Гомеровский период. История Древней Греции: Гомеровский (предполисный) период Политический лидер гомеровского периода в древней греции

Периодизация

По данным современной науки, первые государственные образования на территории Балканского полуострова были известны уже в середине 3-го тыс. до н. э. Раньше классовое общество и государственная организация сложились на острове Крит и в Микенах. Поэтому период создания первых государств в Греции называют крито-микенской цивилизацией. Порядок управления на Крите и в Микенах напоминал восточные государства: теократия, дворцовая система управления. Конец крито-микенской цивилизации был положен приходом на юг Греции с севера племен дорийцев. В результате на всей территории Греции вновь устанавливаются первобытнообщинные отношения, после разложения которых в истории Греции начинается новый этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа.

Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

1. Гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

2. Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

3. Классический период (V-IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

Греческий полис как суверенное государство со своеобразной социально-экономической и политической структурой к IV в. до н. э. исчерпал свои возможности и вступил в полосу кризиса, преодоление которого было возможно лишь путем создания новых государственных образований. Ими стали возникшие в конце IV в. до н. э. эллинистические государства. Они образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским и дальнейшего распада его «мировой» империи. Таким образом, эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории.

Представление о данном этапе в истории Древней Греции можно составить по поэмам известного поэта «Илиада» и «Одиссея». В это время население было объединено в довольно примитивные сельские общины, занимавшие небольшую территорию и почти изолированные от соседских общин. Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое городом. Основная масса населения города - земледельцы, скотоводы, весьма немногочисленные ремесленники и торговцы.


В это время земля еще составляла племенную собственность и предоставлялась членам родов формально лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако наделы представителей знатных и богатых отличаются по своим размерам и качеству, а базилевсы (родоплеменные вожди) получают еще особый надел - теменос. В то же время источники называют и таких крестьян, у которых земли не было совсем. Возможно, что, не имея средств для ведения хозяйства, эти общинники отдавали свою землю богатым.



Гомеровский, период-это период военной демократии. Государства еще не было, а управление обществом осуществлялось с помощью следующих органов.

Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин - буле. Но это был совет не стариков, а наиболее видных представителей родовой знати. Первобытная демократия еще сохранялась, и Народные собрания играли в общественной организации значительную роль. Организацию возглавлял базилевс - одновременно военачальник племени, верховный судья и верховный жрец. Фактически он действовал совместно с представителями родоплеменной знати. Должность базилевса была выборной, но со временем при ее замещении стали отдавать предпочтение сыну умершего базилевса, и должность закрепилась как наследственная.

Таким образом, гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов; именно из них впоследствии образовались первые города-государства - полисы.

Историческое развитие Древней Греции на рубеже IX-VIII вв. до н. э. характеризуется глубокими изменениями. На смену родовому строю приходит рабовладельческий, что сопровождается развитием института частной собственности. Многие рядовые земледельцы лишаются своих наделов, которые сосредоточиваются в руках родовой знати. Формируется крупное землевладение. Порождается долговая кабала. Развитие ремесленного производства и торговли ускоряло процесс социально-имущественного расслоения.

Древняя общинная организация, сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перестает отвечать потребностям времени. Повсюду в Греции VIII-VI вв. до н. э. происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкизм). Древние формы объединения родов - филы и фратрии - еще некоторое время продолжают сохранять свое значение в этих объединениях, но вскоре уступают место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках. Так, на базе родовых и сельских общин возникли новые социально-политические организмы - полисы. Образование раннерабовладельческого общества и государства в форме полисного строя составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период.

В истории Древней Греции важную роль сыграли два полиса: . Афины и Спарта. При этом государственный строй Афин можно назвать примером рабовладельческой демократии, в то время как эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.

Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называть гомеровским, поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада » и «Одиссея». Следует отметить, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах: финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до н.э.); дорийском периоде (XI-IX вв. до н.э.); ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до н.э.). Гомеровский период очень скуден археологическими находками поэтому и получил еще одно название «Темные века».

В XII в. до н.э. на территорию Греции вторглись дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита, вытеснив оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу: была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность.

В то же время возникшее и ставшее широким применение железа способствовало ускоренному развитию цивилизационного начала. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве «всеобщего эквивалента» выступай крупный рогатый скот. Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис.

Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться - как внешняя, так и внутренняя.

Общественное устройство

На заре гомеровского периода родоплеменные отношения в дорийском обществе не только возродились, но и окрепли. Основой общества был демос (народ), существующий в полисе (городе). На раннем этапе существования полиса отсутствовало право частной собственности на землю - она принадлежала общественности, а господствующей властью была военная диктатура. Именно создание полиса послужило толчком к постепенному созданию дорийцами собственной цивилизации.

По мере роста расслоения в обществе возникала система рабовладения. Но есть одно важное отличие от классических представлений о рабовладельческом строе: рабов в основном привозили из военных походов. Торговля рабами приносила хорошие деньги, и многие завоевательные походы в гомеровский период организовывались только с целью нового притока рабов.

Каждый полис имел своего царя, поэтому дорийское общество нельзя было назвать крепким и единым государством. Народ влиял на государственные дела: решал, нужно ли организовывать войну. И хотя гомеровский период считается временем застоя и упадка, нельзя отрицать его влияние на становление греческой цивилизации. Этому способствовало создание полисов и добыча железа.

Культура гомеровского периода

От гомеровского периода почти не осталось памятников культуры и это составляет определенные сложности при попытке понять эпоху. Гибель микенской цивилизации отбросила греческую культуру на несколько столетий назад. И всё, что оставалось исследователям, - изучение однотипных и простых некрополей, содержание которых не шло в сравнение с микенским наследием.

Отличительная особенность гомеровского периода - возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов. В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.

Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Несмотря на минусы, гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться - накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.

Период с конца I тысячелетия до нашей эры по VIII век до нашей эры сегодня называют "гомеровским периодом" , так как основным источником информации об этих временах являются сочинения Гомера, в частности, "Илиада" и "Одиссей".

Посмотрите интересный фильм о Трое!
http://rutube.ru/tracks/4450697.html?v=

Гомеровская Греция - это своего рода "темные века" в истории цивилизации, который длился около 400 лет и закончился с возникновением греческих полисов периода архаики. Данных об этом периоде чрезвычайно мало. Известно, что произошел полный упадок культуры и искусств, была утрачена даже письменность. Остатки микенской цивилизации были окончательно уничтожены.

Гомеровский период характеризовался развитием существующих социумов от первобытно-общинного строя к классовому рабовладельческому обществу. Складывалась тенденция, при которой вожди племен и их ближайшее окружение постепенно присваивали себе лучшие земли и обращали в рабство наиболее бедных соотечественников. Умение обрабатывать железо привело к бурному развитию ремесел с конца VIII века до нашей эры.

От этого времени почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, но лишь высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об архитектуре у ее истоков могут дать лишь плохо сохранившиеся остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам, и некоторые строки гомеровских поэм:

"Друг, мы, конечно, пришли к Одиссееву славному дому,
Может легко он быть узнан меж всеми другими домами:
Длинный ряд горниц просторных, широкий и чисто мощеный
Двор, обведенный зубчатой стеною, двойные ворота
С крепким замком, - в них ворваться насильно никто не помыслит".

Создавались в ту эпоху и редкие памятники скульптуры, простые по формам и небольшие по размерам. Особенно же широкое распространение получило украшение сосудов, к которым древнейшие греки относились не только как к необходимым в быту предметам. В разнообразных, порой причудливых керамических формах, в простых, но выразительных.

В формах и рисунках ваз, возникших до IX века до н. э., выступала несложность выражения чувств создавших их людей.

Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. С течением времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы.В конце IX - начале VIII века до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами.

Тулово амфоры из мюнхенского музея прикладного искусства разделено на тонкие пояса - фризы, расписанные геометрическими фигурами, как кружево лежащими на сосуде.

Древний художник решился показать на поверхности этой амфоры помимо узоров - животных и птиц, для которых он выделял особые фризы, расположенные один в верхней части горла, другой в самом начале тулова и третий-около днища. Принцип повтора, свойственный ранним ступеням развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях.

К VIII веку относится дипилонская амфора, служившая надгробным памятником на кладбище Афин. Выразительны ее монументальные формы; широко массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Она кажется не менее величественной, чем стройная колонна храма или статуя мощного атлета. Вся поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с часто повторяющимся меандром различного типа. Изображение животных на фризах подчинено здесь тому же принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом широком месте представлена сцена прощания с умершим. Справа и слева от покойного- плакальщики с заломленными над головой руками. Скорбность рисунков на вазах, служивших надгробиями, предельно сдержанна. Суровыми кажутся представленные здесь чувства, близкие тем, что испытывал Одиссей, слушавший волнующий рассказ плачущей и еще не узнавшей его Пенелопы:

"Но как рога иль железо, глаза неподвижно стояли
В веках. И воли слезам, осторожность храня, не давал он!"

В лаконизме росписей Х-VIII веков формировались качества, развившиеся позднее в пластически сочных формах греческого искусства. Эта эпоха была школой для греческих художников: строгой четкости рисунков геометрического стиля обязаны сдержанной гармоничностью образов архаика и классика.

В геометрическом стиле проявлялись эстетические чувства народа, начинавшего путь к вершине цивилизации, создавшего впоследствии памятники, затмившие славу египетских пирамид и дворцов Вавилона. Решительность и внутренняя собранность эллинов в тот период находили отзвук в предельном лаконизме росписей с неумолимым ритмом, четкостью и резкостью линий. Условный характер изображений, упрощенность форм - результат не изощрения, но стремления выразить графическим знаком общее понятие какого-либо вполне определенного предмета реального мира. Ограниченность такого принципа изображения - в отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще непонятным и хаотическим, элемент системы, упорядоченности.

Схематические образы геометрики будут насыщаться в дальнейшем все большей конкретностью, но греческие художники не утратят достигнутого в этом искусстве принципа обобщения. В этом отношении росписи гомеровского периода - первые шаги в развитии античного художественного мышления.


Задание:

Посмотрите презентацию "Греческая вазопись" , дайте характеристику особенностей каждого периода развития греческой вазописи, отметив отличие сюжетов, стилей. Свой ответ разместите в комментариях.

После микенского периода в истории Греции начались сложные времена. Связано это было с вторжением в земли воинственных племен, которые сделали войну и пиратство благородным занятием. Так начался гомеровский период. Несмотря на множество негативных моментов, он не смог остановить развитие древней цивилизации. Что представляет собой и в честь кого он получил такое название?

Роль гомеровских поэм в изучении греческой истории

ХІ-ІХ век до нашей эры в истории Греции принято называть гомеровским периодом. Связано это с тем, что два величайших литературных произведения Гомера описывают общественную, экономическую и культурную жизнь греческой нации того времени. Речь идет о поэмах «Илиада» и «Одиссея». Первая поэма повествует о событиях Троянской войны, а вторая о возвращении с нее Одиссея, который был царем

Произведения Гомера до сих пор остаются самым древним и наиболее чистым источником сведений о жизни эллинов в ХІ-ІХ век Из них можно узнать о всех сторонах быта того времени. Например, о материальной обстановке, общественных учреждениях, религиозных и нравственных понятиях.

Исследователи считают, что даже присутствие художественного вымысла не выходило за пределы Греции. Ее жители еще не были хорошо знакомы с представителями других народов.

Вклад археологии

О гомеровском периоде исследователи узнают не только из поэм. Существенный вклад в то, чтобы понять эту историческую эпоху, внесла археология. Практически не сохранилось памятников культуры того времени. Связано это было с вторжением дорийских племен, которые пришли с севера, и отбросили греческую культуру на несколько веков назад.

Однако сохранились некрополи, которые и стали источником основных археологических материалов.

Понятие «темные века»

Приход дорийцев негативно сказался на развитии общества. Численность населения существенно сократилась, люди перестали сооружать строения из камня. В упадок пришла и письменность. Помимо «Илиады» и «Одиссеи», о гомеровском периоде не сохранилось других письменных документов.

Из-за материальной бедности, скудности археологических находок и прочих данных в истории Греции появился термин «темные века».

В упадок пришла торговля и занятие ремеслом. Дорийцев интересовали только навыки, которые относились к военному делу. Их не волновало искусство. Хотя на пирах они любили послушать музыку. Что же развивалось в это время?

Дорийцы способствовали развитию гончарного дела, кораблестроения, сельского хозяйства, технологии обработки металлов.

С их приходом также были уничтожены торговые связи. Они занимались агрессивным пиратством, из-за чего отпугнули от греческих гаваней финикийцев и египтян. Старые связи наладились только в конце дорийского периода.

Полисы

Появление и развитие греческих полисов в гомеровский период не повлияло на создание единого сильного государства. Централизации власти не произошло. Каждый полис имел своего царя, которого поддерживал совет старейшин.

Важную роль в греческих полисах в гомеровский и архаический периоды играло народное собрание. Сообща принимались следующие вопросы:

  • о целесообразности начала очередной войны;
  • о том, достаточно ли в полисе рабов.

Появление полисов способствовало становлению будущей греческой цивилизации.

Общество

Общество вернулось к родоплеменным отношениям. В полисах отсутствовала частная собственность, все земли были общественными. Власть осуществлялась при помощи военной демократии.

Классы еще не были сформированы. Но уже появилась земледельческая прослойка, которая существовала в пределах города-государства, то есть полиса.

Уважением в обществе пользовался только мужчина, который занимается военным делом. Охота и война были единственными занятиями, достойными благородного человека.

Цари

В гомеровский период в истории царская власть считалась божественным учреждением. Она переходила по наследству, обычно передаваясь от отца к старшему сыну. Однако преемник должен был обладать следующими необходимыми качествами:

  • проявлять храбрость в битвах;
  • быть мудрым в совете;
  • проявлять красноречивость на народных собраниях;
  • владеть боевым искусством;
  • иметь хорошую физическую силу.

Если царь становился слабым, старым либо не способным вести войну, его не слушались.

Царь владел значительными наделами земли, в его руках было сосредоточено большое количество скота, он имел дворец. Кроме этого, в пользу царя по закону были установлены натуральные повинности. При делении военной добычи правителю доставалось все самое лучшее, включая рабов и драгоценности.

Царь по обыкновению собирал для обсуждений важных вопросов народное собрание либо совет старейшин. Происходило все следующим образом:

  • вельможи сидели на камнях возле царя, народ стоял кругом;
  • царь озвучивал собранию свои мысли;
  • вельможа, который желал высказать свое мнение, брал ораторский жезл;
  • если народ одобрял слова вельможи, то подтверждал это криком;
  • если народ не поддерживал вельможу, стояла тишина.

Вне зависимости от того одобряет народ решение царя или нет, он должен был повиноваться.

Также царь выполнял функции судьи. Но чаще всего воины решали свои споры с помощью поединков. Насилие в то время было настолько обычным делом, что мужчина всегда должен был ходить с оружием.

Появление системы рабовладения

Постепенно происходило расслоение общества в социальном плане. Начала возникать система рабовладения, но она не была похожа на классический вариант рабовладельческого строя. Рабов получали за счет военных походов, а не из-за большого разрыва в социальном положении жителей полиса.

Было выгодно заниматься захватом и продажей рабов. Их использовали в качестве предмета для обмена, давали выполнять наиболее трудоемкую и грязную работу. Однако хозяева рабов также трудились. Более того, некоторые считали их членами своей семьи.

Семья

В гомеровскую эпоху семейная жизнь имела благородный характер. Дети обязаны были почитать и любить родителей. Это был их священный долг. Если сын забывал о долге, его преследовала богиня мщения. Отец мог наложить проклятие на непокорного сына. В таком случае он терял счастье, а также его потомки до третьего-четвертого колена.

Жена в это время занимала уважаемое положение в жилище. По обычаю мужчина одаривал отца будущей жены, как бы покупая ее. Девушку приводили в новый дом, где устраивался веселый пир. Жена грека считалась его единственной законной сожительницей. Она должна была хранить верность своему супругу.

Жена была госпожой в доме. Она заведовала хозяйством, занималась изготовлением ткани, пошивом одежды, мытьем. Также она выходила к гостям, общалась с ними, участвовала в семейных делах.

Греки не были многоженцами, однако они могли иметь рабынь, взятых в плен на войне. Дети от таких отношений рождались свободными, они воспитывались и жили вместе с детьми законной супруги. Но после смерти отца, дети рабыни могли рассчитывать на небольшую долю отцовского имущества. Законные потомки делили наследство на равные части.

Геометрический стиль как визитная карточка эпохи

От гомеровского периода в истории древней Греции практически не сохранилось памятников культуры. Однако в это время появились железные орудия. С их помощью люди смогли обрабатывать значительные площади земельных угодий.

Для гомеровского периода Греции характерен особый стиль в керамике - геометрика. Он предполагал построение орнамента из изображений людей и прочих предметов на амфорах и других бытовых вещах в геометрическом порядке.

В конце гомеровской эпохи сюжеты на керамической утвари стали богаче и сложнее. Можно увидеть состязания атлетов, сцены из мифологии, боевые сражения, танцы. Подобный стиль возник в Афинах, откуда распространился по Элладе и островам Эгейского моря.

Постепенно численность населения выросла, возродилась торговля и ремесло. Древняя Греция приблизилась к новому периоду своей истории - архаическому.

(файл homer)

К ХII веку до н. э. дворцовые комплексы как на Крите, так и в материковой Греции перестали существовать. Чаще всего, этот упадок объясняют вторжением в Грецию с севера дорийских племён, которые разрушили дворцы и связанную с ними культуру. Эти племена также являлись греко-язычными, но стояли на явно более низком уровне социально-экономического и культурного развития. С их приходом начинается новый этап в истории древней Греции.

Своего рода предварением его являлся так называемый «гомеровский период » название которого было связано с именем легендарного Гомера, перу которого приписывают поэмы «Илиада » и «Одиссея », рассказывающие о событиях Троянской войны и после её окончания. Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура, сохранившаяся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Однако в целом утончённый, динамичный, образный строй искусства эгейского мира был чужд сознанию тогдашних греков.

Несмотря на некоторый культурный спад в древней Греции гомеровского периода по сравнению с крито-микенской эпохой, к концу VIII в. до н.э. возникли все предпосылки для того культурного переворота, который объясняют так называемое «греческое чудо » или культурный феномен греков.

Период архаики.

(на рис. Курос)

VII-VI вв. до н. э., так называемый период архаики , отмечены важнейшими сдвигами как в истории, так и в искусстве древней Греции. Рост городов в Греции вызывает расширение строительства. В этот период происходит складывание системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Ещё ранее был создан тот тип здания, который в дальнейшем воплотил мир чувств и идей свободных граждан греческого полиса. Таким зданием стал храм, посвящённый богам или героям, центр всей политической и культурной жизни города. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним часто являлась местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства гражданского коллектива города, незыблемость его общественного уклада.

Классическим типом греческого храма стал «периптер» (оперённый) - храм, имевший прямоугольную форму в плане и окружённый со всех сторон колоннадой. В результате весьма длительной эволюции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, уже у римлян, получила название «ордера» (строй, порядок).

(Капители)

В архаическую эпоху греческий ордер сложился в двух основных вариантах - дорическом и ионическом. Поскольку речь зашла об ордерах, мы приведем все пять известных в античности, которые окончательно сформировались на основе греческих во времена римской античности. Это совмещение мы сделаем для удобства сравнения этих ордеров.

Тосканский ордер. Самый прочный тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы. Часто рассматривается как вариант дорического ордера, к которому близок по форме и пропорциям. Форма тосканского ордера заимствована из архитектуры этрусков, откуда и происходит название. Он символизировал физическую мощь и силу, а потому применялся в хозяйственных и военных постройках.

Дорический ордер. Самый прочный и тяжелый на вид из трех ордеров греческой системы, второй по прочности в римской системе ордеров. В архитектурно-теоретических трактатах со времен Витрувия дорическую колонну было принято интерпретировать как образ героя, а сам ордер - как выражение его силы, духовной и физической. Такая символика обычно ограничивала употребление дорического ордера в постройках. Сочетаясь на одном фасаде с другими ордерами, дорический как «тяжелый ордер» помещался внизу.

Ионический ордер . Один из ордеров, общий для греческой и римской систем. Средний по тяжести. У Витрувия ионическую колонну принято было интерпретировать как образ прекрасной зрелой женщины, а ионический ордер - как выражение ее грации. Помещался на общем фасаде между дорическим и коринфским.

Коринфский ордер. Самый легкий и стройный из трех ордеров греческой системы. Не определен по признаку тяжести в римской системе. Витрувий определял коринфскую колонну как образ прекрасной девушки, а сам ордер - как выражение ее нежности и чистоты. Его применяли в постройках, связанных с его содержанием. В многоэтажных постройках коринфский ордер занимает верхнюю позицию.

Композитный ордер. Ордер, возникший в Древнем Риме. Его пропорции во всем совпадают с коринфским. Капитель коринфского может быть дополнена четырьмя ионическими валютами, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения. В более широком смысле композитным ордером называют любые смешанные ордера.

В это время греческая скульптура открывает новые стороны мира. Ее высшие достижения относятся к разработке образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также воинов - так называемых «куросов ».

Образ куроса - сильного мужественного героя - был порождён в Греции развитием гражданского самосознания. Развитие типа куроса шло в сторону выявления всё большей правильности пропорций, преодоления элементов геометрического упрощения и схематизма. К сер. VI в. до н.э., т.е. к концу периода архаики, в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм и, что особо замечательно, лицо оживляется таинственной улыбкой, которая называется в искусствоведении «архаической ». Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи девушек в нарядных одеждах, так называемые «коры ». Статуи кор как бы подводят итог скульптурному развитию архаики.

Классика.

(на рис. Афинский Акрополь)

С первых десятилетий V в. до н. э. начинается классический период в развитии древнегреческой культуры. Совершенное, исполненное возвышенного реализма искусство греческой классики явилось важным этапом в развитии всей мировой художественной культуры.

Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордена, соответствующие духу гражданственности, героике полиса.

Поиск героических, типически обобщённых образов и новых мотивов движений характеризует творчество Мирона из Элефтер . Он был одним из первых греческих скульпторов, которому удалось полностью освободиться от архаической условности. Особенности искусства Мирона особенно наглядно проявились в прославленном «Дискоболе » (около 450 г.).

Таким образом, к сер. V в. до н. э. образ гражданина - атлета и воина - становится центральным в искусстве. Пропорции тела и многообразные формы движения становятся важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности. Однако ещё нигде типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его индивидуального характера не привлекали ещё внимания мастеров ранней греческой классики.

Вторая половина V в. до н.э. - время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Этот период называется в специальной литературе эпохой высокой классики . Ведущее место среди полисов Греции продолжают занимать Афины, которые в период правления знаменитого Перикла переживают «золотой век» своего экономического, политического и культурного развития.

При Перикле создаётся самый замечательный из ансамблей классической эпохи - Афинский акрополь , который господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во время персидского нашествия, акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом.

Центральным элементом архитектурного ансамбля Акрополя был Парфенон - храм Афины Девы - покровительницы Афин. Он являлся основным святилищем афинян, и там же находилась общественная казна.

Склон акрополя был использован для возведения театра Диониса . Планировка и постройка акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции - знаменитого Фидия (вторая и третья четверти V в. до н.э.).

С конца V в. начинается период так называемой поздней классики , который охватывал почти весь IV в. до н.э. В это время главной художественной задачей остаётся изображение прекрасного идеала человека с точки зрения телесности, в первую очередь. Развивая и углубляя достижения предшествующего периода, ведущие мастера IV в. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, раздираемого сомнениями, вступающего в борьбу с враждебными силами.

Трагические противоречия эпохи нашли глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины IV в. - Скопаса , работавшего в различных городах Греции. Влияние искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики можно сравнить лишь с воздействием гения его современника - Праксителя . Последний в своём творчестве обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости и безмятежной созерцательности. Воздействие искусства Праксителя проявилось в дальнейшем в многочисленных произведениях так называемой парковой скульптуры эпохи эллинизма.

Если в искусстве Скопаса и Праксителя ещё ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре последней трети IV века до н.э. эти связи слабели. После походов Александра Македонского в искусстве, и прежде всего в скульптуре, начинаются поиски нового: идеалистического и реалистического.

Самим видным представителем идеализирующего направления был скульптор Леохар , придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя - так называемый Аполлон Бельведерский (около 340 г.), исполненная с высоким профессиональным мастерством.

Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп , последний, пожалуй, большой мастер периода поздней классики. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача индивидуализации образа человека, раскрытия его переживаний.

Большое значение имело творчество Лисиппа для развития портрета. В созданных им скульптурных портретах Александра Македонского обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя.

Эллинизм.

(на рис. Ника Самофракийская)

В конце IV в. до н. э. на развалинах мировой державы Александра Македонского возникли государства нового типа - так называемые эллинистические монархии . С этого времени начинается новый период в истории и культуре - эллинистический , который продлился вплоть до I в. до н.э.

Для культуры эпохи эллинизма характерно широкое распространение традиций греческого искусства на огромную по размерам территорию как на Востоке, так и на Западе.

В искусстве эллинистической Греции сильнее всего сохранилась связь с классическими традициями. Преимущественно на основах эллинской культуры развивались и культуры державы Селевкидов, Пергамского царства и Родоса.

Эллинистическая эпоха была временем расцвета градостроения. Строящиеся эллинистическими монархами новые города имели по большей части прямоугольную планировку и были снабжены канализацией и водопроводом, чего не скажешь о европейских городах даже начала нового времени. В этих городах были расширены улицы, а дома стали на два-три этажа выше.

Самым знаменитым из архитектурным чудом являлся Фаросский маяк у берегов Египта, который считался одним из чудес света, но до нас не дошел.

Обобщенный образ героя-гражданина был вытеснен образами более индивидуализированными, где подчёркивалось преувеличенное героическое начало, утрата душевного равновесия и самообладания. Именно таковой является знаменитая скульптурная группа «Лаокоон» , созданная в I в. до н.э.

В эллинистическое время в Пергаме возникает так называемый патетический стиль скульптуры , ярчайшим образцом которого является статуя Ники Самофракийской (Родос, сер. III в. до н.э.

К эллинистическому периоду относится и ещё одно чудо света, а именно Колосс Родосский , гигантская скульптура, стоявшая, по-видимому, при входе в Родосскую гавань.

(на рис. Лаокоон)

Римская культура.

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски , обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты.

Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистической искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, к котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека - гражданина римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.

Период Республики

К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической республикой. Республиканский период явился временем становления римской культуры.

В этот период складываются основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства. В первую очередь следует упомянуть о древних оборонительных стенах Рима, которые отличаются особой грандиозностью, будучи выложены из камней больших размеров. Их постройка относится к VI в. до н.э.

Особое место занимали римские дороги, которые были вымощены камнем и сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всю Италию, была так называемая Аппиева дорога , построенная в IV-III вв. до н.э.

В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мостов и акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города Италии.

Столкновение с греческим искусством привело к некоторым изменениям в римской архитектуре. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Однако, они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.

Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первые десятилетия жизни Римской республики - бронзовая «Капитолийская волчица » - символ Рима - отличается именно остротой реализма и превосходной техникой литья.

Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное художественное явление он прослеживается правда лишь с начала I в. до н.э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличии от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники старались более точно воспроизвести индивидуальные, конкретные черты лица, следуя в этом этрусской традиции.

Эпоха Империи

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Греки - учителя, секретари, советники - появляются в каждом знатном семействе, молодые аристократы Рима едут довершать своё образование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате на родном языке без переводчика и т. п. Однако, эта эллинизация римской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала. Ведущие представители римской культуры считали, что греческая культура должна была лишь подкрепить и осмыслить древний римский идеал добродетели на благо отечества, дополнить представление о «доблести » представлением о «гуманности » в широком смысле.

В первые два века нашей эры, несмотря на обострение социальных противоречий, искусство древнего Рима достигает своей вершины. Сам город Рим приобретает совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы.

Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях. Таковы триумфальная арка Тита (80-85 г. н.э.), подавившего восстание в Иудее, триумфальная колонна Траяна (110-113 г. н.э.) в честь победы над даками.

Еще в период поздней Республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра, который был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для столичного населения, перед которым здесь в дни общественных празднеств разыгрывались бои гладиаторов, диких животных и т.п. Самое грандиозное зрелищное сооружение древнего Рима - амфитеатр Флавиев - Колизей (75 - 90 гг.), находившийся близ республиканского форума. Здесь могли разместиться 50 тысяч зрителей.

По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон (ок. 118-125 гг.). Пантеон представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Высота Пантеона 42.7 метра, а диаметр купола - 43.5 метра, т.е. высота стен приблизительно равна его диаметру.

Потребности римской городской жизни вызвали уже в I в. н.э. появление нового типа зданий - гигантских терм или общественных бань, рассчитанных на две-три тысячи человек. По сути дела, римские термы представляли собой целый комплекс разнохарактерных по назначению сооружений. К залам холодных и тёплых бань, образующих ядро композиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и даже умственных занятий. Наиболее известными были так называемые термы Каракаллы (начало III в. н.э.) и термы Диоклетиана (первая половина IV в. н.э.).

В эпоху империи дальнейшее развитие получили рельеф и круглая пластика. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной колонны Траяна подробно повествует в камне о походе римских войск против даков. Здесь изображены войска на марше, битвы, осады крепостей, и даже военные советы.

Ведущее место в римской архитектуре по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм ». В это время появляются парадные придворные портреты в рост. Такова, например, знаменитая мраморная статуя императора Августа (нач. I в. н.э.).

Позднее в скульптурном портрете углубляется индивидуализм. Таковы портреты императоров Нерона и Каракаллы, где авторы старались выразить характер и образ мышления живых императоров.

В III в. начинается кризис античной культуры, ибо III в. - самая непродуктивная полоса в её истории. Римская империя ещё продолжала существовать, но вместе с принятием государственного христианства античная культура существует лишь отдельными, так сказать, островками, быстро изживая себя. Уже в IV в. начинается явный переход к культуре средневековой.

Приложение 4.