главе, а именно:

философия профессионального обучения - та основа, на которой будут разрабатываться философия и политика профессионального обучения;

процесс профессионального обучения - каким образом можно запланировать, осуществить и оценить критерии профессионального обучения, программы систематического обучения и вмешательства;

выявление потребностей в профессиональном обучении - определение того, какой тип обучения требуется и предоставление гарантий в том, что он соответствует потребностям работника и организации;

планирование профессионального обучения - решение о том, как удовлетворить долгосрочные и краткосрочные потребности организации, групп и отдельных сотрудников в профессиональном обучении, отбор и использование соответствующих методов обучения;

проведение профессионального обучения - реализация программ обучения для различных категорий работников;

ответственность за профессиональное обучение - определение того, кто планирует и реализует программы обучения;

оценка профессионального обучения - определение того, в какой степени обучение удовлетворяет существующим потребностям.

ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Философия профессионального обучения показывает, какое значение организация придает обучению. Некоторые организации применяют подход невмешательства, считая, что работники выяснят, что им делать сами или наблюдая за опытным работником. Если фирма такого типа испытывает недостаток квалифицированных работников, она нанимает их из тех фирм, которые действительно делают инвестиции в профессиональное обучение.

Другие компании только на словах поддерживают профессиональное обучение и в хорошие времена без разбора выделяют на него деньги, но в плохие - первым делом сокращают бюджет на обучение.

Организации с позитивной философией обучения понимают, что они живут в мире, в котором конкурентное преимущество зависит от наличия более квалифицированных работников, чем персонал других фирм, и что эту потребность не удовлетворить без инвестиций в развитие навыков и компетентности своих работников. Они также признают, что нехватка квалифицированных работников может представлять угрозу их будущему росту и процветанию. Со строго коммерческой точки зрения эти фирмы убеждены, что инвестиции в обучение возвращаются сполна. Они понимают, что может быть сложно рассчитать доход на такие инвестиции, но они уверены, что материальные и нематериальные выгоды от профессионального обучения, которые описаны ранее в этой главе, будут более чем оправдывать затраты.

Недостаточно просто верить в профессиональное обучение. Эту веру должна поддерживать позитивная и реалистичная философия, объясняющая, каким образом повышение квалификации вносит вклад в решение основных задач. В основе этой веры лежит потребность точно установить цели профессионального обучения, чтобы было видно, каков доход от инвестиций в него, точно также как другие инвестиции должны демонстрировать свою окупаемость. Ниже описываются области, в отношении которых такая философия должна разрабатываться.

Стратегический подход к профессиональному обучению

Стратегия профессионального обучения имеет долгосрочный характер, она касается того, какие навыки, знания и уровень компетентности работников необходимы компании. Философия профессионального обучения подчеркивает, что обучение и развитие должны быть неотъемлемой частью процесса управления. Управление показателями труда требует, чтобы менеджеры регулярно проводили с подчиненными им группами и работниками обзоры показателей труда, согласовывали цели и выясняли, какие факторы влияют на показатели труда, и каковы потребности в обучении и развитии. Чтобы удовлетворить эти потребности менеджеры должны работать совместно со своими группами и отдельными работниками. Для этого используется наставничество, консультации и соответствующие виды деятельности по профессиональному обучению и повышению квалификации. Управление показателями труда приводит к созданию планов личного развития и соглашений об обучении или учебных договоров.

Обучение значимое

В то время как некоторые организации не занимаются профессиональным обучением вообще, другие склонны увлекаться «обучением, ради обучения». Хотя во время спада такая деятельность менее вероятна, организации, связывающие себя обучением в тех сферах, где выгоды (в виде возросших показателей труда в ключевых сферах деятельности) не выяснены до конца, рискуют. Профессиональное обучение должно быть значимым, т. е. оно должно удовлетворять существующим потребностям.

Обучение проблемно ориентированное

Профессиональное обучение должно быть проблемно ориентированным. Оно должно быть спланировано так, чтобы ликвидировать расхождение между тем, что работники могут делать и тем, что они должны делать сейчас и в будущем.

Проблема может быть сформулирована негативно, в форме недостатков, которые необходимо исправить, или позитивно и указывать на то, каким образом можно удовлетворить потребность в развитии новых навыков или углубить знания, чтобы отвечать будущим требованиям.

Обучение, ориентированное на действия

Философия профессионального обучения должна подчеркивать, что обучение существует для того, чтобы что-то происходило: чтобы работники работали и могли лучше делать то, что они делают сейчас, или то, чего они не могли делать прежде. Цели любого учебного мероприятия или программы следует определять с точки зрения результатов - того, что работники смогут делать после обучения, и того, чего они смогут достичь.

Профессиональное обучение, связанное с показателями труда

Философия обучения, связанного с показателями труда, подразумевает установление прямой связи профессионального обучения с требованиями к показателям труда и компетентности - например требованиями, сопутствующими внедрению нового продукта, процесса или системы.

Постоянное развитие

Профессиональное обучение не следует рассматривать просто как короткие, обособленные курсы, читаемые в различные периоды карьеры работника. Профессиональное обучение - это непрерывный процесс, и следует проводить политику постоянного развития, как это описано в главе 33.

Политика обучения

Политика обучения выражает философию организации в отношении профессионального обучения. Она дает указания о количестве учебных курсов, которые должны быть проведены (например, каждый, кто занимает должности менеджеров, специалистов или бригадиров, должен проходить, по крайней мере, пятидневный, стандартный тренинг каждый год), процентах от оборота, которые должны быть отведены на обучение, масштабе и целях обучающих программ и ответственности за их проведение.

Профессиональное обучение осуществляется посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих, программ повышения квалификации рабочих и служащих

Сегодня существует много путей получения профессионального образования. Обучение может проходить как в стенах учреждения, для которого профессиональная подготовка является основным видом деятельности, так и на базе организации, не занимающейся собственно образованием, но производящей подготовку для определённой профессиональной деятельности. Учебные заведения в своей работе решают целый ряд задач:

Первая - профессиональная подготовка по определённой специальности.

Вторая - переподготовка кадров (например, экономист получает второе высшее юридическое образование, чтобы работать следователем по раскрытию экономических правонарушений или адвокатом в арбитражном суде). Формы переподготовки могут быть и краткосрочные, когда учащиеся получают особый диплом о профессиональной переподготовке за один-два года.

Третья задача - повышение квалификации специалистов или получение ими смежных специальностей, как правило, для расширения круга обязанностей по основному месту работы либо получения допуска к новым видам деятельности. Например, базовое образование электрика позволяет ему работать с установками до 1000 В, а после прохождения курсов у него появляется право работать с оборудованием, рассчитанным на напряжение более 1000 В.

Различают следующие уровни профессионального обучения:

Высшее послевузовское профессиональное образование (докторантура, аспирантура, адъюнктура)

Высшее профессиональное образование (университет, академия, институт)

Начальное профессиональное образование (Профессиональное училище, учебно-производственный комбинат)

Профессиональное обучение взрослого человека, как правило, сильно отличается от обучения ребенка. Конечно, какие-то методы оказываются универсальными, однако любой преподаватель, привыкший на протяжении 20-30 лет работать с детьми, не должен слепо переносить свой профессиональный подход на взрослого. Это чревато серьезным снижением эффективности обучения и прочими проблемами, в том числе психологического характера. Вот почему, говоря об обучении взрослых, в последние десятилетия все более активно в противовес педагогике используют понятие "андрагогика" Андрагогика - обучение взрослого человека. Слово произошло от греческих andros - мужчина и аgо - веду, воспитываю.

Исторически сложилось, что в прежние века в основном учили детей. На базе данной деятельности и сложилась наука педагогика. Студентов просто рассматривали как детей старшего возраста, чему соответствовал и их юридический статус: в большинстве стран Европы совершеннолетие наступало в 21 год.

В ХХ веке с усложнением профессиональной деятельности в результате бурного научно-технического прогресса остро встал вопрос об обучении взрослых людей, уже давно вышедших из студенческого возраста. Это было связано с тем, что знания, полученные ими в детстве и юности, через пару десятилетий уже морально устаревали.

Для решения данной проблемы поначалу применяли средства педагогики без каких-либо изменений, но довольно быстро обнаружилась потребность в выработке нового подхода. Это и отразилось в появлении андрагогики - науки об обучении взрослого человека. При этом вовсе не планировалось полностью перечеркивать все научные и практические достижения педагогики, пытаясь "изобрести велосипед". К тому же большинство андрагогов вышло из педагогов. Вопрос состоял в необходимости адаптировать профессиональный капитал педагогов к требованиям новой ситуации и попытаться выработать особые методы обучения, максимально отображающие специфику работы с учениками зрелого возраста. В результате все больше стала проявляться специализация учителей, они сосредоточивались на работе с аудиторией того или иного возраста. С каждым годом растет число преподавателей, работающих исключительно со взрослыми. несмотря на преимущественно педагогическое образование, их правильнее называть андрагогами. Те же, кто работает со всеми категориями учеников, вынуждены при смене слушателей формировать у себя способность переключаться с одного профессионального подхода на другой. Поэтому есть смысл специально рассмотреть основные различия между обучением детей и взрослых.

Запрос на обучение. Маленького ребенка, идущего в детский сад или школу, никто не думает всерьез спрашивать, желает ли он этого, а если желает, то чему хотел бы учиться преимущественно. Обучение детей - это откровенное принуждение, которое гуманным воспитателем может быть смягчено средствами убеждения, стимулирования интереса к процессу, приобщения к миру взрослых через освоение социальных ролей. Но чаще всего учителя в этом плане с детьми особо не возятся, прибегая к испытанным средствам физического наказания, ограничения свободы, лишения удовольствий и тому подобное.

Для взрослого ученика вопрос принуждения лишен всякого смысла, поскольку инициатором обучения является он сам. Бывают, конечно, случаи, когда кто-то из работников выражает равнодушие или даже протест по поводу программы профессионального обучения, реализуемой руководством его организации. Однако следует признать, что для области профессионального обучения такая ситуация все-таки нехарактерна. Обычно здесь сам ученик на основе четко оформившихся профессиональных планов и карьерных устремлений проявляет активность и понимание того, что именно ему нужно из новых знаний и навыков.

В соответствии с этой особенностью взрослых у андрагога появляется возможность применять значительно более эффективные методы обучения, так как активные восприятие и мышление совсем по-другому позволяют усваивать новый материал. Стержнем деятельности учителя в данном случае оказывается уже не вопрос принуждения, а задача максимально быстрого удовлетворения аппетитов ученика в получении знаний и формировании навыков. Оно и понятно: взрослый человек, заплатив за обучение немалые деньги, желает получить за них максимум возможного. И, естественно, при каждом удобном случае он пытается сэкономить, стремясь обойтись собственными силами. Поэтому его организованное обучение, как правило, сочетается с активным процессом самообучения. Это порождает такую особенность андрагогики, как большой рынок не только учебных услуг, но и материалов для самостоятельного образования.

Учет низкой или снижающейся обучаемости. Ни для кого не секрет, что ребенок даже под принуждением усваивает новый материал намного быстрее, чем, скажем, сорокалетний человек. Например, по статистике количество часов, необходимых для обучения вождению автомобиля, с увеличением возраста на каждые десять лет удваивается. Из-за этого андрагогу приходится проявлять чудеса изобретательности при выработке методики обучения, чтобы выжать максимум возможности из такого непластичного материала, которым является мозг стареющего человека. А заинтересованный ребенок, что называется, схватывает все на лету, и педагогу не приходится особенно задумываться над формой обучения. Для андрагога же методология становится одной из главных составляющих профессии.

Психологический статус учителя относительно ученика. Учитель для ребенка обычно является одним из главных авторитетов в детской жизни, образцом для подражания, а нередко даже объектом первой любви подростка. В такой ситуации учителю легко работать, ведь любое слово автоматически воспринимается как истина. К тому же педагог, как правило, выполняет сразу две функции - учителя и воспитателя. Он фактически формирует личность человека в процессе обучения. Это может привести к развитию у педагога синдрома демиурга (Демиург - созидающее начало, созидательная сила, творец, обычно отождествляемый с богом), когда он начинает отождествлять себя с полубогом. Появляется пресловутый менторский тон, привычка смотреть на всех свысока, поучать даже тогда, когда об этом не просят.

Отношения андрагога со взрослым учеником строятся совсем на другой основе. Здесь учитель является наемным работником. Материальное благополучие преподавателя зависит от удовлетворенности ученика его работой, что в худшем случае приводит к угодничеству некоторых учителей перед своим слушателем. Гораздо лучше, если преподаватель и взрослый ученик становятся равными в психологическом плане партнерами по взаимодействию. Процесс учебы для них - это деловые отношения уважающих себя и друг друга людей, в которых учитель далеко не всегда занимает ведущую позицию. Вопрос выбора ведущего и ведомого в процессе обучения, как правило, решается выяснением соотношения психологической силы, весом авторитета и профессионального капитала каждого.

Обучение параллельно работе. Если для ребенка учеба всегда является основным видом деятельности, то взрослый обычно совмещает учебу с работой. Это порождает некоторые затруднения. Из-за того что различные виды деятельности конкурируют за мозговые ресурсы взрослого, его и так не лучшая обучаемость еще сильнее снижается. Сложности с организацией занятий, длительные перерывы между ними вынуждают андрагогов изыскивать дополнительные способы и формы построения учебного процесса, подстраиваясь под далеко не оптимальные для него условия. Педагоги же с подобными проблемами обычно не сталкиваются, являясь диктаторами в своей деятельности. Они выбирают наиболее оптимальный режим работы и вынуждают всех остальных участников процесса приспосабливаться к своим требованиям.

Не только учить, но и переучивать. Для педагогов ребенок - табула раса (чистая доска), если перевести с латыни, на которой они могут "писать свои картины". В отличие от них андрагоги имеют дело с уже сложившимися людьми, которых ранее уже чему-то научили и у которых сформировались определенные привычки в жизни и работе. Поэтому при обучении взрослого человека обычно сталкиваются с противодействием большого количества прежних стереотипов мышления и поведения. И андрагог, если сравнить его с фермером, вынужден не только выращивать новые растения, но и выпалывать старые, превратившиеся в мешающие сорняки. А это намного усложняет задачу, требует дополнительных профессиональных знаний и навыков. Ведь в процессе "борьбы с сорняками" могут быть повреждены какие-то жизненно важные наработки человека. Одна и та же привычка в труде для него может быть помехой, а в житейских делах основой благополучия. Это требует от андрагогов высокого интеллекта, знания психологии и особой аккуратности в обращении с учениками

Заполнить таблицу, требования к целям общая характеристика

Цель урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Сформировать на уроке новое понятие

Развитие аналитического мышления

Формирование интереса к будущему страны

Обучить новому способу действий

Развитие познавательных умений

Формирование чувства гордости за Родину

Устранить пробелы в знаниях

Развитие умений учебного труда

Воспитание гуманного отношения к людям

Отработать навыки

Формирование ответственности

Закрепить способы действий

Развитие требовательности к себе и другим

Обучить выполнению задания по образцу

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

Научить делать выводы

Воспитание мотивов труда

Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений

Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.

Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.

Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.

Образовательные требования.

1. Целенаправленность урока.

К цели предъявляются следующие требования:

    цель должна быть конкретна;

    четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т.д.;

    цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

2. Рационализация и дифференциация информационного наполнения урока:

    научность содержания;

    дифференциация содержания (по степени сложности, глубине, объему усвоения и видам помощи);

    структурирование содержания (в содержании предусмотрены задания в соответствии со всеми целями урока и этапами усвоения; структурное основание блоков знаний идет с опорой на модели, схемы, таблицы совместно с учащимися на всех этапах урока).

3. Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение, развивающее личность:

    выбранные методы соответствуют целям урока, оптимально соотносятся с содержанием урока (широкий арсенал, оптимальное сочетание);

    оптимальное сочетание репродуктивных (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) и продуктивных методов обучения (проблемный, частично-поисковые, исследовательский);

    оптимальное сочетание методов работы под управлением учителя и самостоятельной работы учащихся;

    диалогичность методов, создание условий для того, чтобы каждый ученик мог выразить собственную точку зрения, соотнести ее с позицией других;

    ориентация методов на самостоятельность и активность учащихся в процессе обучения, частичную передачу функции организации и управления от учителя ученикам, сотворчество учащихся и преподавателя (деятельностный подход к обучению).

4. Разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся:

    оптимальное соотношение форм организации учебной деятельности учащихся с целями и содержанием урока;

    преимущественное использование таких форм организации учебной деятельности учащихся, которые обеспечивают сотрудничество, совместную деятельность учащихся.

5. Вариативный подход к формированию структуры урока:

    использование современных технологий обучения;

    рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;

    творческая основа конструирования структуры урока.

Также структура урока должна соответствовать цели урока и логике усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение).

6. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил из них вытекающих.

В настоящее время выделяют следующие дидактические принципы обучения: воспитывающего и развивающего обучения; научности; связи теории с практикой, обучения с жизнью; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения; сознательности и прочности усвоения знаний и умений; целенаправленности и мотивации обучения; индивидуального и дифференцированного подхода к обучению учащихся.

Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых преподавателем, и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.

Развивающие требования.

1. Развитие умений творческого характера (формирование опыта творческой деятельности).

2. Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы, развитие познавательного интереса и любознательности.

3. Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных предметных, но и общеучебных умений и навыков, которые служат основой для реализации любой деятельности (развитие умений учебно-познавательной деятельности).

4. Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование "зоны ближайшего развития".

5. Проведение учебных занятий на "опережающем" уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

6. Развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности.

Воспитательные требования.

1. Выявление и использование на уроке воспитательных возможностей:

    системы отношений, складывающейся на уроке.

2. Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач.

Постановка воспитательных целей урока осуществляется в русле целостного подхода к процессу формирования базовой культуры личности, основными направлениями которой являются духовно-нравственная, экологическая, трудовая, интеллектуальная, эстетическая культура.

Достижение почти всех воспитательных целей невозможно на одном уроке и поэтому необходимо из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, ставить различные воспитательные задачи эту цель реализующие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.2 Виды обучения персонала

Заключение

Список литературы

Введение

Профессиональное обучение является, несомненно, одним из ключевых моментов в становлении специалиста. Необходимость особого обучения в отношении кадра определяется самой спецификой положения ее в трудовой дисциплине. Ведь каждую должность недостаточно понимать только в качестве деятельности для получения дохода.

Необходимо развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности, для дальнейшего развития и повышения квалификации.

Таким образом, актуальность данной работы определяется: недостаточной теоретической разработанностью проблемы практического использования обучения в рамках непрерывного профессионального образования сотрудников. Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач, т.е. совершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала. Важнейшее условие успешного развития любой организации - профессиональное развитие человеческих ресурсов - особенно актуально в современном мире, в котором проблема обновления приобретенных знаний и навыков стоит особенно остро. Сегодняшний сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды.

Назрела потребность профессионального обучения персонала, т.е. создания условий для полного раскрытия потенциала сотрудников, их способности вносить ощутимый вклад в деятельность своей организации.

Речь идет прежде всего о предоставлении сотрудникам равных возможностей в получении достойных заработков, в продвижении по службе, в профессиональном росте и т.д.

Цель работы: Способы профессионального обучения, для более эффективной производительности труда сотрудника и становлении его в качестве профессионального специалиста.

Параграф 1. Основные понятия профессионального обучения персонала

1.1 Понятие и сущность обучения специалиста

Обучение человека происходит с момента его рождения. Начальное обучение происходит в школах, училищах, техникумах, колледжах, лицеях. Последующее обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и тренингах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.

Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование бывает двух видов: общее и профессиональное. Но самое главное-образование должно быть непрерывным.

Непрерывное образование - процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование самообразования.

«Профессиональное образование как процесс - это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения» .

В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании специалиста, которое осуществляется посредством его обучения.

«Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.» .

Следует различать три вида обучения:

1. Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

2. Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

3. Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три направления обучения квалифицированных кадров:.

1. Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее время и имеет отношение к соответствующему рабочему месту.

2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к определенному рабочему месту.

3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.

Таким образом, можно сказать, что предметом обучения являются: знания, умения, навыки и поведение специалиста.

1.2 Виды обучения персонала

Характеристика видов обучения представлена в табл. 1.1. Отдельные виды обучения нельзя рассматривать отдельно. Определенное обучение квалифицированных кадров подразумевает тесный контакт между видами обучения.

Для того, чтобы качественно определить программу профессионального обучения для определенного специалиста, необходимо рассматривать потребности по целевым группам. (табл. 1.2).

Обучение специалиста может осуществляться как на рабочем месте, так и во вне.«Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой - внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы».

Профессиональная внепроизводственная подготовка связана со значительными не постоянными расходами, внутри производства со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято только некоторое количество специалистов, можно заметить, что обучение кадров на своем предприятии имеет некоторые преимущества: методика обучения составляется с учетом определенных критериев организации, результат нагляден и легко контролируется. Внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, опытными преподавателями, однако не всегда в полной мере учитываются и выполняются поставленные задачи предприятия.

Таблица 1.1 Характеристика видов обучения кадров

Вид обучения

Характеристика вида обучения

1.Профессиональная подготовка кадров

Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач.

1.1.Профессиональная начальная подготовка

Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь). Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации.

1.2.Профессиональная специализированная подготовка

Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)

2.Профессиональное совершенствование (повышение квалификации)

Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)

2.1.Совершенствование профессиональных знаний и способностей

Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность)

2.2.Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе

Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность)

3.Профессиональная переподготовка (переквалификация)

Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт)

обучение специалист персонал профессиональный

Таблица 1.2 Задачи обучения для отдельных целевых групп

1.3 Характеристика профессионального обучения

«Профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний, навыков или умений сотрудникам организации».

В мире динамичного развития технологий, профессиональных знаний, способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одной из главных задач для полного успеха компании. Управление профессиональным обучением персонала превратилось в важнейший объект управления современной организацией. Сегодня организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий немаловажное влияние на достижение поставленных целей.

Профессиональное обучение специалистов подразумевает некие мероприятия: дополнительная и адаптирующая подготовка, переподготовка, профессиональная реабилитация. Существуют различные формы и методы обучения.

Профессиональное обучение подразумевает уже имеющуюся первичную профессиональную подготовку и дальнейшее углубление, расширение и дополнение ранее приобретенной квалификации.

Цикл профессионального обучения начинается с определения потребностей в обучении. Для этого выявляется степень несоответствия между имеющимся и требуемым уровнем подготовленности сотрудника. На основании анализа потребностей обучения и ресурсов организации формируется план обучения, который и определяет цели профессионального обучения, а также критерии оценки его эффективности.

Поскольку затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в будущее сотрудников, организация ожидает от них отдачи в виде повышения эффективности работоспособности сотрудника.

Одним из основных моментов в управлении профессиональным обучением является точность в постановке задач предприятия, которое состоит в выявлении несоответствия между требованиями организации к профессиональным навыкам и знаниям своих сотрудников и теми знаниями и навыками, которыми они обладают.

Определение потребности в профессиональном обучении отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела по управлению персоналом, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития

Источниками информации о потребностях в профессиональном обучении являются:

*результаты аттестации;

*заявки и пожелания от самих сотрудников;

*стратегия развития организации.

После определения потребностей переходят к этапу подготовки программы обучения. Разработка программ профессионального обучения может осуществляться как самой организацией, так и специализированными компаниями. Выбор в каждой конкретной ситуации определяется анализом преимуществ и недостатков каждого варианта.

1.4 Направления профессионального обучения

Существуют различные направления профессионального обучения, каждое из которых направлено на определенные задачи. Основными направлениями профессионального обучения и повышения квалификации являются:

1) Первичное обучение в соответствии с задачами и спецификой работы предприятия.

2) Обучение для ликвидации разрыва между требованиями должности и возможностями исполнителя.

3) Обучение для повышения общей квалификации

4) Обучение новых направлений деятельности организации. Данный вид обучения становится особенно актуальным тогда, когда организация готовится изменить направление своей деятельности или добавить новые виды деятельности. В этом случае многие организации предпочитают осуществить дополнительную переподготовку уже имеющихся сотрудников вместо того, чтобы нанимать новых. Это обусловлено тем, что старые сотрудники уже знакомы с правилами поведения в организации, имеют более высокий уровень лояльности (приверженности) к ней, разделяют ее корпоративные ценности;

5) Обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций. Этот вид обучения применяется масштабно перед внедрением новых технологий в организации. Например, широкое распространение компьютеров привело к необходимости дополнительного обучения сотрудников практически всех специальностей по овладению компьютерной грамотностью. То же самое касается и массового использования Интернета как способа получения и распространения информации.

1.5 Профессиональное становление

«Профессиональное становление -- это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).»

Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и также самосовершенствование специалиста в личных качествах. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления -- к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

§ предварительный этап -- человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;

§ подготовительный этап -- человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;

§ этап адаптации -- начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;

§ этап профессионализации -- этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы -- только подготовка к нему; этап уменьшения активности -- снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.

Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отлична чем ранее, задачи ставятся сложные, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.

Считается также, что современный специалист должен быть не узко квалифицированным специалистом, а разносторонне образован, что делает его конкурентоспособным на рынке труда. По данным причинам профессиональное образование сегодня выходит за рамки «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прерывать и не прекращать обучение. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Безусловно, личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а рабочая деятельность приносит положительные эмоции и душевное умиротворение.

Заключение

Обобщив выше сказанное, нужно сказать, что для основы становления с специалиста сегодня важно не просто обучение, а непрерывное обучение, так как непрерывно появляются технологии, осуществляется производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создает условия для изменения или ликвидации отдельных видов работ. Профессиональное обучение в таких организациях осуществляется в соответствии со следующими принципами:

ѕ обучение должно быть связано со стратегией организации и с индивидуальными потребностями работников;

ѕ основное внимание уделяется подготовке и повышению квалификации сотрудников на рабочих местах и формированию практических навыков;

Еще следует отметить, что наряду с персоналом организации, в обучении нуждается руководитель команды, а так же ее участники.

Подводя итог, можно суверенностью сказать, что основой для становления специалиста является профессиональное обучение.

Список литературы

Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, - М.: ИНФРА-М, 2007. - 410 с.

Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, - М.: ИНФРА-М, 2007. - 411 с.

Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, - М.: ИНФРА-М, 2007. - 412 с.

Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом, - М.: ИНФРА-М,2006. - 224 с.

Когорова М.А. Кадровый менеджмент. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 252 с.

Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - 8-е изд. -СПб.: Питер, 2004.-76 с.

Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды / Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. -424с.

Современные проблемы методики преподавания (Методика как теория конкретно-предметной педагогики). Методические рекомендации к спецкурсу.-- Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1988.--88 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и виды обучения персонала. Направления профессионального обучения. Обучение персонала на рабочем месте и вне его. Методы повышения профессионального мастерства менеджеров. Методы обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Организация эффективного профессионального обучения персонала. Выявление потребностей в обучении. Выбор методов обучения. Проведение профессионального обучения. Основные формы занятости работников. Направления государственной политики в сфере занятости.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2013

    Сущность, задачи, средства развития персонала. Процесс профессионального обучения персонала. Методы профессионального обучения персонала. Методы обучения на рабочем месте. Обучение вне рабочего места. Методы управления социальным развитием персонала.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2007

    Сущность и цель обучения персонала. Влияние профессионального обучения рабочих на экономический рост. Повышение квалификации и переподготовка персонала на примере ООО "СпецАвто". Схема дистанционного обучения. Преимущества применения наставничества.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2012

    Основы системы внутрифирменного обучения персонала. Сущность и этапы построения системы обучения персонала как составляющей системы его развития. Анализ работы персонала в ООО "Центр Мебели". Рекомендации по организации профессионального обучения.

    дипломная работа , добавлен 02.09.2015

    Профессионально-ориентационная работа и процесс обучения персонала. Методы обучения, развитие организации и сотрудников. Обучение персонала как условие эффективного развития организации. Перспективы профессионального обучения в зарубежных странах.

    реферат , добавлен 18.02.2010

    Управление персоналом, понятие и подходы. Суть и этапы построения системы обучения персонала как составляющей системы его развития. Анализ систематического профессионального обучения персонала в ОАО "Мечел", принцип каскадности, эффективность процесса.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2012

    Значение обучения персонала в стратегии развития организации. Процесс профессионального обучения, а также оценка его эффективности. Управление процессом обучения и формирования эффективного персонала организации на примере АО ДБ "Банк Китая в Казахстане".

    дипломная работа , добавлен 27.10.2015

    Программа обучения. Основные методы обучения. Как измерить эффект от обучения. Управление развитием персонала. Развитие карьеры. Работа в удовольствие. Желание работать и мотивы. Формирование чувства ответственности сотрудника.

    реферат , добавлен 03.09.2003

    Необходимость совершенствования процессов обучения и развития персонала на предприятиях в современных рыночных отношениях. Характеристика основных направлений развития персонала, особенности процесса и методов профессионального обучения сотрудников.

1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.

6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством , или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

(см. текст в предыдущей редакции)