Обратный вывоз. Что такое реэкспорт, и в каких случаях он необходим

Статья 296. Содержание таможенной процедуры реэкспорта

Комментарий к статье 296

В соответствии со ст. 296 ТК под реэкспортом понимается таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Определение таможенной процедуры реэкспорта в ст. 400 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" взято без изменений из ТК. В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение таможенной процедуры реимпорта представлено отсылочной нормой на ст. ст. 296 и 297 ТК.

До вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" в законодательстве Республики Беларусь использовалось понятие "таможенный режим реэкспорта", под которым понимался таможенный режим, допускающий вывоз и постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории без возникновения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин. Определение таможенного режима реэкспорта в законодательстве Республики Беларусь по своему содержанию в целом соответствовало определению таможенной процедуры реэкспорта в ТК, за исключением двух особенностей. Первой особенностью определения таможенного режима реэкспорта, по сравнению с определением таможенной процедуры реэкспорта, было отсутствие в нем упоминания об освобождении от уплаты или возврата уплаченных сумм налогов, однако в п. 7 ст. 212 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлен возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов. Вторая особенность - возможность применения мер нетарифного регулирования к товарам, помещаемым под таможенный режим реэкспорта в Республике Беларусь.

В связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" понятие "таможенный режим реэкспорта" следует понимать как таможенную процедуру реэкспорта в значении, определяемом ТК.

В Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур отдельное приложение, посвященное таможенной процедуре реэкспорта, отсутствует. В тексте Конвенции не используется термин "таможенная процедура реэкспорта", а употребляется термин "реэкспорт". Условия реэкспорта оговариваются отдельно для каждой таможенной процедуры, допускающей реэкспорт. Например, в Специальном приложении G, описывающем процедуру временного допуска, имеется параграф, устанавливающий срок, в течение которого должен быть выполнен реэкспорт временно ввезенных товаров. Из определения понятия "таможенная процедура", представленного в пп. 26 п. 1 ст. 4 ТК, под которой понимается совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами, и содержания главы 40 ТК, в которой устанавливаются требования и условия пользования и распоряжения товарами под таможенной процедурой реэкспорта, можно сделать вывод, что в Таможенном союзе ЕврАзЭС выделение таможенной процедуры реэкспорта оправдано.

Таможенная процедура реэкспорта предназначена для предоставления возможности обратного вывоза ранее ввезенных товаров с наименьшими затратами для заинтересованного лица. Обратный вывоз под таможенной процедурой реэкспорта возможен в любую страну, а не только в ту, из которой товары были ранее вывезены.

Статья 297. Условия помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта

Комментарий к статье 297

Под таможенную процедуру реэкспорта могут быть помещены как иностранные товары, так и товары, помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления, при соблюдении условий, установленных ст. 297 ТК.

В связи с тем что в соответствии со ст. 210 ТК товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, имеют статус товаров таможенного союза, возникает вопрос, в какой момент данные товары приобретают статус иностранных товаров. Прямого ответа на данный вопрос в ТК не содержится. На национальном уровне государств - членов Таможенного союза только в п. 5 ст. 212 Таможенного кодекса Республики Беларусь имеется указание, что товары таможенного союза, помещенные под таможенный режим реэкспорта и фактически вывезенные с таможенной территории, утрачивают статус отечественных товаров. Следовательно, изменение статуса товаров происходит в момент пересечения таможенной границы. Косвенным подтверждением возможности применения подобного подхода в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС служит положение ст. 301 ТК о том, что возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов производится для товаров под таможенной процедурой реэкспорта только в случае фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Тем не менее, применять подход, в соответствии с которым товары под таможенной процедурой реэкспорта приобретают статус иностранных товаров в момент пересечения таможенной границы, на всей территории Таможенного союза ЕврАзЭС не представляется возможным. В частности, в Российской Федерации товары Таможенного союза приобретают статус иностранных в момент помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта. Механизм изменения статуса товара реализован на территории Российской Федерации через институт условного выпуска. Если в соответствии с ТК товары под таможенной процедурой реэкспорта не приобретают статуса условно выпущенных, то в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 222 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к условно выпущенным товарам отнесены товары, находящиеся под таможенной процедурой реэкспорта. В соответствии с п. 3 ст. 200 ТК условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

В законодательстве Республики Беларусь и Республики Казахстан товары под таможенной процедурой реэкспорта не относятся к условно выпущенным товарам.

Помещение под таможенную процедуру реэкспорта является действием, связанным с завершением пребывания товаров на территории Таможенного союза. Например, согласно ст. 281 ТК одним из вариантов завершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) является помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта до истечения срока временного ввоза иностранных товаров. Продукты переработки иностранного товара на таможенной территории, иностранный товар, не подвергшийся операциям по переработке, остатки и отходы, образовавшиеся в результате переработки, вывозятся с территории Таможенного союза под таможенной процедурой реэкспорта.

Возможность помещения товаров, имеющих статус товаров таможенного союза, под таможенную процедуру реэкспорта позволяет хозяйствующим субъектам минимизировать свои затраты и расходы на урегулирование ситуации ненадлежащего исполнения иностранным контрагентом своих договорных обязательств по внешнеторговому контракту. Товары, находящиеся под таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, могут быть вывезены без уплаты и с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования под таможенной процедурой реэкспорта, если товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки (п. 2 ст. 297 ТК).

Список оснований, по которым внешнеэкономическая сделка считается неисполненной, является открытым и определяется условиями договора. Такие условия могут включать в себя, но не ограничиваются, неисполнение договора по количеству, качеству, описанию или упаковке.

Неисполнение внешнеэкономической сделки является обязательным, но не единственным условием помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта. Одним из условий является срок помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта, который не должен превышать одного года со дня, следующего за днем выпуска товаров для внутреннего потребления. Товары не должны использоваться и не должны ремонтироваться на таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров. Важным, а иногда и трудно выполнимым условием, является возможность таможенного органа провести идентификацию товаров.

Статья 298. Особенности перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта

Комментарий к статье 298

В соответствии со ст. 298 товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, вывозятся с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с главой 32 ТК. Согласно п. 5 ст. 215 ТК товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории Таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита. Такая же оговорка в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, в ТК отсутствует. Поэтому нельзя исключить, что товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, должны вывозиться с таможенной территории Таможенного союза под таможенной процедурой таможенного транзита. Однако в ст. 290 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указано, что вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, за пределы таможенной территории Таможенного союза осуществляется под таможенным контролем применительно к процедуре таможенного транзита в порядке и на условиях, которые установлены главой 32 ТК. Такая оговорка отсутствует в национальных нормативных правовых актах Республики Беларусь и Республики Казахстан. Однако, несмотря на отсутствие этой оговорки, помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита не требуется, но необходимо соблюдать порядок и условия, установленные главой 32 ТК.

Статья 299. Документы и сведения, необходимые для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Комментарий к статье 299

Для подтверждения этих и других сведений в таможенный орган необходимо, помимо документов, указанных в ст. 183 ТК, представить документы, содержащие сведения, указанные в ст. 299 ТК. Такими сведениями являются:

Сведения об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки);

Сведения о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;

Сведения о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

Сведения об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Перечень документов, содержащих указанные сведения, не уточняется, в связи с чем пакет документов, предоставляемых в налоговый орган, может меняться. Например, пакет документов может включать: договор внешнеэкономической сделки; акт осмотра товара, выявившего повреждение товара; таможенную декларацию с отметкой таможенного органа о выпуске товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; акт о сохранности пломб на контейнере, в котором хранится товар.

Необходимо учитывать, что в некоторых случаях для определения качества товара необходимо нарушение пломб. Установка новых пломб может повлечь признание таможенными органами факта использования товара на таможенной территории и, как следствие, невозможности помещения этого товара под таможенную процедуру реэкспорта. В связи с этим необходимо документировать все этапы отбора проб, в том числе при участии сотрудников таможенных органов. Например, в случае сомнений о соответствии товара условиям внешнеэкономической сделки можно поместить товары под таможенную процедуру таможенного склада с целью отбора проб, а после анализа проб принять решение о дальнейших действиях. Отбор проб у товара, находящегося под таможенным контролем под таможенной процедурой таможенного склада, снижает риск отказа таможенных органов в помещении товара под таможенную процедуру реэкспорта.

В случае если таможенные органы не могут идентифицировать товар или отсутствует возможность доказать, что товар не использовался и не ремонтировался на таможенной территории Таможенного союза, товар может быть вывезен с таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС только под таможенной процедурой экспорта.

Национальным законодательством Республики Беларусь накладываются дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру. Товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу по основаниям неэкономического характера, помещаются под таможенную процедуру реэкспорта при представлении в таможенный орган соответствующих разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственных органов (п. 8 ст. 212 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

Вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, производится в соответствии с условиями таможенной процедуры таможенного транзита (ст. 298 ТК). В этом случае на период транспортировки товар помещается под таможенную процедуру таможенного транзита, при этом продолжает действовать таможенная процедура реэкспорта. Необходимость в дополнительном контроле со стороны таможенных органов за транспортировкой товара, находящегося под таможенной процедурой реэкспорта, связана с необходимостью проконтролировать, что товары были вывезены с территории Таможенного союза и возврат ввозных таможенных пошлин и налогов будет проведен обоснованно.

Статья 300. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру реэкспорта

Для возврата ввезенных из-за рубежа товаров (оборудования) с выявленными впоследствии скрытыми дефектами российским таможенным законодательством предусмотрена процедура реэкспорта. Данная процедура выгодна и интересна налогоплательщику тем, что таможенные пошлины и налоги в отношении реэкспортируемых товаров уплате не подлежат и, кроме этого, ему возвращается уплаченный при ввозе НДС. Что это за таможенная процедура? В каких случаях она применяется, а в каких - невозможна? Какие условия нужно соблюсти российскому покупателю, чтобы реэкспортировать некачественный товар и при этом возвратить «таможенный» НДС? Об этом пойдет речь в данной статье.

Реэкспорт как таможенная процедура

Реэкспорт - это один из видов таможенной процедуры, при котором товары, ранее ввезенные на территорию таможенного союза (далее - территория ТС), вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 202, 296 ТК ТС ).
Особенностью перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, является то, что они вывозятся без уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов (п. 6 ст. 300 ТК ТС ).
Под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии со ст. 297 ТК ТС могут помещаться не все ввезенные товары, а только:

Иностранные товары, находящиеся на территории ТС;
-  товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если они возвращаются по причине не-исполнения условий внешнеэкономической сделки (в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке).

При наступлении последнего из перечисленных случаев (возврат ввезенных товаров по причине неисполнения условий договора поставки) реэкспортировать товары возможно, соблюдая ряд условий.

Во-первых, не должно пройти более одного года со дня, следующего за днем выпуска товаров для внутреннего потребления.

Во-вторых, таможенному органу должны быть представлены доку-менты согласно перечню, установленному ст. 299 ТК ТС .

В-третьих, товары не должны были использоваться и ремонтироваться на территории ТС, за исключением случаев, когда их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших их возврат.

И в-четвертых, товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

Обратите внимание:
Если таможенный режим реэкспорта не может быть применен, товары вывозятся в режиме экспорта (Письмо УФНС по г. Москве от 28.10.2009 № 16-15/113543 ).

Порядок налогообложения

Особенности налогообложения при перемещении товаров через та-моженную границу РФ закреплены в ст. 151 НК РФ . Данная норма яв-ляется специальной по отношению к ст. 146 НК РФ и устанавливает порядок налогообложения в зависимости от избранного таможенного режима при пересечении таможенной границы РФ.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ в таможенном режиме реэкспорта налог не уплачивается.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров с таможенной территории РФ в соответствии с иными таможенными режимами по сравнению с указанными в пп. 1- 3 п. 2 ст. 151 НК РФ освобождение от уплаты налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Соответственно, по смыслу указанной нормы товары, вывозимые в таможенных режимах, указанных в этих подпунктах, от НДС освобождены.

При вывозе товаров за пределы территории РФ (в отличие от ввоза) возникает лишь один объект НДС - реализация товаров. При этом таможенный режим реэкспорта указан в пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ . Следовательно, вывоз товара за пределы территории РФ в таможенном режиме реэкспорта НДС не облагается.

Кроме того, при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ (пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ ).

Таким образом, при вывозе товаров в режиме реэкспорта налогоплательщик не только освобождается от уплаты налога- ему возвращаются суммы «ввозного» НДС.

Процедура возврата налога

Согласно ст. 301 ТК ТС в отношении товаров, реэкспортируемых по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, возврат (зачет) уплаченных сумм налога производится в соответствии с гл. 13 ТК ТС .

Согласно ст. 90 ТК ТС возврат ранее уплаченного «ввозного» НДС осуществляется только в отношении фактически вывезенных с территории ТС товаров и в порядке, установленном законодательством государства- члена ТС, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств- членов ТС.

Итак, согласно ст. 356 ТК РФ законодатель выделил отдельные (иные) случаи возврата таможенных пошлин и установил специальный срок их возврата. К ним, в частности, относится случай, когда при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ предусмотрен возврат уплаченных при ввозе налогов (пп. 5 п. 1 ст. 356 ТК РФ ).
С учетом того, что при вывозе иностранных товаров с территории РФ в режиме реэкспорта предусмотрен возврат «таможенного» НДС, данный режим подпадает под отдельные (иные) случаи возврата налога, перечисленные в ст. 356 ТК РФ .

В соответствии с п. 2 данной статьи возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в п. 1 данной статьи , производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.

Для возврата уплаченного «таможенного» НДС ст. 356 ТК РФ установлен специальный срок - один год.

Таким образом, для возврата «таможенного» НДС реэкспортеру необходимо подать соответствующее заявление до истечения годичного срока, исчисляемого со дня, следующего за датой фактического вывоза товара, помещенного под таможенный режим реэкспорта.

В этой связи хотелось бы затронуть вопрос, который может стать предметом налогового спора в ситуации, когда товары ввозятся на территорию РФ через один таможенный пост, а реэкспортируются через другой. В таких случаях следует иметь в виду, что заявление на возврат «таможенного» НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ, должно направляться в адрес того таможенного поста, на счет которого были перечислены суммы налога. В подтверждение сказанного приведем Постановление ФАС МО от 18.05.2010 № КА-А40/4416-10 , в котором была рассмотрена следующая ситуация.
Российская организация произвела на одной из российских таможен (далее - таможня № 1) таможенное оформление груза, ввозимого на территорию РФ. Ранее на счет таможни № 1 была внесена денежная сумма в качестве авансового платежа.

После таможенного оформления груза у части товара были выявлены производственные дефекты. В этой связи с иностранным партнером (поставщиком) было заключено соглашение о предоставлении нового товара взамен бракованного, который, в свою очередь, был возвращен поставщику в режиме реэкспорта, но через другую российскую таможню (далее - таможня № 2). При этом за ввоз товара, поставленного взамен бракованного, организация внесла авансовый платеж на счет таможни № 2, а после вывоза товара в режиме реэкспорта направила в ее адрес заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и НДС. В ответ таможня № 2 вернула организации заявление о возврате денежных средств, указав, что ГТД на ввоз всей партии товара, в том числе и бракованного, оформлялась таможней № 1, поэтому нужно обращаться с данным заявлением туда, что и было сделано.

В итоге организация получила от таможни № 1 отказ с резолюцией, что заявление о возврате таможенной пошлины и НДС поступило к ней по истечении срока, установленного п. 2 ст. 356 ТК РФ , то есть по истечении года со дня фактического вывоза бракованного товара в режиме реэкспорта. Не согласившись с отказом в возврате таможенной пошлины и НДС, организация обратилась в суд.

ФАС МО, несмотря на то что заявление на возврат было получено таможней № 2 до истечения срока, на который ссылаются таможенные органы в своем решении, постановил, что действия таможенных органов правомерны.

Восстанавливать налог или нет?

Предположим, что декларант обнаружил некачественный товар и вывозит его после того, как согласно пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ предъявил к вычету суммы НДС, уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления. Нужно ли в этом случае восстанавливать налог?

По мнению Минфина, на основании положений ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе на территорию РФ реэкспортируемых товаров, принятые к вычету налогоплательщиками, подлежат восстановлению (Письмо от 08.08.2008 № 03 07 08/197 ).
Московские налоговики придерживаются той же позиции: если ввезенные на территорию РФ товары не использовались налогоплательщиком в операциях, признаваемых объектом налогообложения, и возвращены иностранному продавцу, то суммы НДС, уплаченные таможенным органам и принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет (Письмо от 28.10.2009 № 16-15/113543 ).

В каком налоговом периоде следует восстанавливать налог? По мнению ФНС, это нужно сделать в том налоговом периоде, на который приходится фактический вывоз реэкспортных товаров с территории РФ (см. Письмо от 10.05.2006 № 03 4 03/892 ).

Пример.
Налогоплательщик по контракту с иностранной фирмой при приобретении импортного оборудования (станков) для осуществления операций, подлежащих обложению НДС, произвел уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Сумма налога, уплаченная таможенным органам при ввозе оборудования на территорию РФ, правомерно отражена в налоговых вычетах в декларации за III квартал 2010 г. в полном объеме. По условиям контракта покупателю гарантируется, что продаваемое имущество будет иметь надлежащее качество, в противном случае оборудование заменяется.

В процессе эксплуатации оборудования выявлен скрытый дефект одного из станков. Его возврат в режиме реэкспорта осуществлен в ноябре 2010 г.

Если учесть разъяснения Минфина и ФНС, то налогоплательщик при возврате поставщику станка ненадлежащего качества должен восстановить к уплате в бюджет в налоговой декларации за IV квартал 2010 года сумму налога, ранее правомерно принятую к вычету по декларации за III квартал того же года, в части суммы налога, приходящейся на возвращаемый станок.

Ситуации из арбитражной практики

Как показывает практика, несмотря на выполнение четырех перечисленных выше условий помещения товаров под режим реэкспорта, таможенники могут вынести решение о невозможности применения этого таможенного режима. В таких случаях право поместить вывозимые товары под процедуру реэкспорта приходится отстаивать в суде.

Так, в Постановлении ФАС ДВО от 30.04.2010 № Ф03-2678/2010 рассмотрен случай отказа таможенными органами в помещении под процедуру реэкспорта запчастей на основании того, что реэкспортером не представлены доказательства несоответствия товаров условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке. В рассматриваемом случае суд установил: из акта, письма-претензии от покупателя к иностранному поставщику, ответа поставщика о согласии на замену поставленных запчастей следует, что запасные части, поступившие в адрес общества, не подходят для замены. В подтверждение того, что указанный выше товар не эксплуатировался, не устанавливался и не ремонтировался, декларант представил письмо.

При изложенных обстоятельствах ФАС ДВО посчитал, что общество доказало право на применение режима реэкспорта в соответствии с требованиями, установленными ст. 240 ТК РФ .

Тем же судом в Постановлении от 10.03.2010 № Ф03-1048/2010 рассмотрена следующая спорная ситуация.

Во исполнение внешнеторгового контракта купли-продажи товаров, заключенного между иностранной компанией (Япония) и обществом, последнее ввезло на таможенную территорию РФ товар - три самоходных крана КАТО на колесном ходу (бывшие в употреблении).
По грузовым таможенным декларациям товар оформлен на общую сумму 86 835 долларов США и выпущен в свободное обращение.
В ходе приемки названных транспортных средств независимым экспертом было выявлено, что поставленный товар имеет дефекты. Это нашло отражение в соответствующих экспертных заключениях о техническом исследовании транспортного средства, в соответствии с которым сделан вывод о том, что самоходные краны находятся в неисправном техническом состоянии и не пригодны для эксплуатации по своему назначению.

С учетом полученных экспертных заключений общество обратилось в таможенный орган с заявлениями о помещении в силу ст. 242 ТК РФ под таможенный режим реэкспорта поступивших вышеупомянутых самоходных кранов. Таможенный пост заявления общества удовлетворил и применил к рассматриваемым товарам таможенный режим реэкспорта путем принятия решений о выпуске товаров, заявленных в указанных ГТД.

Общество в порядке п. 2 ст. 242 ТК РФ обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей, однако таможенный орган отказал в этом, указав, что обществу необходимо представить документы, подтверждающие, что товары, выпущенные для свободного обращения, имели дефекты либо по иным основаниям не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки на день пересечения таможенной границы, а также подтвердить, что товары не использовались и не ремонтировались в РФ либо что их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров.

Одновременно таможня указала, что в отношении товаров, оформленных в режиме реэкспорта, будет производиться проверка достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений.
Сопроводительным письмом общество представило в таможню недостающие документы, в том числе оригиналы ГТД с отметками таможни, переписку с поставщиком товара из Японии, оригиналы экспертных заключений.

Между тем таможенный орган в порядке ведомственного контроля проверил правомерность решений таможенного поста о принятии и выпуске указанных товаров и пришел к выводу о несоответствии таких решений нормам таможенного законодательства. Этим же решением отделу таможенных платежей таможни было предписано отказать обществу в возврате денежных средств (ввозных таможенных пошлин).
В ответ на заявление общества о несогласии с решением таможенного органа ФАС ДВО указал: обстоятельства дела свидетельствуют о том, что факт наличия у импортированных товаров дефектов подтвержден в надлежащем порядке и зафиксирован экспертными заключениями. Доказательствами суд признал: заключения экспертов; письмо, направленное обществом иностранному партнеру с просьбой подтвердить, что техника возвращена в том же состоянии, в каком была отправлена из Японии в Россию, а самоходные краны не использовались и не ремонтировались на территории РФ; письмо от иностранной компании- продавца (Япония) с подтверждением получения самоходных кранов и признанием того, что краны не использовались и не ремонтировались в России и на момент отправки из Японии имели технические неисправности. При этом разница в показаниях счетчика (моточасы) объяснялась необходимостью проведения экспертиз в России для обнаружения технических неисправностей.

С учетом сказанного ФАС ДВО поддержал выводы арбитражного и апелляционного судов об отсутствии у таможни правовых оснований для признания необоснованным произведенного обществом возврата товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта. В итоге решение таможни об отказе в возврате таможенных платежей признано незаконным.

Вместо заключения

При разрешении возникающих в процессе работы вопросов в отношении применения «реэкспортного» НДС часто используются электронно-правовые базы, журналы и т. п. В этой связи хотелось бы обратить внимание читателя на следующее. Независимо от таможенного реэкспорта в терминологии внешнеэкономической деятельности существует такое понятие, как реэкспортные операции. Поэтому при всяком упоминании о реэкспорте следует уточнять, о чем идет речь, поскольку обычно реэкспортные операции осуществляются без ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

(далее - ТК союза) в самостоятельном разделе 6 .
ТК союза содержит перечень таможенных процедур, которые определяют требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории союза или за ее пределами. Каждая процедура характеризуется своими требованиями и условиями.
Реэкспорт является одним из составляющих перечень процедур, который взаимодействует с другими процедурами. Такое взаимодействие позволяет завершить некоторые другие процедуры. Например, реэкспортом завершаются процедуры переработки на таможенной территории союза, временного ввоза (допуска), таможенного склада.
Необходимо отметить, что достаточно часто возникает необходимость возврата товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза. Такие случаи связаны с ввозом товаров, которые запрещены к их ввозу или ограничены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, когда иностранный партнер при наличии договорных связей ошибочно отправляет лицу Таможенного союза какой-либо груз или обнаруживается несоответствие по количеству, качеству и т.д.
С точки зрения таможенного законодательства при таких обстоятельствах возможен возврат груза с использованием таможенной процедуры реэкспорта.
Указанная процедура регулируется положениями, содержащимися в гл. 40 ТК союза. Следует отметить, что в данную главу включен ряд новых норм, отсутствовавших в Таможенном кодексе Российской Федерации.
Статья 296 ТК союза определяет реэкспорт как таможенную процедуру, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования .
Как видно из содержания процедуры реэкспорта, возврат в реэкспорте допускается не только в отношении товаров, ранее ввезенных, но и в отношении продуктов переработки.
Отдельно нужно остановиться на нетарифных мерах регулирования, которые представляют собой комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В свою очередь, меры нетарифного регулирования являются частью запретов и ограничений, включающих в себя помимо мер нетарифного регулирования меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, и вводимые, исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, процедура реэкспорта требует соблюдения иных запретов и ограничений, кроме мер нетарифного регулирования.
Общие положения, регулирующие соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, содержатся в ст. 152 ТК союза, в соответствии с которой перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Запрет может вводиться на ввоз каких-либо товаров, в таком случае товары, запрещенные к ввозу, но прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Так, Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, запрещает к ввозу озоноразрушающие вещества и ряд других товаров. Вывоз указанных товаров является обязанностью перевозчика или их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
При ввозе товаров, ограниченных к ввозу, и непредставлении документов, подтверждающих соблюдение ограничений (лицензий, разрешений и т.д.), действует правило, согласно которому такие товары должны быть немедленно вывезены перевозчиком или собственником. Список ряда товаров, ограниченных к перемещению, содержится в указанном Едином перечне, например химические средства защиты растений, опасные отходы и т.д.
В обоих случаях вывоз товаров возможен в процедуре реэкспорта.
При помещении товаров под процедуру реэкспорта необходимо соблюдение ряда условий, которые содержатся в ст. 297 ТК союза. Причем эти условия весьма разнообразны. Прежде всего условия предусматривают перечень товаров, которые могут быть помещены под рассматриваемую процедуру.

Новеллами в условиях помещения товаров под реэкспорт являются срок, в течение которого товары могут быть реэкспортированы (один год вместо шести месяцев), представление дополнительных документов .
Анализ ст. 297 ТК союза показывает, что она во многом повторяет ст. 296 ТК союза, в которой уже указаны товары с возможным помещением их под реэкспорт. По существу, условия, перечисленные в ст. 297 ТК союза, относятся к товарам, помещенным под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Обращает на себя внимание формулирование условий реэкспорта, когда такие условия включают в себя неисполнение условий внешнеэкономической сделки с выставлением еще ряда самостоятельных условий, т.е. условия содержат другие условия, что вряд ли можно признать удачным.
Как уже указано выше, реэкспорт товаров, ранее помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления, должен быть подтвержден, для чего следует представить документы об обстоятельствах ввоза товаров, вытекающих из внешнеэкономической сделки; о неисполнении условий сделки иностранным партнером (например, коммерческий акт); о помещении этих товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларация на товары); об использовании товаров после выпуска для внутреннего потребления.
Свои особенности имеет перевозка товаров, помещенных под реэкспорт, которая заключается в том, что товары вывозятся с соблюдением положений, регулирующих процедуру таможенного транзита.
ТК союза более детально регулирует отношения, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов. По общему правилу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров, помещаемых под реэкспорт, возникает у декларанта с момента регистрации таможенной декларации.
В случае невывоза товаров, помещенных под реэкспорт, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов будет считаться день регистрации таможенной декларации для процедуры реэкспорта. Невывоз товаров может быть вызван их уничтожением вследствие аварии или действия непреодолимой силы, естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения, при таких обстоятельствах декларант освобождается от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии, что товар утрачивается безвозвратно.
Сумма ввозных таможенных пошлин, налогов при невывозе товаров должна соответствовать суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
При невывозе продуктов переработки товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории союза, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в сумме, которая соответствует размеру ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под процедуру переработки, использованных для изготовления продуктов переработки с учетом норм их выхода.
При возврате товаров в реэкспорте декларант освобождается от уплаты вывозных таможенных пошлин. При вывозе товаров, помещавшихся под процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются в соответствии с условиями, предусмотренными ст. 297 ТК союза, производится возврат или зачет уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
Внешняя простота содержания процедуры реэкспорта не исключает вопросов при его использовании.
Основные вопросы, которые возникают при выборе рассматриваемой процедуры, относятся к ошибочно поставленному товару, и в частности к определению лица, которое может выступать в качестве декларанта при реэкспорте, и соблюдению запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенное законодательство устанавливает порядок и правила, при соблюдении которых происходит перемещение товаров через таможенную границу. ТК союза содержит требования, которым должен отвечать декларант, т.е. лицо, заявляющее сведения о товарах либо от имени которого такие сведения заявляются.
Статья 186 ТК союза устанавливает круг лиц, которые могут быть декларантами. При этом следует учитывать, что декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, за исключением некоторых случаев, когда декларантом могут быть иностранные лица.
Из положений, содержащихся в ст. 186 ТК союза, следует, что декларантом может быть, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной лицом государства - члена Таможенного союза, таковое лицо:
1) которое заключило такую внешнеэкономическую сделку;
2) или от имени;
3) либо по поручению которого эта сделка заключена.
Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки, декларантом может быть лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Процедуру реэкспорта может заявить иностранное лицо, в частности организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза.
При ошибочной поставке товары поступают без заключения внешнеэкономической сделки в отношении такой поставки товара, поэтому подтвердить права владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами не представляется возможным. В соответствии с нормами ТК союза лицо не обладает достаточными полномочиями для совершения юридически значимых действий (подача декларации на товары) от собственного имени с данными товарами. Таким образом, лицо, в адрес которого поступили такие товары, не может выступать в качестве декларанта.
Как уже указывалось, ст. 152 ТК союза принятие мер по вывозу товаров возлагает на перевозчика или на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, перевозчик может выступать в качестве декларанта, если он отвечает требованиям ст. 186 ТК союза о декларанте. При этом возникает вопрос: можно ли обязать перевозчика к возврату товаров, если его обязательства по перевозке исполнены и товар передан на склад временного хранения, который известил получателя товара о его поступлении, а получатель установил ошибку в поставке?
Практика применения ТК РФ прошлых лет в части реэкспорта сводилась к тому, что, по мнению таможенных органов, требуется заключение внешнеэкономической сделки с иностранным поставщиком для того, чтобы лицо приобрело указанные выше права или могло совершать определенные действия, в противном случае иностранный партнер должен принять необходимые меры для возврата ошибочно поставленного товара.
Следует отметить, что ошибка в поставке груза обнаруживается при проверке документов о поступлении груза, поэтому все последующие вопросы с решением его приема или возврата должны быть рассмотрены в течение сроков временного хранения, установленного таможенным законодательством.
В соответствии со ст. 170 ТК союза срок временного хранения составляет два месяца. По письменному запросу лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок до четырех месяцев, который является предельным. В отношении некоторых товаров срок временного хранения может быть более или менее указанного срока в случаях, указанных в ТК союза или решениях Комиссии Таможенного союза.
Если поступают товары, которые запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, то срок хранения таких товаров таможенными органами составляет трое суток (п. 2 ст. 146 ТК союза).
Таким образом, решение о приемке или возврате груза должно быть принято в достаточно сжатые сроки.
При выборе таможенного режима реэкспорта необходимо учитывать положение, содержащееся в п. 1 ст. 152 ТК РФ, в соответствии с которым перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
ТК союза содержит ряд положений, исключающих соблюдение некоторых ограничений. Так, помещение товаров под процедуры таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, временного ввоза (допуска), временного вывоза, реимпорта и некоторых других допускается без применения мер нетарифного регулирования, но в то же время действуют иные ограничения, например ограничения, вводимые исходя из национальных интересов, меры технического регулирования и др.
Как уже указано выше, при реэкспорте к вывозимым товарам не применяются меры нетарифного регулирования. В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" количественные ограничения и иные запреты и ограничения экономического характера являются методами нетарифного регулирования.
Нетарифное регулирование включает в себя запреты и количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, лицензирование, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.
Названный Закон предусматривает возможность введения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, исходя из национальных интересов. Такие меры не носят экономического характера и применяются самостоятельно наряду с экономическими. Рассматриваемые меры могут вводиться, если они необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; применяются для защиты культурных ценностей и т.д.
Запреты и ограничения внешней торговли товарами содержатся в ряде законов, в связи с чем в каждом конкретном случае необходимо обращаться к соответствующему закону.
К числу рассматриваемых законов можно отнести Федеральный закон "Об оружии", который регулирует ввоз и вывоз оружия. В частности, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского и служебного оружия осуществляется по разрешениям Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливает, что ввоз (вывоз) таких товаров осуществляется при наличии разрешения федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов и сертификата на право ввоза (вывоза).
Необходимо иметь в виду особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле. Например, Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" одним из методов осуществления государственного регулирования устанавливает лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения.
При ошибочной поставке российскому участнику внешнеторговой деятельности товаров, ввоз (вывоз) которых лицензируется, возникают вопросы о порядке вывоза таких товаров в режиме реэкспорта. Таможенные органы требуют представления лицензии на вывоз товаров, в то время как лицензия не может быть оформлена, поскольку товар перемещен на таможенную территорию Российской Федерации вне контракта на его поставку. Так, в соответствии с п. 6 Положения о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", для получения лицензии организация-заявитель представляет наряду с другими документами копию контракта или выписку из контракта с иностранным заказчиком (поставщиком). При отсутствии контракта на поставку ошибочно перемещенного через таможенную границу товара в выдаче лицензии будет отказано.
Обращает на себя внимание содержание п. 2, 4, 5 ст. 152 ТК союза.
Пункт 2 ст. 152 ТК союза требует немедленного вывоза товаров, запрещенных к ввозу. Пункт 4 той же статьи определяет порядок действий с товарами, ограниченными к ввозу, последние должны быть вывезены, как и товары, запрещенные к ввозу, т.е. немедленно. О немедленном вывозе указанных товаров отмечается и в п. 5. В связи с этим возникает вопрос: когда должны быть вывезены товары, ограниченные к ввозу (сразу после ввоза, когда устанавливается, что ограничения не соблюдены или в процессе временного хранения)? Формулировки п. 2, 4, 5 позволяют сделать вывод о том, что ввоз товаров, на которые распространяются ограничения, возможен при наличии разрешительных документов (например, лицензии). Ранее сформировавшаяся практика позволяла ввозить такие товары без разрешительных документов, которые затем оформлялись в течение срока временного хранения.
Существующие неопределенности в положениях, регулирующих реэкспорт, могут привести к спорным ситуациям.

Реэкспорт товара это таможенная процедура вывоза из страны ранее ввезенных в неё иностранных товаров для продажи. Реэкспорт товара это режим, при котором товар вывозиться без взимания (с возвратом) таможенных платежей и пошлин. Кроме того при таможенном режиме реэкспорта не применяются меры нетарифного регулирования.

Различают две разновидности реэкспорта:

  • Прямой реэкспорт - товар завозиться в страну
  • Косвенный реэкспорт - товары купленные заграницей сразу отправляются для перепродажи в третью страну.

При таможенной процедуре реэкспорта возмещение таможенных пошлин и платежей возможно не позднее 6 месяцев со дня подачи декларации. Если при таможенной процедуре реэкспорта этот срок нарушен, то взимаются пошлины и платежи. Так же взимаются проценты с таможенных пошлин и платежей, ставки по ним устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Кроме того необходимо будет оплатить проценты по предоставляемым кредитам, если они были.

Для помещения товара в режим реэкспорта необходимы документы, содержащие следующие сведения:

  • Об обстоятельствах ввоза товара на таможенную территорию таможенного союза;
  • О помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • О неисполнении условий внешнеэкономической сделки;
  • Об использовании этих товаров.

Как правило, реэкспорт применяется для возврата производителю бракованных товаров. Под реэкспорт попадает товар если он:

  • Имеет статус иностранного:
  • Не использовался для получения выгоды (Исключение составляют случаи, когда использование товара было необходимо для обнаружения дефектов);
  • Не ремонтировался и не модернизировался;
  • Может быть идентифицирован таможенными органами.

Стоит так же отметить, что процедура реэкспорта практически зеркально повторяет реимпорт. Основное их отличие в сроках, реэкспорт возможен не позднее одного года, а возврат пошлин и платежей возможен не позднее 6 месяцев. Так же реэкспорт применяется при удалении с территории России товаров, ввезенных с нарушением таможенных правил. Под таможенный режим реэкспорта можно так же помещать товары, которые были ранее заявлены для другого таможенного режима, но не позднее 2 лет со дня ввоза.

Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

Организации, у которых одним из видов деятельности являются внешнеэкономические сделки, рано или поздно сталкиваются с необходимостью произвести реэкспорт товара за границу. Эта операция имеет отличия от экспорта, которые нужно учитывать, чтобы не нанести ущерб своему бизнесу.

Что представляет собой реэкспорт товаров

Реэкспортом товара называется таможенная процедура, заключающаяся в том, что те товары, которые ранее были ввезены в пределы Таможенного союза, могут быть вывезены оттуда без соответствующих пошлин. А в тех случаях, когда таможенные пошлины уже внесены, реэкспорт предполагает денежную компенсацию за них. Кроме того, в отношении продукции, подлежащей реэкспорту, не применяются процедуры нетарифного регулирования и не платятся налоги. Данные правила установлены статьями 202 и 296 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Иными словами, обобщая вышесказанное, можно упростить определение до следующей формулировки: реэкспорт – это перенаправление за границу товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию государства. Помимо уже упомянутой информации о том, что на товары, подлежащие реэкспорту, не действуют таможенные пошлины (либо происходит возврат уже уплаченных средств), стоит упомянуть еще и о том, что на них не распространяются и те ограничения, которые установлены в стране в отношении внешнеторговой деятельности.

До недавнего времени в Российской Федерации был востребован только импорт и экспорт товаров. Реэкспорт товаров – процедура для отечественной таможенной практики относительно новая. Впервые о ней задумались в конце лета 2012 года (22 августа), поскольку те экономические условия сделали необходимым таможенный режим реэкспорта товаров. Многие торговые организации и предприятия поняли преимущества данного подхода к экономическим отношениям, так что реэкспорт товара стал закономерным шагом в развитии отечественного рынка. За счет нововведений удалось не только значительно повысить экономический статус Российской Федерации, но и существенно расширить ее рыночные возможности.

При помещении товаров под таможенный режим реэкспорта всегда следует руководствоваться статьей 297 Таможенного кодекса Таможенного союза, которая устанавливает категории товаров, которые могут подлежать данной процедуре:

    Иностранные товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, в т. Ч. Те, что ввезены с нарушением критериев нетарифного регулирования;

    Товары, находящиеся под таможенной процедурой выпуска, предназначенные для внутреннего потребления, но при условии, если их возвращают из-за несоответствия каким-либо характеристикам (форма, цвет, объем, качество и т. Д.).

Но это не значит, что реэкспорт таких товаров можно осуществить всегда. Эта процедура имеет ряд ограничений, которые необходимо учитывать, а именно запрещается:

    Осуществлять реэкспорт товаров, если они пробыли на территории страны дольше года.

    Производить реэкспорт товаров, если они не имеют всей необходимой документации, приводимой в статье 299 таможенного кодекса таможенного союза.

    Выполнять реэкспорт товаров, если на территории таможенного союза производился ремонт товаров, подлежащих реэкспорту, либо они были использованы там. Но иногда есть исключения – в тех случаях, когда, например, чтобы выявить недостаток, необходимо применить товар по назначению, иначе говоря, опытным путем произвести оценку его качества.

    Делать реэкспорт товаров, если таможенному органу не удается произвести их идентификацию.

Согласно установленным таможенным нормам и правилам в тех случаях, когда реэкспорт российских товаров по той или иной причине невозможен, допускается их экспорт (то есть, они вывозятся за границу на общих условиях, в том числе с уплатой пошлин и налоговых сборов).

Как правило, принято выделять две разновидности реэкспорта товаров:

    Прямой реэкспорт – процедура, при которой реэкспортируемый товар должен быть доставлен в страну-резидента;

    Косвенный реэкспорт – процедура, при которой реэкспортируемый товар можно сразу отправить на любую другую территорию, минуя страну-резидента.

В каких случаях уместен реэкспорт товара

Следует подчеркнуть, что реэкспорт товаров может производиться по разным причинам. Есть фактический реэкспорт товаров – это когда продукция ввезена на таможенную территорию страны для ее использования, но ввиду каких-либо причин должна быть возвращена за границу. Соответственно, фактический реэкспорт – это тот, который оказался таковым «по факту», иногда неожиданно для самого отправителя. А преднамеренный реэкспорт – это когда отправитель товара заранее знает, что все будет снова вывезено за границу, и еще при оформлении указывает это в соответствующей документации.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что в обоих случаях реэкспорт товара по-разному оформляется на границе. Реэкспорт товара, осуществляемый заведомо, не имеет НДС. При нем значительно снижаются расходы на транспортировку товара. В связи с этим данная процедура широко востребована у различных предприятий, которые находят свою выгоду в данной таможенной процедуре.

Играет немалую роль и то, какие правила установлены таможенными органами той или иной страны. Российская Федерация в этом отношении не является исключением и устанавливает свои сроки, правила и требования к товарам, подлежащим реэкспорту. Как уже говорилось, ввести на таможенную территорию нашей страны товары для реэкспорта можно только на один год. Пошлины должны быть возвращены в течение полугода.


В каждой стране действуют собственные правила и особенности обращения с таможенным режимом реэкспорта товаров. Из него пытаются получить как можно больше экономической выгоды, но при этом сделать это так, чтобы вся процедура была законной. В связи с этим, очень важно точно изучить законодательство каждой страны, действующее в отношении реэкспорта товара, чтобы неожиданные нюансы не стали препятствием в осуществлении той или иной таможенной операции.

В РФ реэкспорт товара – самостоятельный таможенный режим, не подразумевающий для участников обязательства перед таможенными органами. Инициатором таких взаимоотношений чаще выступает импортер, если использование реэкспорта товара ему выгоднее и удобнее альтернативных вариантов.

На сегодняшний день процедура реэкспорта товара распространена в связи с экономическими санкциями.

Чем регулируется реэкспорт товара

Как один из видов регулирования реэкспорта товара можно назвать валютный контроль – меры, которые предпринимаются для того, чтобы, отслеживая и контролируя валютные операции, соблюсти экономические, национальные и таможенные интересы своего государства.

Валютный контроль имеет строгую регламентацию и точное описание всех своих процедур, которой стороны должны подчиняться. В сущности, требований достаточно много, но наиболее значимые из них: использование для валютных операций определенных банков, ограничения на вывоз капитала и т. д.

Очень большое значение при реэкспорте товара имеет и то, как формируются и что включается в договоры или контракты между сторонами. Необходима консультация уполномоченного банка, имеющего права не обслуживать ту или иную операцию, если нарушены нормы оформления. Это делается для того, чтобы избежать нарушений и снизить количество невыгодных сделок с заграничными партнерами.

Какие документы следует подготовить при реэкспорте товара

В первую очередь, следует исходить из обстоятельств, при которых потребовался реэкспорт товара, а также решить, действительно ли нужна именно эта процедура. Чаще всего с необходимостью реэкспорта товара сталкиваются те участники внешнеэкономических отношений, которые получают товары, не соответствующие требованиям качества. В таких случаях прибегают к следующим вариантам.

Участники ВЭД нередко сталкиваются с проблемами, когда ввезенный (импортированный) товар оказался бракованным или ненадлежащего качества. Для возможности отправки товаров назад у поставщика есть всего два варианта:

    Возврат импортного товара поставщику в режиме экспорта. Почему мы затрагиваем этот вариант в статье про реэкспорт товаров? Дело в том, что он намного доступнее. Оформление товаров на таможне намного проще, ведь не существует строгих таможенных ограничений на экспорт товаров, независимо от того, были они ввезены на территорию страны откуда-то ранее или нет. Для многих это приемлемая альтернатива реэкспорту товаров, хотя таможенные платежи вернуть таким образом не удастся.

    Возврат импортного товара поставщику в режиме реэкспорта. При такой процедуре можно вернуть себе финансовые средства, потраченные на таможенные платежи (статья 301 ТК ТС). Но чтобы получить разрешение на реэкспорт товаров, придется выполнить все необходимые требования, например, уложиться в сроки и представить все требующиеся документы, о которых речь пойдет ниже. Не всегда такой шаг осуществим, но все же реэкспорт товара является востребованной таможенной процедурой, а в некоторых случаях он просто неизбежен, как то беспошлинная торговля, временный ввоз и т. д.

Осуществить реэкспорт товара получится лишь при наличии таможенных деклараций на все товары. В данных бумагах обязательно требуются артикулы, либо номера, соответствующие товару. Только если они совпадут при сопоставлении на досмотре, будет выдано разрешение на реэкспорт товара. В противном случае придется рассчитывать только на режим экспорта и забыть о возмещении средств, потраченных на оплату таможенных пошлин.

Реэкспорт товара можно выполнить только при наличии следующих документов, а именно требуются:

    Договор, где указаны причины для ввоза товара на территорию ТС. В данном документе требуется указать все условия возврата товаров.

    Электронные копии таможенной декларации

    Акт приемки товаров, доставленных из-за границы.

    Претензия поставщику от получателя.

    Ответ поставщика, где тот соглашается принять обратно свой товар.

    Документация (информационное письмо от получателя), в которой подтверждается, что товары за время пребывания на территории страны не подвергались ремонту и эксплуатации, а также приводятся причины, по которым эти товары требуется поместить под процедуру реэкспорта.

Для сравнения, осуществить экспорт заграничных товаров из России к отправителю намного легче. Понадобятся лишь некоторые документы:

    Договор или соглашение.

    Инвойсы от отправителя и получателя.

    Таможенная декларация.

Согласно главе 32 Таможенного Кодекса товары, которые были помещены под таможенную процедуру реэкспорта, подлежат вывозу за пределы Таможенного союза в рамках таможенного транзита.

Случается, что под таможенную процедуру реэкспорта необходимо поместить товары, которые прежде находились под другой таможенной процедурой, – выпуска для внутреннего потребления. Чтобы сменить одну процедуру на другую, потребуется направить в таможенный орган документацию, которая содержит следующую информацию:

    Условия и обстоятельства, при которых товары, в отношении которых необходимо применить режим реэкспорта, оказались на территории Таможенного союза. В подтверждение этих сведений требуется представить всю сопутствующую документацию.

    Факт невыполнения поставщиком условий, предусмотренных в договоре или контракте.

    Сведения о том, что товары, в отношении которых необходимо применить режим реэкспорта, были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

    Подтверждение того, что товары, к которым необходимо применить режим реэкспорта, использовались после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Отдельно стоит затронуть вопрос уплаты таможенных пошлин за реэкспорт товаров. Это довольно обширная тема, предполагающая немало нюансов. В первую очередь, следует отметить, что реэкспорт товара не отменяет необходимость оплачивать таможенные пошлины за всю ввозимую продукцию. Данная обязанность остается у декларанта вплоть до того момента, когда он осуществит вывоз (реэкспорт) товара за пределы таможенной территории Таможенного союза. При этом не стоит забывать, что факт вывоза должен быть официально произведен таможенным органом с места реэкспорта, а все продукты, подлежащие реэкспорту, требуется идентифицировать. Если это невозможно, то вместо реэкспорта получится осуществить только обычный экспорт (то есть, помимо пошлин, уплаченных за ввоз, потребуются еще и пошлины за вывоз).

Если товар, который был ввезен на таможенную территорию Таможенного союза, утрачен (утерян либо поврежден) по причинам аварии, естественной убыли или иной непреодолимой силы, то день, в который осуществилась подача декларации для помещения под таможенный режим реэкспорта, считается днем уплаты ввозных пошлин.

Налоги и пошлины в данном случае будут аналогичны тем, что потребовалось бы уплатить при помещении этих же товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом в расчет не берутся имеющиеся льготы и налоги, которые можно было бы насчитать на день подачи декларации для помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта.

Если товары были ввезены на территорию Таможенного союза, но ввиду несоответствия каким-то условиям сделки их потребовалось вернуть, то ввозные пошлины фактически платить не за что, так что таможенные органы их возмещают, о чем говорится в главе 13 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Что же касается вывозных таможенных пошлин, то их при реэкспорте товаров платить не требуется.

Возврат НДС при реэкспорте товаров

Порой можно натолкнуться на информацию, согласно которой реэкспорт товаров, осуществляемый по причине несоответствия продукции условиям сделки, предполагает возвращение средств, потраченных в рамках НДС. В действительности далеко не любой налог подлежит возврату. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Существует значительная разница между такими объектами налогообложения, как ввоз товаров на таможенную территорию и их реализация. Соответственно, для каждой процедуры имеются и различные НДС. В данной статье мы можем говорить только о так называемом «таможенном НДС». Что же касается НДС при реализации, то это область, где начинается уже компетенция налоговых служб, – это предмет отдельного разговора.

Возвратить таможенный НДС возможно, но для этого необходимо, чтобы товар соответствовал тем требованиям, которые налагает на него процедура реэкспорта. Мы уже неоднократно обращались к ним, но еще раз приведем их здесь: товары, подлежащие реэкспорту, не должны были эксплуатироваться и ремонтироваться до момента их возврата. Иными словами, если товар испортился уже в процессе его использования, то поместить его под процедуру реэкспорта будет невозможно. Соответственно, и таможенный НДС в таком случае вернуть не удастся.

В рамках процедуры реэкспорта товара НДС может вернуть только тот таможенный орган, который занимался оформлением этого товара при ввозе. Получить компенсацию своих расходов в любом другом таможенном отделении невозможно. Иными словами, нельзя ввезти товар в одном городе, а в другом требовать возвращения средств, потраченных на уплату НДС. Если же такую попытку все же предпринять, то единственным возможным и ожидаемым результатом станет отказ таможенного органа.

Для того чтобы вернуть средства, потраченные на таможенный НДС товара, подлежащего реэкспорту, необходимо составить соответствующее заявление, а также приложить все необходимые документы, список которых можно найти во втором пункте статьи 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. Если же этим пренебречь, то деньги возвращены не будут. Кроме того, любые ошибки при оформлении реэкспорта товара и составлении заявления приведут к потерям времени. Это важно учесть, поскольку, как уже говорилось, реэкспорт товара разрешается осуществить только в течение года после ввоза. После этого можно рассчитывать только на другую процедуру – на экспорт.

Следует иметь в виду, что вернуть таможенный НДС разрешается в течение трех лет с того момента, как товары, подлежащие реэкспорту, были вывезены с территории Российской Федерации. К сожалению, широко распространено заблуждение, что срок этот составляет всего один год. Это устаревшие сведения. До 2010 года действовал Таможенный кодекс Российской Федерации, где действительно указывались именно такие сроки, но данный документ утратил силу, и сейчас все таможенные процедуры нашей страны действуют на основе Таможенного кодекса Таможенного союза.

Учитывая, что возвращение НДС – довольно сложная процедура, делаются шаги по ее доработке. В частности, правительством разрабатывается законопроект, согласно которому предполагается ввести нулевую ставку на реэкспорт товара, который будет производиться иностранными компаниями на территории Российской Федерации.

Как бухучет отображает реэкспорт товара

Прежде чем рассмотреть особенности отображения бухучета в отношении реэкспорта товара, требуется упомянуть, что в рамках данной процедуры выделяют два вида реэкспорта:

    Реэкспорт импортного товара без завоза в Российскую Федерацию;

    Реэкспорт импортного товара с завозом в Российскую Федерацию.

Отражение в бухгалтерском учете реэкспорта товара без завоза на территорию Российской Федерации:

Операция

Сумма, долл. США,

28100

Импортный товар передан на реэкспорт (1000 долларов США при курсе 28,1 рублей за доллар)

Отражение в бухгалтерском учете реэкспорта товара с завозом на территорию Российской Федерации:

Операция

Сумма, долл. США,

Приходуется приобретенный импортный товар (1 тысяча долларов США по курсу 28,1 рублей за доллар

28100

Импортный товар отгружен в адрес иностранного покупателя, то есть, осуществлен реэкспорт товара

Контрактная стоимость товара при курсе доллара на момент признания доходов – 28,4 рублей. Отражается при предъявлении покупателю товара расчетных документов для оплаты, то есть счета с приложением необходимой документации

Себестоимость товара при курсе доллара на момент признания доходов – 28,4 рублей. Отражается при предъявлении покупателю товара расчетных документов для оплаты, то есть счета с приложением необходимой документации

Валюта, поступившая на транзитный валютный счет организации, осуществляющей продажу. При курсе доллара на момент поступления валюты – 28,6 рублей

Отражена разница курсов (положительная)

Чтобы произвести реэкспорт товара, требуется изучение большого объема информации, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 20-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос . Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.

Обратившись к нам вы получите:

    Точность предоставления данных . Предварительная выборка внешнеторговых поставок, анализ которых производится в отчете, четко совпадает с темой запроса заказчика. Ничего лишнего и ничего упущенного. В результате на выходе мы получаем точные расчеты рыночных показателей и долей рынка участников.

    Подготовка отчетов «под ключ» и удобство работы с ними. Информация быстро воспринимается, так как таблицы и графики простые и понятные. Агрегированные данные по участникам рынка сведены в рейтинги участников, вычислены доли рынка. В результате сокращается время изучения информации и есть возможность сразу переходить к принятию решений, которые «на поверхности».