Согласно федеральному закону о рынке ценных бумаг. Закон о рынке ценных бумаг: основные положения

В настоящее время действует специальный нормативный акт о рынке ценных бумаг. Закон призван регламентировать отношения, которые возникают в связи с эмиссией и обращением финансовых инструментов. В документе также определяются особенности образования и функционирования профессиональных участников сделок. Рассмотрим далее комментарии к закону "О рынке ценных бумаг".

Брокерская деятельность

Управление финансовыми инструментами

На осуществление данной деятельности не требуется лицензии, если она связана исключительно с реализацией ответственным лицом прав по ценным бумагам. Она включает в себя доверительное управление финансовыми инструментами, деньгами, предназначенными для совершения соответствующих сделок или заключения договоров.

Полномочия

Федеральный закон № 39 "О рынке ценных бумаг" предписывает участнику рынка, осуществляющему доверительное управление, указывать свой статус. Если конфликт интересов привел к убыткам клиента, ответственное лицо обязано компенсировать их за свой счет в порядке, предусмотренном в ГК. Закон Российской Федерации "О рынке ценных бумаг" определяет перечень полномочий управляющего. В частности, указанный участник вправе приобретать финансовые инструменты и заключать договоры, которые предназначаются для квалифицированных инвесторов только в случае, если клиент сам является таковым.

Ответственность управляющего

Закон "О рынке ценных бумаг" предусматривает ряд последствий для ответственного участника торгов в случае нарушения им предписаний нормативных актов. К ним относят:

  1. Возложение обязанности на управляющего по требованию ЦБ либо клиента реализовать финансовые инструменты и прекратить соответствующие договоры.
  2. Возмещение убытков инвестору, нанесенных при продаже и расторжении соглашений.
  3. Уплата процентов по сумме, на которую были заключены договоры или совершены сделки. Величина процентов устанавливается по правилам При положительной разнице между суммой, полученной от продажи финансовых инструментов, прекращения или исполнения соглашений, и суммой, выплаченной в связи с приобретением и продажей, заключением, расторжением, выполнением контрактов, проценты подлежат выплате в размере, не покрытом данной разницей.

Исковое заявление о применении указанных выше последствий может предъявляться в течение 1 года с момента получения клиентом отчета, указывающего на допущенные нарушения.

Права и ограничения

В соответствии с ФЗ "О рынке ценных бумаг", управляющий должен вести учет финансовых инструментов, выступающих в качестве объектов управления, по каждому соглашению. По своему усмотрению этот участник реализует все юридические возможности, закрепленные в акциях. В договоре на доверительное управление может устанавливаться ограничение права голоса. Если оно отсутствует, ответственное лицо несет обязанности, связанные с владением финансовыми инструментами, выступающими в качестве объекта соответствующей сделки. Если управляющий не наделен правом голоса, предписывает ему обязанность предоставить сведения об учредителе. Это необходимо для формирования списка субъектов, обладающих возможностью участвовать в общем собрании акционеров/участников.

Кроме этого управляющий по требованию учредителя обязан дать указание на реализацию учредителем права голоса. Ответственное лицо может обращаться в суд с любым иском, обусловленным осуществлением им его деятельности, в том числе теми, субъектами по которым выступают акционеры или прочие владельцы финансовых инструментов. При этом издержки, связанные с рассмотрением споров, оплачиваются за счет объекта доверительного управления.

Деятельность депозитария

В качестве нее Федеральный закон РФ "О рынке ценных бумаг" признает предоставление услуг по хранению сертификатов либо переходу и учету прав на финансовые инструменты. Депозитарий, который осуществляет расчеты по итогам сделок, заключенных по соглашениям с организаторами торгов либо клиринговыми компаниями, именуется расчетным. Лицо, которое пользуется указанными выше услугами, называется депонентом. Между участниками заключается депозитарный договор. Закон РФ "О рынке ценных бумаг" устанавливает ряд требований к соглашению. В первую очередь, оно должно оформляться письменно. Депозитарий должен утвердить условия, в соответствии с которыми он будет осуществлять свою деятельность и которые выступают в качестве неотъемлемой части договора.

Деятельность, связанная с ведением реестра

В качестве нее признается сбор, обработка, фиксация, хранение и предоставление в установленных законом случаях сведений о владельцах финансовых инструментов. Данную деятельность вправе осуществлять исключительно юрлица. Субъект, ведущий реестр, именуется его держателем. Им может выступать профессиональный участник сделок на рынке ценных бумаг. При этом он должен иметь лицензию на осуществление соответствующей деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством, держателем выступает и иной профессиональный участник. Регистратор не может совершать сделки с финансовыми инструментами эмитента, реестр собственников которых он ведет. Информационная база владельцев представляет собой систему записи о лицах, которым открыты лицевые счета. Она формируется на конкретный момент времени. В реестре также присутствуют записи о ценных бумагах, которые учитываются на этих счетах, об обременениях и прочие данные, перечень которых устанавливается в законодательстве. Держатель ведет свою деятельность в соответствии с нормативными актами ЦБ, правилами, утвержденными им. Требования к последним устанавливаются Центробанком.

Госрегулирование

Функционирование рынка контролируется государством. Регулирование осуществляется:

  1. Установлением обязательных требований к осуществлению деятельности профессиональными участниками и ее стандартов.
  2. бумаг и проспектов, контролем соблюдения эмитентами обязательств и условий, установленных в них.
  3. Лицензированием деятельности участников рынка.
  4. Формированием системы защиты интересов владельцев и контролем соблюдения их эмитентами и иными субъектами.
  5. Запрещением и пресечением деятельности лиц, осуществляемой без лицензии.

Специфика разрешений

Лицензирование работы осуществляется двумя способами. Субъекты могут получить разрешение на ведение реестра или на осуществление деятельности в качестве профессионального участника торгов. Лицензии выдаются на основании заявления. Предоставление разрешения профессионального участника на ведение брокерской деятельности по заявке соискателя допускается исключительно по заключению договоров, выступающих в качестве производных финансовых инструментов, основным активом которых является продукция. Лицензионные требования и условия могут различаться в зависимости от операций и сделок, осуществляемых в процессе работы.

Приостановление и аннулирование разрешений

Данные действия входят в полномочия Центробанка. В качестве оснований для аннулирования лицензий могут выступать:


При принятии Центробанком решения об аннулировании разрешения на ведение профессиональной деятельности организация обязана прекратить свои обязательства в срок, установленный в распоряжении ЦБ. При этом данный период не может быть больше 1 года. Обязательства, возникшие по депозитарным договорам, должны прекращаться с выполнением условий, предусмотренных нормативными актами Центробанка.

Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 17 мая, 2 октября, 6 декабря 2007 г.). Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Эмиссионная ценная бумага характеризуется одновременно следующими признаками:

  • * закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав;
  • * размещается выпусками;
  • * имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

В Законе «О рынке ценных бумаг» дается определение видов лицензируемой профессиональной деятельности на РЦБ: брокерской и дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, деятельности по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности по организации торговли на РЦБ. Нормы Закона о профессиональных участниках РЦБ, наряду с определением видов профессиональной деятельности на РЦБ, устанавливают некоторые существенные ограничения в отношении их деятельности, а также ответственность за действия, приводящие к возникновению убытков у клиентов, или действия, нарушающие права клиента (например, необоснованный отказ от внесения записи в реестр ценных бумаг или уклонение от внесения такой записи). В Законе также сделана попытка предотвратить столкновения интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности. В целом, следует отметить, что одна из основных задач Закона - пресечение незаконной предпринимательской деятельности на РЦБ, повышение ответственности профессиональных участников этого рынка и эмитентов за результаты своей деятельности - была достигнута.

В Законе также регулируются вопросы фондовых бирж, процедуры эмиссии ценных бумаг и ее этапы, регистрации выпуска ценных бумаг, введено понятие недобросовестной эмиссии и ответственности эмитента в случае недобросовестной эмиссии.

Принципиальными с точки зрения регулирования обращения ценных бумаг стали установленные Законом нормы удостоверения прав собственности на ценные бумаги, нормы, регулирующие переход прав на ценные бумаги и реализация прав, закрепленных ценными бумагами.

Закон направлен на защиту интересов инвесторов, где ключевую роль играет информационная открытость эмитентов бумаг и профессиональных участников РЦБ. Для этого в Законе впервые определяется понятие "раскрытие информации", установлены формы раскрытия информации и состав информации, требующей обязательного раскрытия всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Следует отметить, что Закон в целом вывел обеспечение инвесторов более полной и достоверной информацией о ценных бумагах и их эмитентах на новый качественный уровень.

В целях защиты инвесторов Законом введены нормы об ответственности участников рынка за нарушения законодательства о ценных бумагах. Установлена ответственность должностных лиц эмитента за выпуск незарегистрированных ценных бумаг или осуществление недобросовестной эмиссии; за осуществление профессиональной деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии и за манипулирование ценами профессиональным участником РЦБ.

Один из наиболее важных в Законе - раздел о регулировании РЦБ. В нем установлено, что государственное регулирование РЦБ осуществляется путем установления стандартов деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ, регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами законодательства при проведении эмиссии, лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ, а также запрещения и пресечения незаконной (в частности, безлицензионной) деятельности.

Основные полномочия по государственному регулированию РЦБ в соответствии с Законом закреплены за федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В целях повышения эффективности системы регулирования РЦБ и контроля деятельности профессиональных участников рынка, снижения государственных расходов на его регулирование и осуществление надзора наряду с государственным регулированием РЦБ Закон закрепляет понятие и предполагает развитие саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ. Последние могут разрабатывать стандарты деятельности для своих членов (более строгие, чем стандарты государственных органов) и контролировать выполнение их членами организации.

Закон прописывает особенности размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов.

Последние поправки к Закону вводят понятие «квалифицированного инвестора».

21 июня 2015 18:23

Закон о ценных бумагах и акциях

Работа с акциями и ценными бумагами вряд ли возможна без знания и понимания Закона, регулирующего данную сферу экономики. В этой статье мы попробуем разобраться с рядом основополагающих Законов, без которых невозможно регулирование рынка ценных бумаг и их систематический выпуск/перевыпуск.

: что это такое?

Облигация – еще одна разновидность эмиссионных ценных бумаг, которая позволяет своему владельцу получить от эмитента денежный или любой другой эквивалент. За облигацию в некоторых случаях начисляются фиксированные проценты. Величина выплат зависит от номинала – чем он выше, тем выше проценты и больше выплаты. Доход по облигациям называется дисконтом.

Эмитента – третий вид эмиссионной ценной бумаги, который закрепляет за владельцем право на покупку энного количества акций эмитента по фиксированной и заранее установленной цене. Цена определяется в опционе эмитента. Опционы эмитента размещаются после принятия решения в соответствии с действующими Законами в сфере размещения ценных бумаг.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг . Речь идет о совокупности всех ценных бумаг, относящихся к одному эмитенту, наделяющих владельцев одинаковым объемом прав и характеризующихся идентичной номинальной стоимостью, предусмотренной Законодательством РФ. Каждый выпуск эмиссионных ценных бумаг имеет свой уникальный регистрационный номер. Он распространяется на все виды бумаг, объединенных одним выпуском.

Эмиссионные ценные бумаги дополнительного выпуска . Здесь речь идет о совокупности ценных бумаг, которые были размещены после выпуска основной партии, то есть дополнительно. Выпущенные в дополнение к основным ценным бумагам, эти дополнительные бумаги пользуются теми же правами и закрепляются на аналогичных условиях.

Именные ценные бумаги несут в себе информацию о владельце. Эта занесена в общий реестр всех владельцев ценных бумаг энного акционерного общества. Чтобы передать права на именную акцию третьему лицу, нужно идентифицировать прежнего владельца и поставить в известность акционерное собрание.

Ценные бумаги, выпускаемые на предъявителя , продажа которых осуществляется без идентификации владельца. Документарная форма такова: владельцем оказывается то лицо, которое может предъявить сертификат ценной бумаги, оформленный надлежащим образом.

Бездокументарная форма эмиссионной ценной бумаги . Здесь владельцем является лицо, записанное в реестре владельцев ценных бумаг, или распознается, исходя из записей по депо-счету.

Закон о ценных бумагах

Акции общества, размешенные и объявленные, должны иметь количественный показатель, номинальную стоимость. Акции должны наделять своего владельца исключительными правами.

Выдержка из Статьи 27 закона «Об акциях и ценных бумагах»:

Устав акционерного общества определяет типы и категории акций и ценных бумаг, наличие/отсутствие дополнительно размещенных акций. Если такое правило отсутствует в уставе общества, оно не может размещать дополнительно выпущенные ценные бумаги.

Объявленные акции размещаются в определенном порядке и в соответствии с определенными условиями. На общем собрании акционеров рассматриваются такие вопросы, касаемо выпуска акций, как внесение дополнений и изменений в устав.

Выдержки из статьи 31 Закона «О правах акционеров – держателей акций обыкновенного вида»:

Все обыкновенные акции наделяют своих владельце одинаковым объемом прав. Акционеры имеют право участвовать в общем собрании акционеров, они наделены правом голоса – эти права указаны в настоящем Федеральном Законе о ценных бумагах и прописаны в уставе. Также держатели обыкновенных акций могут получать дивиденды – выплаты по акциям и могут рассчитывать на часть имущества организации в случае ее ликвидации. Не допускается процесс конвертации обыкновенных акций в любые другие аналоги, в том числе и в привилегированные, в облигации и прочие ценные бумаги.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере выпуска и реализации биржевых сертификатов является федеральный “О рынке ценных бумаг”. Первая его версия была принята Государственной Думой Российской Федерации 20 марта 1996 года, а одобрение Советом Федерации произошло 11 апреля. С тех пор все биржевые отношения попадают под государственный контроль.

После чего в него было внесено большое количество дополнений и правок, связанных, в первую очередь, с большой скоростью изменения биржевой среды а также внедрения технологических новшеств, которые также должны были быть узаконены в рамках данного документа. Существенные изменения встречаются редко, как например в 2015 году в рамках внесения поправок в 17 статью.

Структурно данный акт состоит из 6 разделов и 53 статей. Каждый из разделов посвящен отдельной стороне закона, его трактовке. К соблюдению данных сторон привязаны все участники биржевой торговли в России, как местные, так и иностранные лица. Как крупные корпорации, так и частные представленные брокерам. Проведем обзор данного ФЗ.

Первый раздел

В первом разделе выражены общие положения нормативного акта. Согласно федеральному закону, описание его предназначения звучит как:

“Регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ЦБ в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.”

Вторая статья является неким глоссарием, в котором приводятся основные “действующие лица” – профессиональные участники, эмитенты и владельцы. Также детально трактуются понятия о самих объектах торговли.

Перечисляются как основные, классические товары: акции, облигации, векселя, так и производные – опционы, фьючерсы и прочее. Особое внимание уделяется как раз производному финансовому инструменту, так например следует следующее понятие:

“Производный финансовый инструмент – договор, за исключением договора репо, предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей”

Второй раздел

Второй раздел детально трактует понятия об участниках рынка. Федеральный закон о рынке ценных бумаг объясняет брокерскую деятельность, как деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных активов при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с сертификатами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом (далее – договор о брокерском обслуживании).

Брокер вправе использовать в своих интересах денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете (счетах), если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании, гарантируя клиенту исполнение его поручений за счет указанных денежных средств или их возврат по требованию клиента.

Денежные средства клиентов, предоставивших право их использования брокеру в его интересах, должны находиться на специальном брокерском счете (счетах), отдельном от специального брокерского счета (счетов), на котором находятся денежные средства клиентов, не предоставивших брокеру такого права. Денежные средства клиентов, предоставивших брокеру право их использования, могут зачисляться брокером на его собственный банковский счет

Терминология второго раздела

Объясняется также дилерская деятельность, а также понятия о держателях акций:

  • Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи документации от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ЦБ с обязательством покупки и/или продажи этих ЦБ по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам
  • Номинальный держатель – депозитарий, на лицевом счете (счете депо) которого учитываются права на активы, принадлежащие иным лицам
  • Деятельностью по управлению активами признается деятельность по доверительному управлению документарной собственностью, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ЦБ и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
  • Репозитарной деятельностью признается осуществляемая на основании лицензии Банка России деятельность по оказанию услуг по сбору, фиксации, обработке и хранению информации о заключенных не на организованных торгах договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, договорах иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, а также по ведению реестра указанных договоров (далее – реестр договоров)

Объясняется также и процесс размещения активов. Согласно закону, сертификаты допускаются к организованным торгам путем осуществления их листинга. Осуществление листинга допускается при условии соответствия таких ЦБ требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России. Биржа вправе осуществлять листинг ЦБ путем их включения в котировальные списки, являющиеся частью списка допущенных к организованным торгам квитков.

Третий раздел

Третий раздел посвящен процессу выпуска активов и понятиям об эмиссии. Детально объясняется законный порядок проведения эмиссии, начиная от собрания акционеров до размещения бумаг на бирже. Также раскрывается суть циркуляции эмиссионных сертификатов в торговле, порядок обращения с ними, регистрации и прочие атрибуты.

  • Эмиссионные ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.
  • На каждую эмиссионную ценную бумагу на предъявителя ее владельцу выдается . По требованию владельца может выдаваться один сертификат на две и более приобретаемые им эмиссионные ценные бумаги на предъявителя одного выпуска. Настоящее положение не применяется к эмиссионным ценным бумагам на предъявителя с обязательным централизованным хранением.
  • Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя должен содержать реквизиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Требования к бланкам сертификатов эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, за исключением бланков сертификатов эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Общее количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, указанное во всех выданных эмитентом сертификатах, не должно превышать количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя в данном выпуске.

Четвертый и пятый разделы

Четвертый раздел данного нормативного документ РФ посвящен информационному окружению вокруг процессов связанных с эмиссией и торговлей активами. Так, например, согласно исследуемому законодательному акту, выпускающая компания обязана проводить полное информационно освещение своих процессов, в том числе и официальную открытую публикацию отчетностей.

Пятый раздел посвящен непосредственно регулированию биржевой торговли. Указываются государственные органы, имеющие полномочия для проведения любых из указанных мероприятий с целью раскрытия преступлений, предотвращения их а также регламентации конкретных моментов. В том числе прописываются и уполномоченные аппараты для трактовки постулатов данного документа.

Основы регулирования деятельности представляют собой следующий чек-лист:

  • становления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ЦБ и ее стандартов;
  • государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных активов и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирования деятельности профессиональных участников торгов документацией;
  • создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками торгов
  • запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на торгах без соответствующей лицензии.

Особое внимание уделяется роли, функциям и задачам Банка России как официального представителя государственных структур в финансовых системах. 42 статья полноценно описывает весь функционал БР как уполномоченного юридического лица.


Шестой раздел

Последний раздел фиксирует непосредственный порядок вступления в силу исследуемого документа, а также отвечает на некоторые довольно важные вопросы, посвящая им следующие статьи:

  • Статья 51. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о ЦБ
  • 51.1. Особенности размещения и обращения в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов
  • 51.2. Квалифицированные инвесторы
  • 51.3. Договор репо
  • 51.4. Особенности заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами
  • 51.5. Примерные условия договоров и генеральное соглашение (единый договор) на финансовом рынке
  • 51.6. Особенности залога и обременения иным способом бездокументарных ЦБ

размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о факте эмиссии ценных бумаг, осуществляемой с нарушением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и об основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате такой эмиссии;

уведомляет в письменной форме о необходимости устранения нарушений, а также устанавливает сроки устранения нарушений;

Пункт 5 - Утратил силу.

8. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и эмитенты ценных бумаг имеют право обжаловать в арбитражный суд действия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и применению мер ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5) иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

5. Ценные бумаги международных финансовых организаций допускаются к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, если условия их выпуска не содержат ограничений на обращение таких ценных бумаг среди неограниченного круга лиц и (или) предложение таких ценных бумаг неограниченному кругу лиц.

9. В случае публичного размещения и (или) публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов в Российской Федерации учет прав на такие ценные бумаги осуществляется депозитариями, являющимися юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующими требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг к таким депозитариям.

16. Лица, которые подписывают проспект ценных бумаг иностранного эмитента от имени иностранного эмитента, определяются в соответствии с личным законом иностранного эмитента, а в случае, если таким эмитентом является международная финансовая организация, в соответствии с учредительными документами этой международной финансовой организации.

17. Проспект ценных бумаг иностранного эмитента должен быть подписан иностранным эмитентом, если такой проспект представляется для допуска ценных бумаг иностранного эмитента:

1) к размещению в Российской Федерации, в том числе публичному;

2) к публичному обращению в Российской Федерации в случае, если указанные ценные бумаги не обращаются на иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке.

21. Российская биржа, допустившая к организованным торгам ценные бумаги иностранных эмитентов, обязана в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, раскрывать информацию о таких ценных бумагах, в том числе об их эмитентах, на иностранном языке с последующим ее переводом на русский язык. Последующий перевод указанной информации на русский язык не требуется в случае ее раскрытия на используемом на финансовом рынке иностранном языке.

24. К отношениям, связанным с размещением в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов, положения настоящего Федерального закона не применяются.

25. Векселя, чеки, коносаменты и иные аналогичные ценные бумаги, выданные в соответствии с иностранным правом, могут обращаться в Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

27. Ценные бумаги иностранных эмитентов, удостоверяющие права в отношении представляемых ценных бумаг российского эмитента или иностранного эмитента, допущенных к организованным торгам на российской бирже, могут быть допущены к организованным торгам без заключения договора с эмитентом соответствующих ценных бумаг, а также без представления проспекта таких ценных бумаг.

2. К квалифицированным инвесторам относятся:

1) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

1.1) клиринговые организации;

2) кредитные организации;

7) Банк России;

8) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

9) Агентство по страхованию вкладов;

10) международные финансовые организации, в том числе Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития;

1) общая стоимость ценных бумаг, которыми владеет это лицо, и (или) общий размер обязательств из договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и заключенных за счет этого лица, соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом указанный орган определяет требования к ценным бумагам и иным финансовым инструментам, которые могут учитываться при расчете указанной общей стоимости (общего размера обязательств), а также порядок ее (его) расчета;

3) совершило сделки с ценными бумагами и (или) заключило договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, в количестве, объеме и в срок, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

3) имеет оборот (выручку) от реализации товаров (работ, услуг) в размере и за период, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

4) имеет сумму активов по данным бухгалтерского учета за последний отчетный год в размере, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Пункт 6. - Утратил силу.

7. Признание лица по его заявлению квалифицированным инвестором осуществляется брокерами, управляющими, иными лицами в случаях, предусмотренных федеральными законами (далее - лицо, осуществляющее признание квалифицированным инвестором), в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

8. В случае признания лица квалифицированным инвестором на основании предоставленной им недостоверной информации последствия, предусмотренные статьи 3 и частью восьмой настоящего Федерального закона, не применяются. Признание лица квалифицированным инвестором на основании предоставленной им недостоверной информации не является основанием недействительности сделок, совершенных за счет этого лица.

1. Договором репо признается договор, по которому одна сторона (продавец по договору репо) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору репо) ценные бумаги, а покупатель по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора репо) и по которому покупатель по договору репо обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору репо, а продавец по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора репо).

9. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, покупатель по договору репо обязан передать продавцу по договору репо по второй части договора репо ценные бумаги того же эмитента (лица, выдавшего ценные бумаги), удостоверяющие тот же объем прав, в том же количестве, что и ценные бумаги, переданные покупателю по договору репо по первой части договора репо.

10. В случае, если ценные бумаги, переданные по первой части договора репо, были конвертированы, во исполнение второй части договора репо покупатель по договору репо передает продавцу по договору репо ценные бумаги, в которые были конвертированы ценные бумаги, переданные по первой части договора репо. Указанное правило применяется также к ценным бумагам, полученным покупателем по договору репо в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящей статьи.

1) условия и порядок уплаты денежных средств и (или) передачи ценных бумаг в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи. При этом сумма подлежащих уплате денежных средств и (или) количество подлежащих передаче ценных бумаг могут определяться отдельно по каждому договору репо, по группе договоров репо и (или) по всем договорам репо, заключенным между сторонами на условиях, указанных таким генеральным соглашением (единым договором) или такими правилами;

2) основания и порядок прекращения обязательств по одному договору репо, по группе договоров репо и (или) по всем договорам репо, заключенным между сторонами на условиях, указанных таким генеральным соглашением (единым договором) или такими правилами, в том числе по требованию одной из сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной обязательств по договору репо. При этом прекращение обязательств допускается при наличии одного из условий, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 16 настоящей статьи.

21. К договору репо применяются соответственно общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже, если это не противоречит правилам настоящей статьи и существу договора репо. При этом продавец по договору репо и покупатель по договору репо признаются продавцами ценных бумаг, которые они должны передать во исполнение обязательств по первой и второй частям договора репо, и покупателями ценных бумаг, которые они должны принять и оплатить во исполнение обязательств по первой и второй частям договора репо.

2. В случае, если стороны намерены заключить более одного договора, являющегося производным финансовым инструментом, порядок заключения таких договоров, а также их отдельные условия могут быть согласованы сторонами посредством заключения между ними генерального соглашения (единого договора) и (или) определены спецификациями и (или) правилами бирж и (или) правилами клиринга. К отношениям сторон в связи с заключением и исполнением (прекращением) договора, являющегося производным финансовым инструментом, положения генерального соглашения применяются, если это предусмотрено указанным договором.

3. Договором, являющимся производным финансовым инструментом, а также генеральным соглашением (единым договором), спецификацией и (или) правилами биржи и (или) правилами клиринга может быть предусмотрено, что отдельные условия такого договора (генерального соглашения, спецификации или правил биржи, правил клиринга) определяются примерными условиями, разработанными для указанного договора саморегулируемыми организациями на рынке ценных бумаг и опубликованными в печати или размещенными в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Генеральным соглашением (единым договором), спецификацией и (или) правилами биржи и (или) правилами клиринга могут быть предусмотрены основания и порядок прекращения обязательств по всем договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, заключенным между сторонами на условиях, установленных указанными генеральным соглашением (единым договором), спецификацией или правилами, в том числе по требованию одной из сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной обязательств по договору, являющемуся производным финансовым инструментом. При этом должны быть установлены порядок определения суммы денежных средств (количества иного имущества), подлежащих передаче стороной (сторонами) в связи с прекращением обязательств по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, а также срок такой передачи.

Заключение договоров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, не на торгах биржи допускается при условии, что уплата денежных сумм в зависимости от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязательств, осуществляется за счет кредитной организации, брокера, дилера, а сторона, имеющая право на получение таких денежных сумм, или лицо, за счет которого она действует, является юридическим лицом.

7. Заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предназначенных для квалифицированных инвесторов, может осуществляться только через брокеров. Указанное правило не распространяется на квалифицированных инвесторов в силу федерального закона, а также на случаи, установленные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

1. Если стороны намерены заключить более одного договора репо, и (или) договора, являющегося производным финансовым инструментом, и (или) договора иного вида, объектом которого являются ценные бумаги и (или) иностранная валюта, такие договоры могут заключаться на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором). При этом условия указанных договоров, а также генерального соглашения (единого договора) могут предусматривать, что отдельные их условия определяются примерными условиями договоров, утвержденными саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг и опубликованными в печати или размещенными в сети "Интернет".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль