Сообщение о жизни и творчестве батюшкова. Творчество К.Н

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция

Творчество К.Н. Батюшков а

К.Н. Батюшков относится к числу наиболее талантливых поэтов первой четверти XIX в., в творчестве которых весьма успешно начал оформляться романтизм, хотя этот процесс и не был завершен.

Первый период творчества (1802--1812) - это время создания "легкой поэзии". Батюшков был и ее теоретиком. "Легкая поэзия" оказалась звеном, связавшим средние жанры классицизма с предромантизмом. Статья "Речь о влиянии легкой поэзии на язык" была написана в 1816 г., но автор обобщал в ней опыт творчества разных поэтов, в том числе свой собственный. "Легкую поэзию" он отделил от "важных родов" - эпопеи, трагедии, торжественной оды и подобных ей жанров классицизма. Поэт включил в "легкую поэзию" "малые роды" поэзии и назвал их "эротическими". Необходимость лирики интимной, передающей в изящной форме ("вежливо", "благородно" и "красиво") личные переживания человека, он связывал с общественными потребностями просвещенного века. Теоретические предпосылки, раскрывающиеся в статье о "легкой поэзии", значительно обогащались художественной практикой поэта.

Его "легкая поэзия" "общежительна" (поэт употреблял это характерное для него слово). Творчество для него - вдохновенное литературное общение с близкими людьми. Отсюда главные жанры для него - послание и близкое ему посвящение; адресатами оказываются Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.И. Тургенев (брат декабриста), И.М. Муравьев-Апостол, В.Л. Пушкин, С.С. Уваров, П.И. Шаликов, просто друзья, нередко стихи посвящены женщинам с условными именами - Фелиса, Мальвина, Лиза, Маша. Поэт любит в стихах разговаривать с друзьями и любимыми. Диалогическое начало значительно и в его баснях, к которым поэт также имел большую склонность. Печать импровизаций, экспромтов лежит на малых жанрах - надписях, эпиграммах, различных стихотворных шутках. Элегии, появившись уже в начале творческого пути поэта, сделаются ведущим жанром в дальнейшем творчестве.

Батюшкову свойственны высокое представление о дружбе, предромантический культ "родства душ", "душевной симпатии", "чувствительного дружества".

Шесть стихотворных посланий Батюшкова Гнедичу были созданы в период с 1805 по 1811 г., они во многом уясняют своеобразие его творчества на первом этапе. Условности жанра отнюдь не лишали послания Батюшкова автобиографичности. Поэт в стихах передавал свои настроения, мечты, философские умозаключения. Центральным в посланиях оказывается лирическое "я" самого автора. В первых посланиях лирическое "я" - отнюдь не разочарованная личность с охлажденным сердцем. Напротив, это личность, выступающая в атмосфере шуток, игр, беспечности и мечты. В соответствии с эстетикой предромантизма лирическое "я" посланий погружено в мир химер, поэт "мечтами счастлив", его мечта "все в мире золотит", "мечта - нам щит". Поэт - как "безумец", как дитя, любящее сказки. И все же его мечта - это не те романтические грезы, полные таинственных чудес и страшных загадок, грустных призраков или пророческих видений, в которые будут погружаться романтики. Мир мечты лирического субъекта Батюшкова шутлив. Голос поэта - не глас пророка, а... "болтуна".

В "легкой поэзии" создавался полный обаяния образ юности "красной", "цветущей, как роза", как майский день, как "смеющиеся поля" и "луга веселые". Мир юности подвластен "богине красоты", Хлое, Лилете, Лизе, Зафне, Делии, и привлекательный женский образ постоянно появляется рядом с лирическим "я". Как правило, это не индивидуализированный образ (лишь отдельные моменты индивидуализации намечены в образе актрисы Семеновой, которой посвящено специальное стихотворение), а обобщенный образ "идеала красоты": "И кудри золотые, // И очи голубые..."; "И кудри распущенны // Взвевают по плечам...". Идеальная дева в художественном мире Батюшкова - всегда верная подруга, воплощение земной красоты и прелести юности. Этот постоянно присутствующий в воображении поэта идеал художественно воплощен в элегии "Таврида" (1815): "Румяна и свежа, как роза полевая, // Со мною делишь труд, заботы и обед...".

В стихотворных посланиях художественно реализовался раскрывающий индивидуальный облик Батюшкова и характерную черту русского предромантизма мотив родного крова. И в его письмах, и в стихах повторяется зов души к родным пенатам или ларам, к "гостеприимной тени отеческого крова". И этот поэтичный образ противостоит позднее выраженной в стихах романтической неприкаянности и бродяжничеству. Батюшков же любит "домашние лары", отчий дом.

Художественный мир Батюшкова расцвечен яркими, драгоценными красками ("золотыми", "серебряными", "бисерными"); вся природа, и человек, и его сердце в движении, в порыве, чувства переполняют душу. Лирический субъект "легкой поэзии" Батюшкова 1802--1812 гг. - преимущественно восторженный человек, хотя временами его восторг сменяется меланхолией. Эмоцию восторга поэт передал в зримых, пластически выразительных образах-эмблемах, поэтических аллегориях. Он искал "эмблемы добродетели". В "легкой поэзии" особенно выделяются и многократно повторяются четыре образа-эмблемы: розы, крыльев, чаши и челна, которые раскрывают существо его поэтического мировидения.

Образы цветов, особенно розы, - любимые у Батюшкова, они придают его стихам праздничность, образ розы у него - лейтмотивный, многофункциональный. Она - выразительница идеи красоты; душистый, розовый, юный цветок ассоциирован с античными временами - детством человеческого рода: розы - Амур - Эрот - Киприда - Анакреон, певец любви и наслаждений, - такова линия ассоциаций. Но образ розы получает и смысловую протяженность, он переходит в область сравнений: любимая, вообще молодая женщина сравнивается с розой как эталоном красоты.

Также и другие образы-эмблемы - крыльев, чаши - отразили культ изящного наслаждения, потребности личности, осознающей свое право на счастье.

Условный язык поэзии Батюшкова вбирает в себя имена писателей, которые также становятся знаками, сигналами определенных этических и эстетических пристрастий: Сапфо - любви и поэзии, Тасс - величия, Парни - изящества любовных увлечений, а имя героя Сервантеса Дон Кишота (так у Батюшкова) - знак подчинения реальных поступков нежизненной и смешной мечтательности.

В "легкую поэзию" Батюшкова вошло басенное начало. Не только Гнедич, но и Крылов был другом поэта. Близкие басням Крылова и его сатирическим повестям, в особенности "Каибу", образы появляются в посланиях Батюшкова и в других его жанрах. В стихотворных посланиях образы зверей не всегда создают аллегорическую сценку. Обычно они оказываются лишь художественной деталью, басенного типа сравнением, призванным выразить несоответствие между должным и сущим: "Кто волком быть привык, тому не разучиться // По-волчьи и ходить, и лаять завсегда".

Первый период творчества Батюшкова - становление предромантизма, когда поэт сохраняет связь с классицизмом ("средними" жанрами и "средним" стилем). Его "общежительный" предромантизм в излюбленном жанре послания к друзьям ознаменовался, прежде всего, светлой мечтательностью и шутливостью молодой души, жаждущей земного счастья.

Второй период творчества. Участие в событиях Отечестве н ной войны 1812 года. Становление исторического мышления Батюшкова.

1812-1813 гг. и весна 1814-го обособляются в самостоятельный период творчества поэта, пережившего подлинный перелом, полный отказ от эпикуреизма юных лет; в это время происходит становление исторического мышления Батюшкова. батюшков поэт романтизм

Участвуя в событиях Отечественной войны, свою историческую миссию очевидца, свидетеля выдающихся свершений он связывал с писательским трудом. Его письма тех лет, особенно Н.И. Гнедичу, П.А. Вяземскому, Е.Г. Пушкиной, Д.П. Северину, одновременно передавали ход исторических событий и внутренний мир человека той поры, гражданина, патриота, личности весьма восприимчивой, чувствительной.

В письмах второй половины 1812 г. - смятение, тревога за родных и близких, негодование против "вандалов" французов, усиление патриотических и гражданственных настроений. Чувство истории складывается и развивается у Батюшкова в коде Отечественной войны. Он все больше осознает себя не просто зрителем событий ("все случается перед моими глазами"), но активного их участника: "Итак, мой милый друг, мы перешли за Рейн, мы во Франции. Вот как это случилось..."; "Мы вступили в Париж <...> удивительный город". Понятно историческое значение происходящего: "Здесь что день, то эпоха".

В письма и стихи входит идея относительности ценностей в свете истории - и возникает центральный философский вопрос, выношенный в перипетиях времени: "Что вечно, чисто, непорочно?". И так же как в письмах он заявлял, что исторические превратности "превосходят всякое понятие" и все кажется таким же иррациональным, как сон, так и в стихах размышляющий поэт не находит ответа на вопросы о смысле истории. И все же его не оставляет стремление осознать ее законы.

Третий период творчества. Романтическое неприятие действительности. Поэтика элегий .

Третий период творческого развития Батюшкова - с середины 1814 г. по 1821 г. Предромантический художественный мир поэта видоизменяется, обогащаясь сугубо романтическими элементами и тенденциями. На новом этапе духовного развития появляется новое представление о человеке, о ценностях жизни, обостряется интерес к истории. "Изящное эпикурейство" его теперь не удовлетворяет, он подвергает критике идеи "школы Эпикуровой". Для него все более важной становится не просто человеческая чувствительность, а философская, именно этическая, а также социальная, гражданская позиция человека.

Лирическое "я" его стихов и его лирические герои не только мечтают и ощущают полноту счастья, но погружаются в размышления о жизни. Философские интересы и занятия Батюшкова отразились в жанре элегий, занявших теперь центральное место в его поэзии. В элегиях - лирическое раздумье поэта о жизни человека, об историческом бытии.

Романтическое неприятие действительности усиливалось у Батюшкова. Поэт увидел странную антиномию: "страдания всего человечества во всем просвещенном мире".

Программное стихотворение поэта, в котором он провозгласил новые идейно-художественные установки, "К Дашкову" (1813), раскрывает его патриотическое и гражданственное самосознание. Он отказывается петь любовь, радость, беспечность, счастье и покой среди могил друзей, "утраченных на поле славы"; пусть погибнут талант и лира, если будут забыты дружба и страдающая родина:

Пока с израненным героем,

Кому известен к славе путь,

Три раза не поставлю грудь.

Перед врагов сомкнутым строем, -

Мой друг, дотоле будут мне

Все чужды музы и хариты,

Венки, рукой любови свиты,

И радость шумная в вине!

Предромантизм Батюшкова получил гражданственное содержание. За элегическим посланием "К Дашкову" последовали оригинальные исторические элегии. В них обнаруживаются первые веяния романтического историзма.

В его исторических элегиях ("Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года", "Переход через Рейн", к ним примыкает "Тень друга", в той же стилевой тональности "северных элегий" написана элегия "На развалинах замка в Швеции") имеют место элементы, предвосхищающие историзм гражданского романтизма декабристов. Поэт славит героический воинский подвиг. Притом отнюдь не только выдающиеся исторические личности занимают его воображение - "старец-вождь" (Кутузов) и "царь младой" (Александр I), но прежде всего безвестные герои: "воины", "ратники", "богатыри", "полки", "славяне".

Поэтика элегий свидетельствует о значительной эволюции стиля Батюшкова. В элегии "Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года" создана эффектная картина, в основе которой лежит сочетание контрастов: темноте ночи противопоставлены горящие костры, бросающие багровое зарево на небо. Выразительны и другие контрасты: безлюдье переднего плана картины (нарисован пустой берег, покрытый трупами) и движение полков вдалеке, лес копий, поднятые знамена; умирающий беглец с "мертвыми ногами" и могучие, вооруженные ратники; молодой царь "И старец-вождь перед ним, блестящий сединами // И бранной в старости красой". Эстетический идеал поэта значительно изменился: автор любуется не красотой Лизы, подобной розе, а мужественной и "бранной" красой героя-воина - старика Кутузова.

К лучшим элегиям, связанным с русским "оссианическим стилем", относится "Тень друга". Правда, в творчестве Батюшкова заметны лишь отголоски этого стиля, выразившиеся в созданных им картинах сурового Севера, а также в воспоминаниях о древних скальдах, о "диких" и храбрых воинах Скандинавии, о скандинавских мифах ("На развалинах замка в Швеции"). В элегии "Тень друга" поэт не столько следует литературной традиции, сколько передает глубоко личное переживание: тоску о погибшем на войне друге. Элегическая идея неизбежности утраты дорогого и милого человека, жизненной скоротечности ("Или протекшее все было сон, мечтанье...") выстрадана самим поэтом.

"Южные элегии" Батюшкова - "Элегия из Тибулла. Вольный перевод", "Таврида", "Умирающий Тасс", к ним примыкает баллада "Гезиод и Омир - соперники". Античность у Батюшкова - это, прежде всего колорит места, выраженный в названиях: "Феакия", "восточные берега", "Таврида", "Древняя Греция", "Тибр", "Капитолий", "Рим", в экзотике юга: "Под небом сладостным полуденной страны", "лазоревые моря", "душистых трав кругом кошницы полны", "... раскинуты средь лавров и цветов бесценные ковры и багряницы"; течет мирная жизнь людей и животных: "дебелый вол бродил свободно по лугам", "в сосуды молоко обильною струею // Лилося из сосцов питающих овец..." - "священные места". Внешние атрибуты жизни, живописный облик старины для поэта весьма значимы, но все же историзм его элегий отнюдь не сводится к экзотической картинности. Поэт чувствует движение времени. Он сохраняет в переводах признаки миросозерцания и психологии античного человека (поклонение богам, жертвоприношения, страх перед судьбой), но все же особенно важны для него те элементы старины, которые ассоциированы с современностью.

Сильны романтические начала в элегии "Умирающий Тасс". Эпиграф на итальянском языке из трагедии Тассо "Торрисмондо" провозглашал ненадежность славы: после триумфа остаются печаль, жалобы, слезные песни; к числу ненадежных благ отнесены и дружба, и любовь. Батюшков сделал лирическим героем элегии прославленного итальянского поэта с трагической судьбой - Торквато Тассо. Увлечение Тассо, как и Данте, относится к первым веяниям романтизма в России. В батюшковском образе сочетаются два начала - величие и трагедийность. В личности великого поэта, творчество которого прошло сквозь века, как и творчество Тибулла, Батюшков обнаружил воплощение важнейшей и вечной, согласно поэту, исторической закономерности: неоцененность гения его современниками, трагичность его судьбы; его дар получает "запоздалую оплату".

Историческая элегия утверждала нравственную идею необходимости человеческой благодарности ("памяти сердца") великим людям-мученикам, отдавшим свой гений другим. Вместе с тем в элегии заметна нравоучительность - история в лице Тасса дача урок потомкам.

Творчество Батюшкова - вершина русского предромантизма.

Лирика Батюшкова пережила свое время и не утратила обаяния и в наши дни. Ее эстетическая ценность - в пафосе "общежительности", в поэтическом переживании молодости и счастья, полноты жизни и духовной окрыленности мечтой. Но и исторические элегии поэта сохраняют поэтическую привлекательность и своей гуманной нравственной тенденцией, и яркой живописью лирико-исторических картин.

Лите ратура

1. Батюшков К.Н. Сочинения (любое издание)

2. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М., 1971.

3. Григорьян К.Н. Батюшков // К.Н. Григорьян. Пушкинская элегия: национальные истоки, предшественники, эволюция. - Л., 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Отечественная война 1812 года. Обновление темы Отечественной войны. Принципиальное художественное открытие Пушкина. М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории. В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над "Война и мир".

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    Основные факты биографии Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855) - предшественника А.С. Пушкина, поэта раннего русского романтизма, родоначальника новой "современной" русской поэзии. Аникреонтические и эпикурейские мотивы в творчестве поэта.

    презентация , добавлен 05.09.2013

    К.Н. Батюшков - русский поэт, предшественник А.С. Пушкина. Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, "современной" русской поэзии. Изучение биографии и литературной деятельности поэта.

    презентация , добавлен 10.12.2011

    Поэтическая летопись Отечественной войны 1812 года как веха в истории русской литературы: презрение к врагу, вера в победу в поэзии Ф. Глинки, В. Жуковского; современные реалии в баснях И. Крылова; пророческое осмысление событий в творчестве А.Пушкина.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Детские годы Константина Николаевича Батюшкова. Участие в военных действиях в Пруссии. Участие в войне со Швецией. Значение поэзии Батюшкова в истории русской литературы. Отличительные черты прозы Батюшкова. Чистота, блеск и образность языка Батюшкова.

    презентация , добавлен 30.10.2014

    В. Жуковский как известный русский поэт, участник войны 1812 года: анализ краткой биографии, знакомство с творческой деятельностью. Общая характеристика баллады "Людмила". Рассмотрение основных особенностей переводческого мастерства В. Жуковского.

    презентация , добавлен 18.12.2013

    Биография и творческий путь Константина Николаевича Батюшкова. Элегия как жанр новой романтической литературы. Значение поэзии Батюшкова в истории русской литературы. Литературные вкусы, отличительные черты прозы, чистота, блеск и образность языка.

    презентация , добавлен 31.01.2015

    Вклад в развитие русской литературы первого поэта России Константина Батюшкова. Биография поэта, трагичность его судьбы. Размышления на религиозные и философские темы, противостояние поэта и реального мира проникнутой тоскливой безнадежностью поэзии.

    презентация , добавлен 11.12.2012

    Принцип историзма и описание событий Отечественной войны 1812 года в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Анализ романтических героев в их творчестве. Проблема интерпретации образа Наполеона в художественной литературе и оценка его политики.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2016

    Характеристика языковой ситуации начала XIX века. Творчество К.Н. Батюшкова и школа гармонической точности. Исторический экскурс на уроках русского языка. Лингвистические и литературные взгляды русского писателя, творчество К. Батюшкова в школьном курсе.

Написано 119 стихотворений, из которых 26 переводов и 6 подражаний. Самые популярные его оригинальные стихотворения: «Выздоровление», «Веселый час», «Мои пенаты», «К Д. В. Дашкову», «Переход через Рейн», «Тень друга », «На развалинах замка Швеции», «Таврида», «Разлука», «Пробуждение», «Воспоминания», «Мой гений», «Надежда», «Умирающий Тасс», «Вакханка», «Из греческой антологии».

Прозаических произведений у Батюшкова 27 (с 1809 – 1816 г.), отличающихся стилистическими достоинствами. Главные из них: «Отрывок из писем русского офицера из Финляндии», «Похвальное слово сну», «Прогулка по Москве», «О поэте и поэзии», «Прогулка по академии художеств», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» (которому он придавал большое значение), «О сочинениях Муравьева», «Вечер у Кантемира», «Нечто о морали, основанной на философии и религии». Нельзя не упомянуть о «записной книге Батюшкова под названием: «Чужое – мое сокровище». В этой книге много переводного, но также и разных воспоминаний, набросков, самостоятельных мыслей, не лишенных интереса.

Константин Николаевич Батюшков. Портрет работы неизвестного художника, 1810-е

Такое же почти значение имеет переписка Батюшкова с друзьями, особенно с Гнедичем , которому было написано 85 писем. Из шуточных произведений Батюшкова наиболее известны «Видение на берегах Леты» и «Певец во стане славяноруссов». Оба посвящены осмеянию партии «Беседы» с Шишковым во главе.

Главная заслуга Батюшкова состоит в выработке стиха; он вполне овладел гармонией его и понял, что учиться ей надо у итальянских поэтов, страстным поклонником которых он был всегда. Постоянными образцами для переводов являлись: Касти, Петрарка , Тибулл , Парни , Тассо , идеалом же Батюшкова был Ариосто . «Возьмите душу Вергилия , пишет он, воображение Тасса, ум Гомера , остроумие Вольтера , добродушие Лафонтена , гибкость Овидия – вот Ариост». Белинский писал о Батюшкове: «Такие стихи и в наше время превосходны, при первом же своем появлении они должны были породить общее внимание, как предвестие скорого переворота в русской поэзии. Это еще не пушкинские стихи, но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а пушкинских». Он «уготовил пути» для Пушкина, первые произведения которого – подражания Батюшкову. Юноша Пушкин находил неблагозвучие в стихах Жуковского и, добиваясь совершенства, подражал Батюшкову.

КОНСТАНТИН БАТЮШКОВ. "Надежда". Библейский сюжет. Видеофильм

Не надо забывать, что если Карамзин имел таких предшественников, как Фонвизин и Державин , то Батюшков не имел никого и совершенно самостоятельно вырабатывал гармонию стиха Поэзия его отличается необыкновенною искренностью. «Живи, как пишешь, (говорит он) и пиши, как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы». Этому идеалу Батюшков остался верен в течение всей своей жизни.

Поэзия его носит отчасти нерусский характер, оторванный от родной почвы. Влияние итальянских поэтов сказалось в эпикурейском направлении лиры Батюшкова. Удалению от мотивов, более свойственных русской природе, способствовала борьба еще с шишковистами, которые глубоко возмущали поэта. «Любить отечество должно; кто не любит его, тот изверг. Но можно ли любить невежество? Можно ли любить нравы и обычаи, от которых мы отдалены веками и, что еще больше, – целым веком просвещения?»

Поэзия Батюшкова, отличавшаяся искренностью, находилась в тесной связи с его личной жизнью. Как жизнь его вплоть до вступления в милицию, так и поэзия была бессодержательна. После же того, как пережил войну, путешествовал за границею, поэзия его получает более серьезное направление («

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Посвящается 225- летию со дня рождения

К. Н. Батюшкова

«Мои Пенаты»

Никанорова Екатерина

Борисовна, учитель

МБОУ «СОШ № 9»

г. Череповца

Вологодской области

2012

Слово о Батюшкове

В мае 2012 года исполняется 225 лет со дня рождения русского поэта,

предшественника А. С. Пушкина, Константина Николаевича Батюшкова. Давайте

вглядимся в лики поэта.Слайды 1-2.

1787 г. 18 (29) маявВологде, в семье Николая Львовича Батюшкова и его жены

Александры Григорьевны (урожд. Бердяевой) родился сын Константин. Дворянский род

Батюшковых старинный, известный, но обедневший. Сохранились фамильные

портреты предков Батюшкова (деда и отца), старшей сестры Александры, младшей

Варвары и младшего брата Помпея (впоследствии издателя произведений своего

знаменитого брата).Слайд 3

Мать рано умерла, мальчик воспитывался в частных пансионах Петербурга.

Большое влияние на формирование Константина оказал дядя Михаил Никитич

Муравьев. «Он для меня все», - писал впоследствии Батюшков.Слайд 4-5

Детство поэта прошло в родовом имении Даниловское Устюженского уезда.

Отец, Николай Львович, был просвещенным для своего времени человеком, имел в

доме богатую библиотеку, картинную галерею, дал детям хорошее образование.

Сейчас в Даниловском музей.Слайды 6 – 7

Вторая половина жизни Батюшкова прошла в Вологде, в семье его племянника

Творческий путь Батюшкова –примерно два десятка лет начала 19 века. Им

созданы элегии, послания, сатиры, эпиграммы, шуточные стихотворения сделано

большое количество переводов. Известно около десятка прозаических произведений,

дневниковые записки. Высокую оценку Батюшкову дал Белинский: «Батюшков –талант

сильный и самобытный». «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин

явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова

достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и

уважением». Слайды 13-14 .

Батюшков был талантлив и как художник. Страницы его рукописей пестрят

многочисленными рисунками, выполненными «быстрою и решительною кистью».

Впоследствии так же рисунками будет заполнять свои рукописи А. Пушкин.

Слайды 15-21

В возрасте 34 лет Батюшков заболел тяжелою душевною болезнью, которая

передалась ему по наследству от матери. Сначала лечение помогало, сознание

возвращалось к нему. В такие минуты Батюшков осознавал и писал: «Меня уже нет на

свете"Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес на голове

красивый сосуд, чем- то наполненный. Сосуд сорвался с головы…». Летом 1855 года он

похоронен на кладбище Спасо- Прилуцкого монастыря. На памятнике эпитафия самого

Не нужны надписи для камня моего,

Память о поэте бережно хранят в Вологде. В центре, на Соборной горке, установлен

памятник поэту- страннику. Слайды 25 -28

Литературно- музыкальная композиция

«Мои Пенаты»

Сцена I.

Стол, книги, перо, подсвечник со свечой. Входит Поэт.

Поэт:Я предполагал, что нынешнею весною могу предпринять путешествие для моего

здоровья по России: в половине апреля быть в Москве, закупить все нужное, книги,

вещи, экипаж, провести три недели посреди шума городского, посоветоваться с

лекарями и в первых числах мая отправиться на Кавказ, оттуда в Тавриду. Но ветры

унесли мои желания!Я один, живу вимении моей матери в Хантонове, близ

Череповца.

Совсем ветхий барский дом с балконом, беседкой в саду. За лесом – волны

Шексны. Я под тенью домашних богов. В Древнем Риме их называли Пенатами.

Чтец:отрывок из стихотворения «Мои Пенаты»

Слайды презентации 29 -37

МОИ ПЕНАТЫ

Послание к Жуковскому и Вяземскому

Отечески Пенаты,

О пестуны мои!

Вы златом не богаты,

Но любите свои

Норы и темны кельи,

Где вас на новоселье,

Расставил по углам;

Где странник я бездомный,

Всегда в желаньях скромный,

Сыскал себе приют.

О боги! будьте тут

Доступны, благосклонны!

Не вина благовонны,

Не тучный фимиам

Поэт приносит вам;

Но слезы умиленья,

Но сердца тихий жар,

И сладки песнопенья,

Богинь пермесских дар!

О Лары! уживитесь

В обители моей,

Поэту улыбнитесь -

И будет счастлив в ней!..

В сей хижине убогой

Стоит перед окном

Стол ветхий и треногой

С изорванным сукном.

В углу, свидетель славы

И суеты мирской,

Висит полузаржавый

Меч прадедов тупой;

Там жесткая постель -

Все утвари простые,

Все рухлая скудель!

Скудель!.. Но мне дороже,

Чем бархатное ложе

И вазы богачей!..

Отеческие боги!

Да к хижине моей

Не сыщет ввек дороги

Богатство с суетой;

С наемною душой

Сцена II.

Поэт:В доме у меня тихо. Собака дремлет у ног моих, глядя на огонь в печке, сестра в

других комнатах читает. Я думаю… Почему мне нельзя жить в Москве?Почему

Квартира – 500

Дрова, освещение, чай – 500

Троелюдей – 500

Кушанье – 1000

Платье – 1000

Экипаж в разные времена – 1000

Издержки непредвиденные – 1000

Итого: 5500 рублей.

Когда устроятся мои дела? Когда я буду иметь доход до семи тысяч? О милая

независимость!Возможность уехать отсюда, находиться средидрузей, заниматься

тем, что надобно душе. Все силы приложу, чтобы исполнить мечту. А пока… Пока буду

вспоминать Москву.Совершупрогулку по Москве…

Слайды презентации 38 - 44

ПРОГУЛКА ПО МОСКВЕ

1. Теперь, на досуге, не хочешь ли со мною прогуляться по Москве? Дорогою я

великанами; башня на башне, стена на стене, дворец возле дворца! Странное

смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с

нравами и обычаями восточными! Дивное, непостижимое слияние суетности,

тщеславия и истинной славы и великолепия, невежества и просвещения, людскости и

варварства. Не удивляйся, мой друг: Москва есть вывеска или живая картина нашего

отечества.

столицы, построенной величайшим народом на приятнейшем месте. Тот, кто, стоя в

Кремле и холодными глазами смотрев на исполинские башни, на древние монастыри,

на величественное Замоскворечье, не гордился своим отечеством и не благословлял

1. Все противоположное мы видим на Кузнецком мосту и на Тверской, Там

книжные французские лавки, модные магазины, которых уродливые вывески

заслоняют целые домы, часовые мастера, погреба, и, словом, все снарядымоды и

2. Зайдем оттуда в конфектный магазин, где жид или гасконец Гоа продает

лакированных сапогах, в широких английских фраках, и в очках, и без очков, и

растрепанных, и причесанных. Этот, конечно, -англичанин: он, разиня рот, смотрит

на восковую куклу. Нет! он русак и родился в Суздале. Ну, так этот -француз: он

картавит и говорит с хозяйкой о знакомом ей чревовещателе, который в прошлом году

забавлял весельчаков парижских. Нет, это старый франт, который не езжал далее

Макарья и, промотав родовое имение, наживает новое картами. Ну, так это -немец,

русский, а только молодость провел в Германии. По крайней мере, жена его

иностранка: она насилу говорит по- русски. Еще раз ошибся! Она русская, любезный

друг, родилась в приходе Неопалимой Купины и кончит жизнь свою на святой Руси.

Отчего же они все хотят прослыть иностранцами, картавят и кривляются? -отчего?.

1. Теперь мы опять вышли на улицу. Взгляни направо, потом налево и делай сам

замечания, ибо увидишь вдруг всю Москву со всеми ее противоположностями.

2. Вот большая карета, которую насилу тянет четверня: в ней чудотворный

образ, перед ним монах с большою свечей. Вот старинная Москва и остаток древнего

обряда прародителей!

лошади, лакей, кучера -все в последнем вкусе. Вот и новая Москва, новейшие

2. Эта большая дедовская карета, запряженная шестью чалыми тощими

клячами, остановилась у дверей модной лавки. Вот из нее вылезает пожилая женщина

в большом чепце, мадам, конечно, француженка, и три молодые девушки. Они входят

в лавку -и мы за ними. «Дайте нам головных уборов, покажите нам эти шляпки, да по

христианской совести, госпожа мадам!» И торговка, окинув взорами своих гостей,

узнает, что они из степи, продает им лежалую старину вдвое, втрое дороже

обыкновенного. Старушка сердится и покупает.

1. Взгляни сюда, счастливец! Возле огромных чертогов вот хижина, жалкая

стужей -дети полунагие, мать за пряслицей, отец - старый заслуженный офицер в

изорванном майорском камзоле - починивает старые башмаки и ветхий плащ, затем,

чтоб поутру можно было выйти на улицу просить у прохожих кусок хлеба, а оттуда

пробраться к человеколюбивому лекарю, который посещает его больную дочь. Вот

Москва, большой город, жилище роскоши и нищеты.

зевает у камина, между тем как вокруг его все в движении, роговая музыка гремит на

хорах, вся челядь в галунах, и роскошь опрокинула на стол полный рог изобилия. В

обветшали. Самое самолюбие его оставило. Он окружен ласкателями, иностранцами и

шарлатанами, которых он презирает от всей души, но без них обойтись не может. Его

тупоумие невероятно. Вот следствие роскоши и праздности в сей обширнейшей из

столиц, в сем малом мире!

1. Теперь мы видим перед собою иностранные книжные лавки. Их множество, и

ни одной нельзя назвать богатою в сравнении с петербургскими. Книги дороги,

хороших мало, древних писателей почти вовсе нет, но зато есть мадам Жанлис и

мадам Севинье - два катехизиса молодых девушек - и целые груды французских

романов - достойное чтение тупого невежества, бессмыслия и разврата. Множество

книг мистических, назидательных, казуистских. Их беспрестанно раскупают и в Москве,

ибо наши модницы не уступают парижским в благочестии и с жадностию читают глупые

и скучные проповеди, лишь бы только они были написаны на

языке медоточивого Фенелона, сладостного друга почтенной девицы Гион.

2. Я думаю, что ни один город не имеет ниже малейшего сходства с Москвою.

нищета, изобилие и крайняя бедность, набожность и неверие, постоянство дедовских

времен и ветреность неимоверная, как враждебные стихии, в вечном несогласии, и

составляют сие чудное, безобразное, исполинское целое , которое мы знаем под

общим именем: Москва

Сцена III.

Поэт: Любимое мое занятие – книги. Книга всегда глубокомысленна, никогда не

утомительна. Книга – история и роман человеческого сердца. Роман… Страсти

человеческого сердца…Любовь может быть в голове, в сердце и в крови. Головная

Любовь сердечная опасна менее. Любовь в крови весьма обыкновенна. Истинная

любовь должна быть и в голове, и в сердце, и в крови… Вот блаженство! Вот ад!

Вспоминается мне Рига. Мое выздоровление после ранения. Молодая девушка

Эмилия. И Петербург, дом Оленина. Еще одна девушка –Анна Федоровна Фурман. Мы

были влюблены. Но ни с одной из них мне не суждено быть вместе.

О, память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной…

Слайды презентации 45 - 47

Звучит романс «Память сердца»

Сцена IV.

живи, как пишешь. Трудное правило. Надо подумать. Мысли мои мысли так и летят

одна за одной, так и вьются, кружатся…

Чтецы – мысли. Выходят, медленно кружась. Приближаются к краю сцены и

произносят мысль поэта.

1.Гордость - огромная вывеска маленькой души.

2. Испытание. Каждая вещь имеет испытание. Золото пробуется огнем, женщина

золотом, а мужчина –женщиной.

3. Знаю – понимается тремя видами.1- е. «Все знаю» означает надменного невежду. 2-

е. «Не знаю» - глупого. 3- е. «Ничего не знаю» - разумного человека.

1. Упрямство –вывеска дураков.

2. Прекрасная женщина всегда божество, особенно если мила и умна, если хочет

нравиться. Но где она привлекательнее? За арфой, за книгою, за пяльцами, за

молитвою или в кадрили? –Нет совсем! –а за столом, когда она делает салат.

3. Нет ничего скучнее, как жить с человеком, который ничего не любит, ни собак, ни

людей, ни лошадей, ни книг. Что в офицере без честолюбия? Ты не любишь крестов? --

Иди в отставку! а не смейся над теми, которые их покупают кровью. Ты не имеешь

охоты к ружью? -- Но зачем же мешать N. ходить на охоту? Ты не играешь на скрипке?

-- Пусть же играет сосед твой!.. Но отчего есть такие люди на свете? -- от самолюбия.

Поверьте мне,что эта страсть есть ключ всех страстей.

1. Женщины меня бесят. Они имеют дар ослеплять и ослепляться. Они упрямы, оттого

что слабы. Недоверчивы, оттого что слабы. Они злопамятны, оттого что слабы. У них

нет Mezzo termine {Золотой середины (итал). }. Любить или ненавидеть! -- им надобна

беспрестанная пища для чувств, они не видят пороков в своих идолах, потому что их

обожают; а оттого- то они не способны к дружбе, ибо дружба едва ли ослепляется! -- Но

можно ли бранить женщин? Можно: браните смело. У них столько же добродетелей,

сколько пороков.

2. Надобно быть снисходительным и к себе: сделал дурно сегодня, не унывай -

теперь упал, завтра встанешь. Не валяйся только в грязи.

3. Читать -- читается таким образом. 1 -е. Читать и не понимать. 2- е. Читать и

понимать. 3- е. Читать и понимать даже то, что не написано. Большая часть читает

первым образом, но третьим -- всегда мало.

Сцена V.

Поэт: Кругом мрачное молчание, дом пуст, дождик накрапывает, в саду слякоть.

Что делать? Все прочитал, что было, даже «Вестник Европы ». Давай вспоминать

старину. Давай писать набело, экспромтом, без самолюбия, и посмотрим, что

выльется; писать так скоро, как говоришь, без претензий, как мало авторов пишут, ибо

самолюбие всегда за полу дергает и на место первого слова заставляет ставить

другое. Перо немного рассеет тоску мою. И так... Но вот уж я и в тупик стал. С чего

начать? О чем писать? Отдавать себе отчет в прошлом, описывать настоящее и планы

будущего. Но это -признаться -очень скучно.

Что говорить о настоящем! Оно едва ли существует. Будущее... о, будущее для

меня очень тягостно с некоторого времени!

И так, пиши о чем -нибудь; рассуждай!

Рассуждать несколько раз пробовал, но мне что- то все не удается: для меня -говорят

могу рассуждать?

Первыйрезон:мал ростом.

2-й » не довольно дороден.

3-й » рассеян.

4-й » слишком снисходителен.

5-й » ничего не знаю с корня, а одни вершки, даже и в поэзии, хотя

целый век бледнею над рифмами.

6-й » не чиновен, не знатен, не богат.

7-й » не женат.

8-й » не умею играть в бостон и в вист.

9-й » ни в шах и мат.

10-й » ни во что другое

11-й » После придумаю остальные резоны, по которым рассудок

заставляет меня смиряться. Но писать надобно. Мне очень скучно без пера. Пробовал

рисовать - не рисуется; что же делать, научите добрые люди, а говорить не с кем. Не

знаю, как помочь горю. Давай подумаю.

Недавно я имел случай познакомиться с странным человеком, каких много ! Вот

некоторые черты его характера и жизни.

Ему около тридцати лет. Он то здоров, очень здоров, то болен, при смерти

болен. Сегодня беспечен, ветрен, как дитя; посмотришь завтра - ударился в мысли, в

религию и стал мрачнее инока. Лице у него точно доброе, как сердце, но столь же

непостоянно. Он тонок, сух, бледен, как полотно. Он перенес три войны и на биваках

был здоров, в покое - умирал! В походе он никогда не унывал и всегда готов был

жертвовать жизнью. Он служил в военной службе и в гражданской: в первой очень

усердно и очень неудачно; во второй удачно и очень не усердно. Обе службы ему

надоели, ибо, поистине, он не охотник до чинов и крестов.

Он вспыльчив, как собака, и кроток, как овечка. В нем два человека…

Входят двое: белый человек и черный человек

Встают позади поэта спиной друг к другу

Белый: : один - добр, прост, весел, услужлив, богобоязлив, откровенен до

излишества, щедр, трезв, мил.

Черный: другой человек злой, коварный, завистливый, жадный, иногда

корыстолюбивый, но редко; мрачный, угрюмый, недовольный, мстительный, лукавый,

есть черный -прямойурод.

чудака профиль дурного человека, а посмотришь в глаза, так найдешь доброго:

Константин Батюшков – выдающийся русский поэт, который придал стихотворному языку особую гармонию и гибкость.

Батюшков является одним из первых, кто ввел в русскую поэзию множество наработок, которые были признаны классическими еще при его жизни.

В этот период биографии, Батюшкова особенно интересовала французская и русская . Одновременно с этим он изучал латынь, а также увлекался древнеримской классикой.

Находясь в Петербурге, Батюшков познакомился с выдающимся русским поэтом .

Интересен факт, что Константин Батюшков приходился родственником сенатору и общественному деятелю Михаилу Муравьеву, который помог ему устроиться на службу в Министерство народного просвещения.

Прослужив там около 3-х лет, 18-летний Батюшков начал работать письмоводителем при министерстве просвещения.

В 1807 г. Константин Батюшков записался в народное ополчение, после чего отправился в Прусский поход.

В одном из боев он был ранен и отправлен на лечение в Ригу. Спустя 2 месяца ему разрешили уехать домой.

Война с Наполеоном

Значение Батюшкова в истории русской литературы и главная заслуга его заключается в том, что он много потрудился над обработкой родной поэтической речи и придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия.

В это время с ним случается нервный срыв, после чего у поэта начинают проявляться ярко выраженные признаки шизофрении. В это время им было написано стихотворение «Завещание Мельхиседека».

С каждым месяцем Константину Батюшкову становилось все хуже. Мнимые преследования сделали жизнь писателя и окружавших его людей невыносимой. В итоге его положили в психиатрическую больницу.

После 4 лет лечения его отправили в .

Однажды к Батюшкову в гости приехал Александр Пушкин, который был потрясен ужасным видом поэта. Спустя некоторое время Пушкин напишет знаменитое стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума».

Смерть

Последние 22 года жизни больной провел в доме своего племянника. Константин Николаевич Батюшков умер от тифа 7 июля 1855 г. в возрасте 68 лет. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

Если вам понравилась краткая биография Батюшкова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Константин Николаевич Батюшков - талантливый, самобытный поэт русского предромантизма, оказавший значительное влияние на молодого Александра Сергеевича Пушкина и поэтов его круга.

Батюшков родился в Вологде, в дворянской семье. С 1797 по 1802 годы он обучался в двух частных петербургских пансионах, откуда вынес хорошее знание французского, итальянского, немецкого языков, русской и французской поэзии. В отроческие годы Батюшков серьезно изучает итальянскую поэзию, латынь.

С 1802 года он служит в Министерстве народного просвещения, где его сослуживцем и одним из самых близких друзей становится Н.И. Гнедич; расширяется круг его литературных знакомств, усиливается интерес к поэтическому творчеству. С 1804 года его стихи начинают появляться в журналах.

На развитие поэтических способностей Батюшкова большое влияние оказал двоюродный брат его отца, один из родоначальников русского сентиментализма и так называемой «легкой поэзии» в русской литературе М. Н. Муравьев (1757-1807). Плодотворным было и сближение Батюшкова с кружком директора Публичной библиотеки (а с 1817 года президента Академии художеств) А.Н. Оленина, куда входили И.А. Крылов, В.В. Капнист, Н.И. Гнедич и др.

Литературная судьба Батюшкова была тесно связана с Н.М. Карамзиным, В.А. Жуковским, П.А. Вяземским и А.С. Пушкиным. Творчество Батюшкова, продолжавшееся восемнадцать лет и трагически оборвавшееся в связи с тяжелой неизлечимой болезнью, получило признание уже у его современников.

Первый период творчества - 1802-1812 годы (довоенное время) - это время увлечения философскими идеями Эпикура, время создания «легкой поэзии», интимной лирики, прославляющей дружбу, любовь, право человека жить в соответствии с внутренними потребностями. Главными жанрами этой поры в творчестве Константина Николаевича являются послания, посвящения, надписи, эпиграммы, стихотворные шутки. Написаны и первые элегии, но они ещё не занимают центрального места в творчестве поэта.

Батюшков участвовал в войне с Наполеоном в 1807 году; в 1808 году - в шведской войне; участвовал в заграничных походах русской армии во Францию в 1813-1814 годах.

1812 - середина 1810-х гг.- особый период в жизни и творчестве Батюшкова. Бедствия, которые пережила его отчизна во время Отечественной войны 1812 г., повлияли на изменение взглядов поэта. Стремление глубоко поэтически осмыслить события почти вытеснило эпикурейские мотивы в его поэзии, это мы видим в послании «К Дашкову» (1813) и в исторических элегиях «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года» (1813), «Переход через Рейн» (1816-1817) и др.

Исторические элегии Батюшкова вызвали положительные отзывы критики и утвердили за Батюшковым имя крупного поэта современности. Ранение, полученное во время военной службы, и пошатнувшееся здоровье требовали перемены климата. Стараниями друзей Батюшков получает место в русской дипломатической миссии в Неаполе, куда и переезжает в 1818 году.

В последние творческие годы усиливается философичность произведений Батюшкова, лирический герой его стихов теперь не столько стремится к наслаждениям и радостям жизни, сколько к её глубокому осмыслению.

Изменения художественного мира и видения поэта в последний период творчества - с середины 1810-х годов по 1821 год - ведут к усилению и углублению романтических тенденций и элементов в его поэзии. Центральное место в творчестве теперь занимают элегии, в которых постепенно усиливаются мотивы непрочности земных благ, слышится «тоска сердечная», «душевная скорбь».

В 1821 году Батюшков смутно начинает ощущать признаки появления наследственной болезни - мании преследования. Он пишет одно из последних стихотворений: «Ты знаешь, что изрек, Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?..», где с большой трагической силой выразил свои мысли о суетности и непостижимости земной жизни человека.

Последние тридцать три года тяжелое душевное заболевание вырвало из рядов русских литераторов талантливого художника, тонко, глубоко чувствовавшего противоречивость и сложность духовной жизни человека, творчество которого в значительной степени подготовило расцвет русской лирики и явилось продуктивной школой для Пушкина и поэтов пушкинской поры. Умер Батюшков в родной Вологде 7 июля 1855 года.