Кому иуда продал. Цена поцелуя или за сколько продался иуда

На одном из занятий исторического объединения “Саровская пустынь”, посвящённом изучению Евангелий, возник вопрос, а много ли это – 30 сребренников, полученных Иудой за предательство Иисуса Христа.
Из текста Нового завета не очевидно, какие конкретно серебряные монеты имеются в виду. Это могли быть римские денарии, древнегреческие драхмы, дидрахмы, статеры или тетрадрахмы. Однако обычно 30 сребренников отождествляются с тирскими статерами (иудейскими сиклями, шекелями) или тетрадрахмами (4 драхмы).

Нумизматическая справка


Тирский статер (сикль, шекель)

Статер, Статир (др.-греч. στᾰτήρ - коромысло весов, весы) – античная монета, имевшая хождение в Древней Греции и Лидии в период примерно с начала V века до н. э. до середины I века н. э.
Первоначально название использовалось в Афинах для монет, равных по ценности тетрадрахме (четырём драхмам), хотя впоследствии в других местах статером называли и дидрахму (монету в две драхмы).

Денарий (лат. Denarius) – Старинная римская серебряная монета, равная 10 медным ассам, чеканка которой началась в 269 г. до н.э. Сперва денарий весил 4.55 грамм, в 217 г. до н.э. вес денария снизился до 3.9 г. Во времена Нового завета одна драхма равнялась одному денарию.


Сначала посчитаем стоимость формально. 30 сребренников – это 360 грамм серебра (т.к. 1 денарий – это ~ 4 г серебра, 1 сребренник = 4 драхмы, т.е. 12 г серебра). В дореволюционных источниках конца 19 века 30 сребренников приравнивается к 30 рублям серебром, хотя тогда в серебряной монете в 1 рубль (20 грамм) содержалось 18 г чистого серебра и, следовательно, 18х30=540 г. (т.е. в 19 веке серебро стало дешевле). Сейчас серебро добывается промышленным способом и стоит ещё дешевле, чем в те времена, а 1 грамм лома серебра стоит примерно 40 рублей (современных). Таким образом, если считать по стоимости серебра, 30 сребренников сейчас стоят: 40р. х 360г ≈14400 рублей, или 40р. х 540г ≈21600 рублей, что явно не соответствует ни покупательной способности 30 царских рублей (зарплате высоко-квалифицированного рабочего Российской империи за два-три месяца), ни 30 серебряных монет на окраине Римской империи в Иудее. О довольно высокой покупательной способности 30 сребренников говорит и тот факт, что за эти деньги (раскаявшийся Иуда вернул их первосвященникам) был куплен участок земли под кладбище рядом со столицей Иудеи – Иерусалимом (сравните со стоимостью участков под Нижним Новгородом – т.е. рядом со столицей нашего региона).

Зайдём с другой стороны и порассуждаем. Денарий во времена жизни Иисуса Христа был стандартной подённой платой квалифицированному сельскохозяйственному рабочему или римскому легионеру. Если принять широко распространённую версию о том, что сребренник является тетрадрахмой (4 драхмы, равные 4 денариям), то 30 сребренников – это 120 денариев или примерно пятимесячное жалование при шестидневной рабочей неделе. Причём, на эти деньги они могли содержать (пусть на весьма минимальном по нынешнем меркам уровне) не только себя, но свою многочисленную семью (жёны тогда, как правило, не работали, а детей в семье было “чуть” больше, чем сейчас).

Допустим, что сейчас зарплата квалифицированного работника или офицера среднего ранга составляет с учётом всех доплат и надбавок примерно 40-50 тысяч рублей в месяц. Ещё тысяч 10-20 «набегает» из общественных фондов потребления, не существовавших для «простых» людей 2000 лет назад (бесплатное образование, медицина, полиция и т.д.). Следовательно, их зарплата за шесть месяцев (при пятидневной рабочей неделе) составит 300-400 тысяч рублей, т.е. примерно стоимость простейшего отечественного автомобиля или подержанной бюджетной иномарки. Ну или стоимость одной сотки земли под Нижним Новгородом. Кладбище, даже деревенское, разместить трудновато. Впрочем, тогда (во времена Иисуса Христа) людей на Земле было на два порядка меньше, а свободной земли - соответственно больше, поэтому соотношение цен на землю и разные товары было, очевидно, другим.

Из всего представленного, наиболее корректным мне кажется определение нынешней стоимости 30 сребренников, исходящее из соотношения размеров зарплаты (т.е. ~ 300-400 тысяч рублей). Без серебра или собственного участка земли прожить можно, а вот есть и пить хочется всегда. Таким образом, с приличной долей волюнтаризма, можно допустить, что предательство стоило первосвященникам не так уж дорого, ну а Иуде – его жизни (согласно евангелию от Матфея, он удавился) и сомнительной славе.

©2013 — Первая редакция, ©2019 — Вторая редакция. В.Н.Ганькин, ИО «Саровская Пустынь».

1. Википедия.
2. Нумизматический словарь, Львов, 1979.
3. Мифологический словарь, Москва, 1990.
4. Библейская энциклопедия, БиЭ, СПб, 1893.

Нет, наверное, более противоречивого новозаветного персонажа, чем Иуда Искариот. В канонической традиции предатель Христа несомненное олицетворение зла, в апокрифах его образ более сложный, а в глазах ученых Иуда – жертва обстоятельств.

Замалчиваемая личность

Несмотря на то, что фигура Иуды Искариота одна из ключевых в понимании сущности Христианства, тем не менее, в новозаветных книгах ему уделено не столь много внимания. В каждом из четырех Евангелие он упоминается всего пять раз: во время помазания Иисуса миром, при сговоре с первосвященниками, на Тайной вечере, в момент предательства Христа и накануне самоубийства.

Евангелисты не раскрывают нам образ Иуды, не указывают своего отношения к нему, лишь вскользь замечая, что он вор и предатель. Писатель Дмитрий Мережковский по этому поводу писал: «Память о том, что действительно побудило Иуду предать Иисуса, заглохла уже в самих Евангелиях, "Воспоминаниях Апостолов", а может быть, и раньше, ещё до евангельских записей. Кажется, действительной причины Иудина предательства евангелисты не знают, не помнят или не хотят вспоминать».

Кто его нарек?

Известно, что апостолы получали от Христа вторые имена. Так, Петра Спаситель стал называть «скалой», Симона – «ревнителем», Иакова и Иоанна – «сынами грома». Но кто дал Иуде прозвище «Искариот»? Новый Завет об этом умалчивает. Более того, это имя новозаветные авторы оставляют без перевода.

Толкователи более позднего времени разделили прозвище Иуды на две части: «Is» с арамейского они перевели как «муж» или «человек», а «Quarioth» связали с названием древнего города в Иудином колене. Согласно другим гипотезам, «Искариот» может переводиться как «лжец», «предатель», «разбойник», иногда это слово наделяется значениями «красный» или «рыжий».

Перевод основного имени предателя Христа – Иуды (Йехуды) – содержит Библия: «хвала или прославленный» (Быт. 29:35). Примечательно, что он единственный среди двенадцати апостолов был родом из Иудеи, все остальные – галилеяне. Это дает повод некоторым авторам усматривать в общине конфликт, вылившийся в дистанцирование Иуды от других учеников Христа.

Неожиданный поворот

Апокрифические предания об Иуде дают нам гораздо больше пищи для размышлений. Так, в «Сказание Иеронима о Иуде предателе» (не ранее XI века) родители Иуды после страшного сна, в котором сын становится погибелью семьи, бросают младенца в корзине в морскую пучину. Чудом уцелевший Искариот через много лет возвращается в отчий дом, убивает отца и совершает с матерью грех кровосмешения.

В главе 35 «Арабского Евангелие детства Спасителя» (оригинал – предположительно VI век) сообщается, что Иуда и Иисус росли в одном селении. Однажды мать привела одержимого сатаной сына к молодому Иисусу, уже имевшему дар исцелять. Беснующийся Иуда сначала укусил Иисуса за бок, затем расплакался, после чего пришло исцеление. Согласно апокрифу, впоследствии в этот бок Иисус был пронзен копьем на кресте.

В апокрифическом «Евангелии от Варнавы» (конец XV века) говорится, что Бог по молитве Христа преобразил внешность и голос Иуды настолько, что даже апостолы приняли его за Учителя. Именно Иуда Искариот, как утверждает апокриф, подвергся поруганию и осмеянию, а затем был распят. Историк-антиковед Ирина Савицкая отмечает, что в средневековых мусульманских трактатах приводится несколько иная версия, согласно которой Иуда ошибся и вместо Христа выдал солдатам другого человека. Осознав содеянное, он умертвил себя.

Миссия предначертана

В Новом Завете Иисус не раз говорит, что Сын человеческий будет предан, распят, но после смерти на третий день воскреснет (Мф. 17:22-23). Именно в этом был и смысл миссии Спасителя: через крестные страдания искупить грехи человеческие. Не случилось бы предательства – не было бы и Голгофы.

Сергей Михайлов, автор книги «Иуда Искариот – предатель или святой», считает, что апостолы не вняли словам Христа. Единственным, по его мнению, кто смог исполнить предначертанное Христом, был Иуда. Он искренне поверил Учителю и не предал забвению ни единого слова из его пророчеств. Согласно гипотезе Михайлова, вера и толкнула Иуду на так называемое «предательство».

Не корыстный, а слабовольный

В Новом Завете сказано, что Иуда был в общине Иисуса казначеем, который знал деньгам цену (Ин. 12:6). Многие не сомневаются в том, что главный мотив предательства Иуды нужно искать в деньгах. Некоторые новозаветные сюжеты об этом косвенно свидетельствуют. К примеру, в эпизоде помазания Иисуса миром (освященным ароматическим маслом) Иуда, противясь транжирству ценного благовония, заявляет, что лучше было бы продать миро, а вырученные деньги раздать нищим.

С одной стороны, здесь можно усмотреть благородство, с другой – расчетливость Иуды. Но Иоанн прямо заявляет: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:1-8). Корысть часто рассматривается, как основной мотив предательства Иуды, хотя назначение денежного вознаграждения первосвященниками было лишь ответом на предложение Искариота. Историк Церкви Митрофан Муретов характеризует поведение Иуды, как «полное безразличие и пассивность в отношении денег, однако, от соблазна сребролюбия устоять он не смог.

Не менее популярная трактовка предательства объясняет поведение Иуды одержимостью и основывается на высказывании Луки: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22:3). Впрочем, Епископ Михаил (Грибановский) советует не воспринимать слова евангелиста буквально, так как Иуда не стал бесноватым в прямом смысле, дьявол лишь его подвиг к самостоятельному принятию решения.

Первый революционер

В своей реконструкции судьбоносного для всего Христианства эпизода английский писатель Томас де Квинси оправдывает Иуду, замечая, что он своим предательством хотел побудить Христа к более активным действиям в отношении врагов. Иуда в этой концепции своего рода революционер, толкавший себя и своих соратников на большие свершения.

Похожая версия излагается в протестантской библеистике: в ней Иуда Искариот – разочаровавшийся ученик, в отчаянии решивший погубить несостоявшегося религиозного и политического лидера. Еще одна трактовка объясняет Иудино предательство, как попытку избежать гонений, которым, по его мнению, должны были неминуемо подвергнуться в будущем апостолы.

Кровавые деньги

Сребреник (или шекель) во времена Христа был равен 4 динариям. По свидетельству евангелиста Матфея, 1 динарий это дневная плата работника на виноградных плантациях, соответственно чтобы получить 30 сребреников, нужно было отработать на винограднике 4 месяца. Нередко сребреники Иуды отождествляются с финикийскими тетрадрахмами (весом в 14 грамм серебра), которые ходили в Иудее наравне с римскими и греческими монетами.

Что можно было купить на 30 сребреников? Это цена примерно 360 литров оливкового масла или 1800 литров зерна. Матфей нам сообщает, что после того, как раскаявшийся Иуда вернул первосвященникам свои 30 сребреников те, не пожелав хранить запятнанные кровью деньги в храме, купили на них землю горшечника для погребения странников (Мф.27:7).

Однажды на Страстной неделе некий проповедник оговорился
и сказал, что Иуда продал Христа не за 30 сребреников, а за 40...
Стоящий в народе купец наклонился к своему приятелю и промолвил:
— Это, стало быть, по нынешнему курсу...
Церковный анекдот XVIII века


Эта круглая сумма известна каждому. Она уже давно приобрела нарицательный смысл. Именно поэтому сегодня мало кто представляет ее реальную ценность в израильском обществе I века.

Однако, прежде всего следует оговориться, что настоящей суммы, за которую Иуда продал своего Учителя, мы никогда не узнаем. 30 сребреников вложены в руки Иуды лишь для того, чтобы задним числом оправдать ветхозаветное пророчество из Книги пророка Захарии: «Тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (глава 11, 11−13).

Не случайно, 30 сребреников в оплату предательства Иуды упоминаются только в Евангелии от Матфея (26.15): «И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам его? Они предложили ему тридцать сребреников» , в Евангелии от Марка (14.11), самом древнем из четырех, конкретная сумма не указана: «Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему сребреники» , в Евангелии от Луки (22:5) говорится только: «Они обрадовались и согласились дать ему денег» , а в Евангелии от Иоанна вообще не сказано, что предательство оплачивалось.

Не секрет, что многие места евангельской биографии Иисуса целиком обусловлены соответствующими пророчествами из Ветхого Завета. В тексте Евангелий все эти места отмечены, и их смело можно относить к литературному вымыслу. Эпизод с 30-ю сребрениками из их числа.

Но дело не в этом, а в том, чтобы понять, какие финансово-экономические ассоциации 30 сребреников вызывали у первых читателей Евангелий.

Сребреник, фигурируемый в Евангелиях, обыкновенно отождествляют с серебряным шекелем (сиклем, по-греч. — статир). В Библии слово кесеф (серебро, сребреник) употребляется иногда как синоним выражения «шекель серебром» (Быт. 37:28; Суд. 9:4; 17:4; II Сам. 18:11). Причем во времена Второго храма (конец VI в. до н.э. - 70 г. н.э.) в ходу был шекель (см. иллюстрацию), который фактически был полушекелем. Этот облегченный "священный шекель" (весом в 13-14 г серебра) составлял ежегодный налог каждого еврея на Храм.

Таким образом, 30 сребреников равняются примерно 400 г серебра.
Что можно было купить в Иудее I века за эти деньги?

В Книге Исхода (глава 21, 28-32) 30 сребреников — это штраф в пользу хозяина за раба или рабыню, которых насмерть забодал чужой вол (часто эту сумму неправильно трактуют как цену раба).

Шекель равнялся по весу четырем денариям или четырем драхмам. Греки называли шекель — "тетрадрахма".
30 сребреников, стало быть, были равны 120 денариям. Денарий платили в день солдату или наёмному работнику. Таким образом, речь может идти о тогдашней "средней заработной плате" за 4 месяца.
Иуда оценил благовония, потраченные Магдалиной на Иисуса, в 300 динариев. Это в 2,5 раза больше тридцати сребреников.

В Евангелии сказано также, что после самоубийства Иуды на полученные им деньги была куплена "земля горшечника" для погребений, т.е. некий участок глинистой земли (вроде дешевого дачного участка в Подмосковье). Но эти сведения вызывают сомнения, поскольку опять же отсылают к пророчеству Иеремии: "Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь" .(Евангелие от Матфея, глава 27, 9-10).
Тем более, что у самого Иеремии приведены совсем другие цифры: "И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребреников" (Книга Иеремии, глава 32, 9).

Ещё один важный момент состоит в том, что пророки Иеремия и Захария жили в эпоху Первого храма и, значит, их шекель не был равен евангельскому шекелю, чего евангелисты, конечно, не знали. Вес шекеля в более древние времена определялся по двум стандартам — вавилонскому и финикийскому, каждый из которых в свою очередь был двойной, легкий (обыкновенный) и тяжелый («царский»). Вавилонский тяжелый шекель был равен 22-23 г, легкий — 11-11,5 г, финикийский тяжелый — 14,5-15,3 г, легкий — 7,3-7,7 г. Трудно сказать, какой из них имеется в виду в ветхозаветных пророчествах. Во всяком случае, нужно помнить, что в пророчествах Ветхого Завета жизнь Сына Божия фактически оценивалась несколько иначе, чем во времена Иисуса, несмотря на формальное совпадении суммы: 30 сребреников в Ветхом и Новом Заветах —это разные деньги..

Приблизить 30 сребреников, инкриминируемых Иуде, к ценам наших дней можно двумя способами.
Во-первых, по стоимости серебра. 21 ноября 2013 г. Банк России оценивает 1 г серебра в 21,52 руб. По этим расценкам Иуда расписался бы в получении 8600 руб., как нормальный российский пенсионер. За что наше правительство считает пенсионеров иудами, это другой вопрос.

При втором способе подсчета следует ориентироваться на сравнительную стоимость труда (берем отрезок в 4 месяца). Средняя зарплата россиян в 2013 г. составляет примерно 27.000 руб. За 4 месяца получается чуть больше 100 тысяч. Что ж, вероятно, за такую сумму и сегодня найдутся желающие запечатлеть поцелуй на щеке обреченной ими жертвы. А потом — на недельку в Париж.

Иуда против Иисуса?

Далеко за полночь Иуда приводит большую группу солдат, старших священников, фарисеев и других в Гефсиманский сад. Священники сговорились заплатить Иуде 30 сребреников, чтобы он предал Иисуса.

А 30 серебряников - это много или мало по тем временам?

30 серебряников – это:

Стоимость раба в то время. Но это не обязательно. Цены и зарплаты были более менее стабильные, потому что деньги - драгметалл. Колебания вызваны форсмажором - неурожай, стихийное бедствие. А вот рабы - это не стабильный "товар". Тут зависит от пола, возраста, здоровые ли зубы и т.д.

Евреев никто покупать не хотел, потому что такие рабы даже под страхом смерти не работали в субботу, а кому нужен раб с выходным? Может им еще и оплачиваемый отпуск сделать и пенсионные отчисления и профсоюзы?

Когда Рим разрушил Иерусалим, они продали всех евреев (кроме тех, что убежали - это в основном христиане) в рабство. Но тогда цена упала до нуля и их просто раздавали даром. Так были евреи рассеяны по всей земле.

Прожиточный минимум для семьи того времени - 2 денария в неделю. То есть с голоду не умрут.

Один человек мог жить нормально полгода.

Это как высокая зарплата за полтора месяца.

Сегодня сложно сказать сколько это. Может, как 50 000 руб.

Каноническая версия считает сумму достаточной для предательства, раз на неё можно было приобрести участок земли в черте города.

Шекель (сребреник) равен 4 динариям. Динарий - дневная плата рабочего на винограднике (Мф.20:2) или стоимость хиникса пшеницы (дневного рациона мужчины) (Откр.6:6).

Около 4 месяцев нужно отработать на винограднике, чтобы получить тридцать сребреников. Опять же, миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса (Мк.14:5), стоило 300 динариев, что равняется 75 сребреникам или чуть меньше года работы на винограднике.

До этого, когда Иуда был освобожден от пасхальной вечери, он видимо прямо пошел к старшим священникам. Те сразу же собрали своих служителей и также отряд солдат. Может быть, Иуда повел их сначала к тому месту, где Иисус праздновал Пасху со Своими апостолами. Обнаружв, что они ушли, большая группа, несущая оружие, фонари и светильники, следовала Иуде из Иерусалима и через долину Кедрон.

Ведя процессию на Елеонскую гору, Иуда уверен, что знает, где найти Иисуса. В течение прошлой недели Иисус и апостолы, находясь в пути между Вифанией и Иерусалимом, часто останавливались в Гефсиманском саду, чтобы отдохнуть и поговорить. Но как солдаты узнают Иисуса теперь, если Он, возможно, скрылся в темноте под оливковыми деревьями? Они, может быть, еще никогда не видели Его. Поэтому Иуда предоставляет знак, говоря: "Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно."

Поцелуй являлся в те времена обычным приветствием (1 Фес. 5:26) и знаком дружеского расположения. Поэтому он несовместим с предательством и злом. Это знак дружбы и доверия, как и совместная трапеза. Но Иуда использовал поцелуй в своих предательских целях!

Иуда ведет большую толпу в сад, видит Иисуса с Его апостолами и идет прямо к Нему. "Радуйся, Равви!" - говорит он и целует Его нежно.

"Друг, для чего ты пришел?" - резко спрашивает Иисус. Отвечая на собственный вопрос, Он тогда говорит: "Иуда, Целованием ли предаешь Сына Человеческого?" Но достаточно сказано о Его предателе! Иисус выступает вперед в свет горящих фонарей и светильников и спрашивает: "Кого ищете?"

"Это Я", - отвечает Иисус и смело стоит перед ними всеми. Удивляясь Его смелости и не зная, что ожидать, мужчины отступают назад и падают на землю.

"Я сказал, что это Я, - продолжает Иисус спокойно. - Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть уйдут." Даже в этот критический момент Иисус продолжает заботиться о Своих учениках!

Недолго до этого в верхней комнате Иисус в молитве сказал Своему Небесному Отцу, что сохранил Своих верных апостолов и ни один из них не был потерян, "кроме сына погибели." Он, значит, просит Его последователей, чтобы исполнилось Его слово.

Иисус сознательно хотел дать Себя арестовать и принять страдания. Он не делал попыток избежать того, что должно было произойти.

Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та "землею крови" до сего дня. (Матф.27:6-8)

Противоречие о «земле крови»

Из всех евангелистов-синоптиков лишь один Матфей озвучивает сумму в тридцать сребреников, он же сообщает о покупке «земли крови» (Акелдамы) первосвященниками: «Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников…» (Мф.27:7). Возможно, Матфей почерпнул разгадку предательства в Книге пророка Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах.11:12-13).

Согласно Деяниям Апостолов, Иуда «приобрел землю неправедною мздою…» (Деян.1:18).

Фонд «Лютеранское наследие» объясняет противоречие следующим образом: землю купили первосвященники, но поскольку они это сделали на деньги Иуды (и, возможно, от его имени), покупка приписывается самому Иуде.

Серьёзные затруднения все же возникают при попытке объяснить разницу в написании:

  1. Слово «поле» (др.-греч. agros), стоит после глагола agorazo - «купить на открытом рынке» (от agora - «рыночная площадь») (Мф.27:7);
  2. Слово «участок» (др.-греч. chorion - земельная собственность или небольшое хозяйство) стоит после глагола ktaomai - «получить во владение» (Деян.1:18).
Когда к солдатам возвращается самообладание и они встают и начинают связывать Иисуса, апостолы понимают, в чем дело. "Господи! Не ударить ли нам мечем?" - спрашивают он. Еше перед тем как Иисус отвечает, Петр, держащий в руках один из двух мечей, которые апостолы принесли с собой, нападает на Малха, раба первосвященника. Удар Петра не попадает в готову раба, но отсекает ему правое ухо.

Кстати, многие в интернете задаются вопросом: "В какой день недели Иуда предал Иисуса?"

Отвечаю: Со Среды на Четверг произошло предательство Иудой, а в Пятницу Иисуса распяли.

Неоднозначно воспринимается и мотивация предательства

Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие и участие сатаны. Но богословы не имеют единого мнения:

  1. Матфей считает мотивом предательства сребролюбие: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф.26:14-15);
  2. Марк тоже настаивает на единственной и главенствующей роли сребролюбия: «И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники» (Мк.14:10-11);
  3. Лука комбинирует, считая мотивом предательства и сребролюбие и участие сатаны: «Вошел же сатана в Иуду» (Лк.22:3), «…и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег» (Лк.22:4-5);
  4. Иоанн умалчивает о деньгах и настаивает на участии сатаны: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин.13:27).
М. Д. Муретов в статье «Иуда предатель» приводит пять аргументов против того, чтобы считать сребролюбие «главным и руководительным мотивом в поступке Искариота»:
  1. Евангелисты сами «не придают сребролюбию Иуды первенствующего значения, если прямо и ясно указывают на сатану как на главного виновника»;
  2. Из рассказов евангелистов «не видно, чтобы предатель ставил на первом плане сребреники»;
  3. Иуда довольствовался всего тридцатью сребрениками;
  4. Иуда с легкостью расстался с деньгами;
  5. «Неужели жалкий поклонник золотого кумира» отважился бы на сделку, веря в божественность Иисуса?

В той же статье М. Д. Муретов называет три противоречия того, что «сатана управлял Иудой без свободного самоопределения последнего»:

  1. Не ведая, что творит, Иуда не мог тяжело раскаиваться;
  2. Перед синедрионом Иуда обвиняет себя, а не сатану;
  3. Иисус предрекает, что будет предан человеком, а не сатаной.
Неубедительность и противоречия свидетельств евангелистов дали почву различным толкованиям и интерпретациям мотивации предательства. С конца XIX века выдвинуто множество неканонических версий, пытающихся объяснить мотивы предательства Иуды:
  1. Организация бунта против римского гнета;
  2. Разочарование в учении Иисуса;
  3. Самопожертвование;
  4. Божья воля;
  5. Иуда - тайный агент Рима или синедриона;
  6. Иуда выполняет просьбу Иисуса
Видимая противоречивость в понимании Иуды и его действий привела к потиворечивости восприятия Иуды Искариота. Часть христиан встали на защиту Иуды Искариота, часть - отвергли его. О нем пишут книги и статьи, слагают песни, ставят фильмы, возводят памятники, пишут картины.

Критика неканонического восприятия Иуды Искариота

Согласно сторонникам неканонической версии предательства, мотивация Иуды вовсе не выглядит нелепой, поскольку каждый человек имеет свободу воли. Иуда же вполне мог быть сребролюбивым человеком, что видно из Евангелия: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: „Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?“ Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали"; «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим».

В любом случае, променять Бого-человека на деньги - это не по христински, не по человечески, не законно. И уже с этих позиций Иуда - негативная личность, вызывающая только негативные эмоции.

По материалам Библии, Википедии и книги "Самый известный человек, который когда-либо жил".