Анализ стихотворения суриков детство. IV

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере стихотворения «Детство», заинтересовать в изучении других его произведений.
  2. Учить работать с лирическим произведением, деля его на смысловые части, продолжать работу по выявлению главной мысли стихотворного текста.
  3. Учить находить в тексте изобразительные средства языка (олицетворения, эпитеты, сравнения) и приемы повторы), используемые автором, продолжать работать над выразительностью чтения, учить выделять голосом логические ударения и паузы.
  4. Воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
  5. Развивать память, логическое мышление, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие, проверка готовности.

2. Мотивация.

II. Актуализация знаний.

Какой раздел мы изучаем? («Стихи русских поэтов».)

Знаете ли вы, что такое стихотворение? (Творение стихов, создание.)

Что значит «творить»? (Создавать.)

Кто создает стихи? (Поэты.)

Чтобы вспомнить, какими русскими поэтами мы уже познакомились, предлагаю немного поиграть. Сейчас некоторые из вас прочитают наизусть отрывки или стихотворения вам уже известных поэтов, а остальные будут отгадывать, кто автор?

Работа с таблицей.

Русские поэты

III. Сообщение темы, постановка учебных задач.

Посмотрите, один портрет остался неоткрытым. Как думаете, почему? (Сегодня мы познакомимся с еще одним поэтом, прочитаем его стихотворение.)

Сегодня мы откроем для себя новое имя в разделе «Стихи Русских поэтов». Это Иван Захарович Суриков. Чтобы предположить, о чем пойдет речь в этом стихотворении, обратимся к опорным словам:

  • Моя деревня
  • мой дом
  • качусь я в санках
  • друзья-мальчишки

Как думаете, о чем пойдет речь в стихотворении, какую тему затронул поэт? (О детях, зимних забавах.)

В каком возрасте мы охватываем зимние забавы?

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова называется «Детство».

Почему Суриков затронул эту тему в своем творчестве? (Детство – беззаботная пора.)

Многие писатели, художники, музыканты неоднократно в своем творчестве обращались к теме детства, потому что считали его самой беззаботной порой. Воспоминания о детстве у взрослых чаще всего вызывают смешанные чувства: чувства радости и сожаления.

Как думаете, почему? (Радость – от пережитых событий, сожаление – время это уже не вернешь.)

IV. Словарная работа.

  1. Весь ты перезябнешь – замерзнешь.
  2. Ветхая шубенка – старая шубенка.
  3. Избу освещает – подставка для свечи.
  4. Огонёк светца.
  5. Сердце так и мрет – замирает.
  6. Сон смежит – закрыть, сомкнуть глаза.
  7. Омрачали – мрак (темнота). делали грустными, печальными.

V. Первичное чтение.

Первичное чтение осуществляет чтение.

С каким чувством поэт говорит о своем детстве? (С чувством радости и сожаления.)

VI. Самостоятельное чтение учащимися.

Какие события, происходившие с ним в детстве, описывает поэт?

После чтения обсуждается план и открывается на доске:

План :

VII. Самостоятельная работа.

Задание по группам: подготовить выразительное чтение, ответить на вопросы?

Первая группа:
- Что поэт считает своим домом?
- Какую картину описывает автор? (Катание с горы.)
- От чьего имени ведет рассказ поэт? (Мальчика.)
- Что происходит с мальчиком?
- Какие авторские приемы помогают поэту передать стремительность действия? (Повтор: вот..., вот..., вот...)

Вторая группа:
- Что интересного заметили в лексическом строении текста? (Использованы устаревшие слова.)
- Выберите и текста слова, которые использует поэт, чтобы показать особенности того времени. в котором происходит действие? (Перезябнешь, ветхая.)
- Сравните «погоду дома» и «погоду за окном», что можете сказать? Подтвердите ответ словами из текста. (Тихо все кругом/ вьюга воет за окном.)
- Как поэт говорит о вьюге, какое изобразительное средство языка использует? (Олицетворение.) Докажите. («Наделяет» вьюгу способностями живого существа.)
- Приведите примеры использования олицетворений другим автором? (Примеры из стих. А.С. Пушкина.)

Третья группа:
-Что приснилось мальчику? Прочитайте.
- Какие изобразительные средства языка использовал поэт в данном отрывке? (Сравнения.) Приведите примеры (Иван-царевич будто я.)
- Какие слова помогают вам найти сравнения в тексте (Слова-помощники: будто, точно.)

Четверная группа:
- В каком настроении пребывает мальчик во время сна? (Эмоц. возбуждения, страха).
-Как меняется настроение с наступлением утра? (Возбуждение и страх сменяются покоем.)
- Как понимаете слова:

Весело текли вы,
Детские годы?

Какое изобразительное средство использует автор? (Олицетворение.)
- С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.)
- Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.)

VIII. Проверка самостоятельной работы учащихся.

  1. Выразительное чтение группами по частям.
  2. Выступление одного человека от группы.

IX. Фронтальная работа.

Каким было детство мальчика? (Выборочное чтение.)

Детство мальчика было радостным и веселым.

Для чего Суриков написал это стихотворение? (Чтобы рассказать о своем детстве.)

Каким предстает поэт перед нами в этом стихотворении?

Хотелось бы вам узнать, каким на самом деле было детство поэта?

Индивидуальное сообщение на тему: «Детство Сурикова».

Счастливое детство поэта прошло в деревне Новоселово Ярославской губернии. Семья его принадлежала к оброчным крестьянам графа Шереметева. Мать и бабушка, ласково опекавшие мальчика, оставили в его душе светлые воспоминания, ввели его в мир народных сказок и песен:

И начну у бабки Сказки я просить;
И начнёт мне бабка Сказку говорить...

Детские годы, которые "весело текли", закончились, когда Ивану исполнилось 8 лет. Он уехал в Москву к отцу, хозяину овощной лавки. С тех пор мальчик был на побегушках сначала у отца, потом у дяди, испытывал постоянный голод и унижения. Скрасило ему жизнь знакомство с двумя богомолками, Одна из которых познакомила его с житиями святых, духовными стихами, другими книгами религиозного содержания, а вторая – с песенным творчеством русских поэтов.

Он сам пробовал писать стихи, много читал, черпая вдохновение у великих поэтов. Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасовым, Майковым и другими он наслаждался втайне от отца, который сердито поучал мальчика: "Купцу лишняя книжность дохода не даст..." Не возражая, не вступая в споры, Ваня продолжал покорно везти ненавистный "торговый воз" и до конца дней торговал железом и углём, разным тряпьём и ломом. Но была у него и другая, тайная жизнь: он писал светлые песни и грустные стихотворные истории о тяжёлой бедняцкой доле.

Сурикову исполнился 21 год, когда он познакомился с Плещеевым, которому осмелился показать свои стихи. Плещееву стихи понравились, одно из стихотворений с его помощью было опубликовано. С тех пор Суриков активно печатается в журналах. Его стихи перекладываются на музыку и становятся песнями, которые поются до сих пор и считаются народными: "Рябина", "Степь да степь кругом", песня о казни Степана Разина... Первый сборник стихотворений Сурикова (1871) в течение короткого времени переиздаётся дважды.

Умер поэт от туберкулёза в возрасте сорока лет.

Для детей им написаны самые тёплые стихи, в которых оживает сказка и волшебство его детства, и фольклорные образы составляют сердцевину жизни ребёнка:

И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят...
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.

X. Итог урока.

Подготовьтесь к концу урока.

Что нового узнали? С каким русским поэтом познакомились?

Чему учились? (Выразительному чтению и анализу стих. произведения.)

Для чего нам это нужно? (Выразительно читать наизусть и понимать содержание прочитанного.)

Чем необычно стихотворение?(Частая смена действий, событий.)

Как художник может рассказать о своем детстве? (Нарисовать картины.)

ХI. Домашнее задание.

Чтение наизусть понравившейся части и её иллюстрирование.

и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Вязовская средняя общеобразовательная школа »

Еланского муниципального района Волгоградской области

Подготовила: учитель начальных классов

Аравина Людмила Евгеньевна

Конспект урока литературного чтения в 3а классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Предмет: литературное чтение

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс: 3а

Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. “ Детство”.

Цель урока : создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы.

. Учебные задачи:

    учить слушать стихотворения о детях русских поэтов;

    воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;

    учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

    высказывать своё отношение к прослушанному произведению;

    называть стихотворение, определять тему;

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование чувства гордости за свою Родину;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

Готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

Формирование представления о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

Понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное,.изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование : мультимедийная установка для демонстрации презентации; книги по разделу “Стихи русских поэтов”, модель обложка, рисунки по теме урока, карточки с изображением снеговиков, презентация, учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению.

Ход урока

1. Организация совместной деятельности. Рефлексия.

а) Активизация внимания.;

долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
б) Оптимистический настрой на урок.

Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение вчерашнего дня, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова:

Мы спокойны и добры;

Приветливы и ласковы.

Посмотрите в окно. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости.Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас на всём уроке.

2.Прверка домашнего задания.

.– Назовите тему раздела, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

«Стихи русских поэтов» Слайд№1.

С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?

(И.Никитин «Русь», «Утро».)

Давайте мы сейчас их вспомним.

2) Проверка домашнего задания (дифференцированная работа):

чтение стихотворения Никитина «Утро»
– чтение наизусть;(2-3 уч. Дети оценивают выразительность и правильность чтения)

. 3. Актуализация, мотивация.

У вас было задание нарисовать зимние забавы детей. Вы очень хорошо справились с этим заданием. Сейчас посмотрите на ваши рисунки «Зимние забавы»(рисунки на обратной стороне доски.) Какие они красочные и весёлые.

А с какими произведениями о зиме мы с вами ранее познакомились? Слайд№2

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер», А.Фет» Мама, глянь-ка из окошка…», Н.Некрасов «Мороз-воевода»,Ф.Тютчев « Чародейкою зимою»

4.Постановка учебной задачи.

Слайд№3 - Как вы думаете, почему я решила вам об этом напомнить при работе в этом разделе?(Будем читать о зиме)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением из радела « Стихи русских поэтов» и познакомимся с творчеством Ивана Захаровича Сур икова.

Слайд №4.

Алина расскажет нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовила дома. Слайд№5,№6.

( Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1880 году от тяжелой болезни, в нищете)

Слайд№7.

Прочитайте и назовите тему нашего урока.

Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. “ Детство”.

3) – Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Слайд№8, №9.

Для чего это вам нужно?

Для того чтобы красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно слушать другим.

Физминутка. Слайд №10

5.Открытие новых знаний и способов действий.

Итак, познакомимся со стихотворением И. Сурикова «Детство».

Слушание произведения .

Сядьте правильно и приготовьтесь, слушайте новое произведение.

6.Первичное закрепление . Слайд№11

Как вы думаете, это – стихотворение или сказка? Докажите.

Стихотворение, т. к. есть рифма и ритмическая пауза.

О чём оно?

Что вы представляли, когда слушали это стихотворение? Какие картины представили?

- Давайте разделим текст на части .(Дети читают вслух и помечают карандашом части по плану)

Слайд№12

Слайд№13

Посмотрите на картину, подходит ли она к началу стихотворения.

На этой картине изображена зимняя природа, деревня.

-Давайте прочитаем ту часть стихотворения, в которой описываются забавы детей.

Слайд№14

Какую картину вы себе представили при чтении этой части, знакомы ли вам были ранее эти строки?(Изучали во втором классе)

А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок - хлоп!”?

А как себя чувствовал мальчик?

Все лицо и руки

Залепил мне снег...”

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!..”

Жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Всё случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом всё проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы- это действительно весёлые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

Значит, мы можем сделать вывод из этой части?(что мальчик был счастлив)

Прочитайте строки, в которых описано изменение погод(Поднялася вьюга,на небе темно…)

Подберите синонимы к слову «вьюга»(метель, пурга, буран, буря, снежная мгла)

Физминутка дыхательная и для зрения

Слайды №15, 16,17 ,18.-

3) Работа в группах.

1 группа. Режиссёры и кинематографисты.

- Представьте, что вы снимаете фильм «детство». Звучат строки этого стихотворения.Какие изображения будут появляться на экране во время чтения? Сколько героев в стихотворении? Охарактеризуйте их.

2 группа. Историки.

Какие слова говорят о том, что это было в старину? Найдите в толковом словаре им объяснение.

Словарная работа:

Печь-

Лапти-

Прялка-

Светец-

3 группа. Музыканты и живописцы.

Какие звуки вы услышали при чтении стихотворения. Какие краски понадобятся нам, чтобы нарисовать картины. Какая музыка понадобится, чтобы озвучивать это стихотворение? (грустная, весёлая, медленная, громкая, тихая.)

Слайд№19.(заставка)

4)Проверка результатов работы групп.

7. Закрепление знаний и способов действий.

1) Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.(работа в парах)

А сейчас вы будете работать в паре, кто с кем сидит. Каждая пара должна самостоятельно смоделировать обложку к этому стихотворению. Не забудьте указать фамилию автора, жанр произведения, тему и заголовок. Приступайте.

А теперь давайте проверим. К доске пойдёт 1 группа и защитит свою работу. Слайд№20

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.

Слайд№21

Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? Почему? Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих? Как вы оцениваете в целом общ ую работу класса на уроке? Покажите свои оценки с помощью цветных фишек .

Слайд№22

Стихи Сурикова очень мелодичны и просты. Многие его произведения расходятся по стране в виде новых народных песен. Одна из них « Что стоишь качаясь, тонкая рябина..»

А пока вы слушаете песню на слова Сурикова № Слайд 23 я предлагаю вам раскрасить гроздья рябины, которые лежат у вас на столе

Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство- это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наше село Вязовка.

Слайд№24.

9. Домашнее задание:

2) выучить стихотворение наизусть;
3) выполнить задания в рабочей тетради;
4) сделать рисунки к стихотворению и подписать словами из текста.

Закончить урок я хочу пожеланием:

Будет все у вас: ошибки, неудачи,

Не уступайте им,

Начав с нуля, иначе

Не изменяйте детской вы мечте. Стремитесь к счастью, к доброте.

2013г.

И суриков рассказ детство составьте план

Ответы:

1. У Алеши Пешкова умирает отец. Они с матерью переезжают в Нижний Новгород. 2. Мальчик знакомится со своей многочисленной родней. 3. Нравы семьи Кашириных. 4. Алеша узнает историю Цыганка и всей душой привязывается к нему. 5. Один из вечеров в доме Кашириных. 6. Смерть Цыганка. 7. Знакомство мальчика с Хорошим Делом. 8. Пожар в красильной мастерской. 9. Смерть тети Натальи. 10. Семья разделяется. Алеша вместе с дедом и бабушкой переезжают в другой дом. 11. Дед обучает мальчика чтению. 12. Дед грубо обращается с бабушкой на глазах у Алеши. 13. Драки в семье Кашириных. 14. Алеша узнает, что дед и бабушка по-разному верят в Бога. 15. Мальчик тоскует из-за того, что у него нет друзей. 16. Переезд в новый дом. Дружба с Хорошим Делом. 17. Алеша заводит дружбу с дядей Петром. 18. Мальчик знакомится с соседскими ребятами. 19. Мать Алеши возвращается в семью своих родителей. 20. Сложные взаимоотношения деда и его дочери (матери Алеши) . 21. Алеша идет в школу. 22. Тяжелая болезнь мальчика. Бабушка рассказывает ему об отце. 23. Мать Алеши снова выходит замуж и, уезжая, не берет сына с собой. 24. Мать с отчимом возвращаются, а потом (уже вместе с Алешей) переезжают в Сормово. 25. Непростые отношения матери и отчима. 26. Алеша, заступаясь за мать, нападает на отчима. 27. Мальчик снова живет у бабушки и деда. Они разделили имущество. 28. Алеша, жалея бабушку, начинает работать. Деньги он отдает ей. 29. Мальчик успешно сдает экзамен в третий класс. 30. Мать Алеши умирает. Дед отправляет внука в люди.

Тема: И.З. Суриков «Детство».

Цели

Обучающие: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова; обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову.

Развивающие: развитие устной речи, памяти, мышления, обогащение словарного запаса.

Воспитательные: воспитание любви к чтению.

Оборудование: магнитофон, диск с записью песни «Рябинушка», портрет И.З. Сурикова, лапти, гербарий, иллюстрации с изображением прялки и светца, кроссворд, карточки со словами

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

Какое сейчас время года?

Какое время года наступит после осени?

По каким признакам мы узнаём зиму?

Сейчас мы разгадаем кроссворд, для того, чтобы узнать с жизнью и творчеством какого поэта познакомимся на уроке.

  1. Белое покрывало на земле лежало.

Тепло пришло, оно всё сошло (снег).

  1. Белый дед – белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму –

Никто не поднимает.

Весна придёт –

Сам уйдёт (сугроб).

  1. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сновидение)
  2. Гуляет в поле, Кручу, бурчу,

Да не конь, Знать никого не хочу (вьюга).

Летает на воле,

Да не птица (вьюга).

Прочитайте слово, получившееся по горизонтали.

Зовут Сурикова Иван Захарович.

Посмотрите его портрет.

Послушайте внимательно как жил Иван Захарович Суриков.

И.З. Суриков поэт-самоучка. Родился в 1841 г. в селе Новосёлово Ярославской губернии. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую торговую лавку в Москве. Семья жила бедно. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Там он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно стал сочинять стихи. В 16 лет вышел первый сборник его стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах поэт показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали песнями. Например, «Рябинушка», «Степь да степь».

(Звучит отрывок из песни «Рябинушка»)

Иван Захарович прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1840 году от тяжёлой болезни.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы прочитаем одно из лучших стихотворений для детей И.З. Сурикова «Детство». Научимся читать это стихотворение выразительно.

  1. Словарная работа.

В стихотворении вам встретятся непонятные слова, я объясню их значение:

лапти – крестьянская обувь, сплетённая из лыка (показ);

прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью (показ);

светец – подставка для лучины, освещающей избу (показ);

лён – растение из которого делают нити и ткут полотно;

смежит – закрывает;

ветхая – старая;

кубарем – кувырком.

  1. Беседа на восприятие прочитанного.

Я сейчас прочитаю вам стихотворение. Вы послушайте и ответьте на вопросы:

Почему стихотворение называется «Детство»?

Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши? Чем вы занимаетесь зимой?

(Чтение стихотворения учителем).

Физкультминутка.

Дует ветер мне в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише …

Деревцо всё выше, выше …

  1. Самостоятельное чтение.

Прочитайте стихотворение и подумайте, сколько частей можно выделить в этом стихотворении?

(Чтение стихотворения про себя)

  1. Анализ стихотворения.

На сколько частей можно разделить стихотворение? (4)

О чём говорится в начале стихотворения?

Забавы детей ).

Прочитайте первую часть вслух.

Чем занимается крестьянская семья зимой?

Почему вечер длится без конца?

Как можно озаглавить эту часть?

Я запишу это название на доске (Зимний вечер) .

Прочитайте вторую часть вслух.

Какими словами закончилась вторая часть?

Как же можно озаглавить третью часть?

Я запишу это название на доске (Сказка ).

Прочитайте только то, что относится к сказке.

Какую сказку вы узнали? (р.н.с. «Иван- царевич и Серый волк).

Что произошло с мальчиком пока он слушал сказку?

Как же озаглавим последнюю часть?

Я запишу это название на доске (Сон) .

Давайте прочитаем, какой сон приснился мальчику.

Сколько частей у нас получилось? (4)

Прочитайте, какой план получился.

1. Забавы детей.

2. Зимний вечер.

3. Сказка.

4. Сон.

  1. Работа над выразительным чтением стихотворения.

Как озаглавили первую часть?

Как озаглавили вторую часть?

Прочитаем вторую часть.

Назовите третью часть.

Как рассказываются русские народные сказки? (плавно, протяжно) – карточка на доску.

Прочитаем третью часть.

Как называется четвёртая часть?

Прочитайте четвёртую часть.

  1. Итог урока.

С жизнью и творчеством какого поэта мы познакомились на уроке?

Что узнали о жизни И.З. Сурикова?

X. Домашнее задание.

Подготовиться к выразительному чтению стихотворения И.З. Сурикова «Детство» и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.